Оксана Кирьянова
Семинар-практикум «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 2
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
Слайд № 3
Актуальность темы: Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей дошкольников, она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умение организовывать общение со сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Публикация «Семинар-практикум „Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Слайд № 4
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.
Слайд № 5
Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.
Слайд № 6
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе.
Слайд № 7
Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
Слайд № 8
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Слайд № 9
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуются грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
Слайд № 10
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Слайд № 11
Основные направления речевой работы в театральной деятельности :
- Развитие культуры речи : артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения.
- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности : развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности
Слайд № 12
Значение театрализованной деятельности помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
Слайд № 13
Театрализованные игры делятся на две группы: режиссерские и игры – драматизации.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки
Слайд № 14
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами"
Ребёнок «озвучивая» героев и комментируя сюжет, использует разные средства вербальной выразительности.
Режиссё рские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.
Слайд № 15 Виды театра
Настольный - театры из фетра и прищепок; вязанные и сложенные в технике оригами; сделанные из носков, деревянных ложек и лопаточек; CD-дисков, картонных втулок, стаканчиков от йогурта и прочих бросовых материалов
Способствует создавать благоприятные условия для развития личности ребенка.
•Создавать условия для самостоятельных импровизаций с помощью
кукольного театра.
• Поддерживать, развивать и укреплять стремление ребенка самостоятельно
участвовать в кукольном спектакле.
• Способствует общему развитию ребенка средствами театрализованной
деятельности.
• Развивает игровые, познавательные, речевые, сенсорные способности,
учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
• Формирует у ребенка эмоционально – эстетическое и бережное
отношение к игрушкам.
Слайд № 17
Пальчиковый театр :
Способствует развитию речи, внимания, памяти;
• формирует пространственные представления;
• развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
• Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
Слайд № 18
Вязаный театр : Развивает моторно- двигательную, зрительную, слуховую координацию;
• Формирует творческие способности, артистизм;
• Обогащает пассивный и активный словарь
Слайд № 19
Конусный :
• Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
• Сопровождать движения пальцев речью;
• Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Слайд № 20
Театр топотушки тамтамарески) :
• Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
• Знакомит с народным творчеством;
• Обучает навыкам общения, игры, счета
Слайд № 21
Стендовый:
• Развивает творческие способности;
• Содействует эстетическому воспитанию;
• Развиваюет ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
• Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
Слайд № 22
Теневой: Развивает пластичность, подвижность, чувство ритма, координацию движений;
• Развивать тембр голоса;
• Умение раскрепоститься. вести диалогическую и монологическую речь.
Слайд № 23
Театр Би-ба-бо
• Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие:
• помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
• Помогает справиться с переживаниями, страхами;
• Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
• Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
• Развивает мышление
Слайд № 24
Костюмированный театр
• способствует активизации разных сторон речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.
• способствует реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощению и повышению личной самооценки.
Слайд № 25
Ростовой театр (живой куклы)
• Способствует развитию диалогической речи, выразительной и эмоциональной речи;
• Развитию творческого мышления, памяти, воображения;
• Развитие артистических способностей с использование мимики, жестов и голоса.
Слайд № 30
Вывод:
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.