Панасенко Ольга Николаевна
Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
повышение профессиональной компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста. Овладение педагогами практическими навыками работы по развитию речевых способностей дошкольников.
Задачи:
1. Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;
Публикация «Семинар-практикум „Использование инновационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;
3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;
4. Контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
5. Повышать методический уровень педагогов по организации дидактических игр детьми, способствующих речевому развитию. Вызвать у педагогов осознание
необходимости расширять свои знания в области развития речи детей.
Форма проведения:
1. Обмен опытом.
2. Деловая игра.
План проведения:
1. Вступительное слово – заведующая Бекова Л. К.
Практическая часть.
2. Использование современных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста
3. Подведение итогов. Решение.
Ход семинара-практикума :
1. Вступление – заведующая Бекова Л. К. (прилагается)
Участникам семинара предлагается продолжить фразу: «Общение для меня – это…»
Общение – та деятельность, которой человек овладевает уже на первом году жизни и совершенствование которой продолжается всю жизнь. В общении развивается речь ребёнка, в свою очередь влияющая на характер общения.
Пассивный словарь формируется в зависимости от активной позиции взрослого,
знакомящего ребёнка с окружающим миром. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.
Развитие речи органически связано с умственным воспитанием, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое
мышление. Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно- речевой деятельности, т. е. эстетическим восприятием, фольклорными и
литературными произведениями. В процессе обучения решаются задачи
нравственного воспитания. В педагогическом процессе на основе формирования у ребенка речевых умений и навыков развивается его речь :
понимание смысла слова и обогащение словаря
усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса
овладение звуковой культурой речи
формирование связной речи
формирование грамматического строя речи
Каждую из задач необходимо решать комплексно и своевременно на протяжении всего дошкольного детства.
Задачи развития речи решаются в разных видах деятельности:
в образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой,
явлениями окружающей действительности,
обучению грамоте, а также в игровой, художественной деятельности и в повседневной жизни.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок
творчески освоил нормы и правила родного языка,
гибко их применял в конкретных ситуациях,
овладел основными коммуникативными умениями
I I .Практическая часть
1 задание «Разминка»
Каждый быстро односложно («Да» или «Нет») отвечает на вопросы ведущего.
1. Общение является ведущим средством развития речи (Да)
2. Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря (Нет)
3. Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению (Да)
4. Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы (Да. Произносятся звуки)
5. Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения (Да)
6. Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя (Нет)
7. Интонация, высота и сила голоса входят в компоненты речи. (Нет)
Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь и грамматический строй
8. В слове «яркая» 7 звуков. (Да)
2 задание «Отвечай быстро»!
Кто больше напишет технологий развития связной речи (за 1 минуту)
МНЕМОТЕХНИКА, МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИНКВЕЙН, ЛОГОТИМИКА, СКАЗКОТЕРАПИЯ, СТОРИТЕЙЛИНГ, СТРАЙЛИТИНГ, ТРИЗ (игры на
воображение, метод исследования, метод каталога, метод фокальных объектов, метод системного анализа, метод мозгового штурма, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВОСКОБОВИЧ, КОЛЛАЖ…
3. «Развитие речи» (приемы и методы)
1. Изложение прослушанного произведения (пересказ)
2. Прием, который использует ребенок после рассказа для уточнения. (вопрос)
3. Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
4. Сообщение о фактах, существующих одновременно (описание)
5. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературного произведения (драматизация)
4 задание «Изобрази пословицу» (за 3 минуты)
Изобразите пословицу с помощью схемы
(Команды выбирают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме)
"Любишь кататься - люби и саночки возить" "Семь раз отмерь, один раз отрежь"
" Не имей сто рублей, а имей сто друзей" "Без труда не вынешь и рыбку из пруда"
"Дерево богато плодами, а человек друзьями! "
«Яблочко от яблоньки недалеко падает»
«Под лежачий камень вода не течет»
"Что написано пером, не вырубишь топором"
5 задание «Составь мнемотаблицу»
Составить мнемотаблицу к стихотворению
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом. Под кустами еж колючий Нагребает листьев кучу. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло уютно в нем.
6 задание
Каждой команде нужно вспомнить и записать как можно больше двойных имен, встречающихся в сказках: (за 3 минуты)
ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН, СТАРИК ХОТТАБЫЧ,
ДЯДЯ ФЕДОР, БРАТЕЦ КРОЛИК,
ДОКТОР АЙБОЛИТ, СИНЬОР ПОМИДОР
КАРЛИК НОС, ОЛЕ ЛУКОЙЕ,
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
АЛЕША ПОПОВИЧ, СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК,
ИВАН ЦАРЕВИЧ ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ,
СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА, КОНЕК ГОРБУНОК
ДОМОВЕНОК КУЗЬКА, МУХА ЦОКОТУХА, МАЛЕНЬКИЙ МУК КУРОЧКА РЯБА, ЦАРЕВНА ЛЯГУШКА, СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА
КРОШЕЧКА ХАВРОШЕЧКА, ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ и другие
7 задание
Игра с пословицами и поговорками
Вспомните похожую русскую пословицу
-.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба) 2. Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)
8. Задание.
Технология речевого развития «Театрализованная деятельность»
Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.
САМИ ВЫБЕРЕТЕ СКАЗКУ ИЛИ ЖРЕБИЙ ТЯНУТЬ БУДЕТЕ?
Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.
• Для первой команды: «Теремок»
• Для второй команды: «Колобок»
9. Задание. Прилагательные ассоциации
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.
Задание для 1и 2 команды.
• Список (длинный)
• Критика (объективная, жесткая)
• Звезда (яркая, далекая, ослепительная)
• Книга (интересная, потрепанная)
• Кругозор (широкий, узкий)
• Закон (федеральный, региональный)
• Лекция (нудная, скучная)
• Счастье (семейное)
• Дом (уютный, теплый, кирпичный)
• Пища (постная, тонкая, аппетитная)
• Воззвание (народное)
• Дефицит (продуктовый)
• Действие (осознанное)
• Шрифт (крупный)
10. Задание.
Составление синквейна
Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.
Слова: СЕМИНАР, ЖИЗНЬ, ВЕСНА, ФОРУМ
Например, Кто? Кукла
Какая? Красивая, Любимая
Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается
Предложение. Моя кукла самая красивая Ассоциация. Игрушка
Составить СИНКВЕЙН на слово РЕЧЬ (дошкольника) вместе
Р чь (одно существительное)
Чистая, правильная. (признак речи, два прилагательных)
учим, повторяем, закрепляем. (выполняемые действия, три глагола)
Мы многое узнали о развитии речи. (результат, одно предложение)
понравилось! (ваше впечатление, одно слово)
3. Подведение итогов.
1. Продолжать создавать в ДО условия для развития речи детей - пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)
- оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника» (ответственные педагоги групп срок – декабрь месяц).
- использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников. (ответственные воспитатели, ежемесячно)
2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственные воспитатели, анализ календарных планов:
ежемесячно)
3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные речевые технологии. (ответственный зам. зав. по ВР, посещение занятий в группах)
4. Продолжать работу над созданием условий для успешной реализации технологий в тесном сотрудничестве с семьёй.
5. Применять на практике в работе здоровье - сберегающие технологии : постоянно
6. Систематически повышать свой профессиональный уровень, личную культуру.
7. Продумывать при планировании более интересные формы работы с
дошкольниками по развитию речи (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей).
8. При планировании воспитателям соблюдать «закон взаимосвязи» ООД, предшествующей и последующей работы с детьми.