Нина Ивановна Костыркина
Конспект занятия по пластилинографии «Русский сувенир. Народные промыслы. Матрешка» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар — практикум. «Художественно — эстетическое развитие» Тема: «Русский сувенир» (старшая группа)
Программные задачи
1. Закреплять знания детей о народных промыслах : Дымкове, Гжели, Хохломе; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
2. Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
3. Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
Публикация «Конспект занятия по пластилинографии „Русский сувенир, Народные промыслы, Матрешка“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Лепка, пластилин
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Темочки
4. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии.
5. Закрепить способы работы в технике «пластилинография».
6. Закреплять умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.
7. Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.
8. Воспитывать любовь к народному искусству.
Материал для работы
1. Изделия Хохлома, Гжели, Дымково, матрешки.
2. Силуэты матрешек, вырезанные из плотного разноцветного картона, с нарисованными лицами.
3. Набор цветного пластилина.
4. Стека.
5. Салфетка.
6. Игрушка – матрешка.
Ход занятия
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу. Их встречает хозяйка русской горницы.
Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русской горнице.
Хозяйка встречает гостей в горнице:
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Расскажу я вам сегодня об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам. И чтобы найти такой сувенир я предлагаю отправиться в путешествие по большой нашей Родине. А как называется наша Родина? (ответы детей). Наша Родина – это Россия. Вы хотите отправиться за игрушкой – сувениром. (ответы детей). «Да»! Тогда в путь.
На пути нам встретилась деревня Дымково, в которой из глины лепили игрушки, и каждую расписывали вручную. (слайд)
Ребенок:
Дымковские барыни
в нарядах удивительных;
В клеточку, кружок, полоску
тонко так расписанных.
Глины маленький комок
в чудо превратится,
Если только попадет
в руки мастерицы.
Хохлома – один из самых красивых русских промыслов, зародившийся близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран. (слайд)
Ребенок:
Хохломская роспись
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы…
Гжель – это название живописного подмосковного региона. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. (слайд)
Ребенок:
Гжельская роспись на белом фарфоре –
Синее небо, синее море.
Синь васильков, колокольчиков звонких,
Синие птицы на веточках тонких.
В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицин любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся большим успехом. (слайд)
Ребенок:
Самовар – подарок главный
Он красивый, расписной
Ароматный чай отведать
Не откажется любой.
Хозяйка: - А вот о какой игрушке идет речь, догадайтесь:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А в нутрии секреты есть,
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрешка)
Конечно, это матрешка, самая необычная игрушка. Посмотри, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник.
Наиболее известная Семеновская матрешка, есть Загорские и Полхов-Майданские. Все они отличаются росписью, но одеты одинаково: расписной сарафан, полушалок, передник. Давайте рассмотрим нашу матрешку. (слайд)
- Какие узоры вы видите?
- Цветы, листочки, ягоды, бутоны.
- Вам нравится эта игрушка?
- Да.
- Можно взять эту игрушку в подарок?
- Можно.
- А матрешка всего одна, а гостей много, что нам нужно сделать? Игрушку сувенир приготовить своими руками.
Хозяйка: - Ой, ребята, вы не слышали – будто кто-то в дверь скребется тихонечко. Пойдем, посмотрим. (У двери стоит коробка.) Что за диво такое? Что тут у нас за сюрприз? Откроем коробку? (В коробке картонные заготовки матрешек с нарисованными контурами нарядов и записка) Какие-то странные матрешки, у них не украшен сарафан и платочек. Да тут есть еще записка, читаем: «Художник заболел, помогите, пожалуйста, расписать эту партию матрешек». Все понятно, это посылка с фабрики, где делают матрешки. Ну что, ребята, поможем расписать этих матрешек? ( Дети: «Да, поможем»). Тогда отправимся в нашу мастерскую. А как мы будем украшать? Что мы можем вылепить? (Дети украшают матрешку)
Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. (Звучит русская мелодия)
- Посмотрите, наша матрешка пришла ни одна, а с подружками. Но почему они такие невеселые и грустные?
- У них не украшен сарафан и платочек.
- Да, дети, они грустят, им хочется быть нарядными, а давайте мы поможем и украсим наряд?
Дети с радостью соглашаются.
- А как мы будем украшать? Что мы сможем вылепить?
- Цветочки, ягодки, листочки.
- Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветочек и листики?
- Катаем колбаску из пластилина, делим на равные части, скатать шарики, разложить вокруг серединки и сплющить каждый до блинчика. Листики – это овалы, которые тоже плющим. Дети, если захотите иметь другой цвет, то можно применить прием смешивания пластилина : допустим, взять одну часть красного цвета и две части белого, тщательно перемешать и размять пальцами. Чтобы удобней было соблюдать пропорции раскатать одну длинную колбаску белого цвета и короткую красного.
Дети придумайте свой узор матрешкам и приступайте к работе.
1. Что интересного вы сегодня узнали?
2. С какими народными промыслами мы сегодня познакомились?
3. Какие игрушки были популярны в народе?
4. Какие костюмы носили матрешки?
5. Чем понравилась вам эта игрушка?
Великая Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет –
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте таланте русском
Весь находится секрет!
Прошло много лет, а Матрешка до сих пор любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.
А за то, что вы помогли матрешкам стать красивыми, нарядными, яркими они приготовили вам подарки.
Ну, а сейчас пришло время расстаться. До свидания, до новых встреч!