Губенина Марина Павловна
Семинар-практикум «Формирование Уклада ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования Уклада детского сада
Задачи:
1. Уточнить с педагогами понятие «Уклад ДОУ»;
2. Познакомить педагогов с технологией проектирования «Дружный круг».
3. Институализировать традиции ДОУ в Уклад.
Предварительная работа: подготовка видеоролика об укладе ДОУ
Ход семинара.
1. Разбор понятия «Уклад» образовательного учреждения.
2. Просмотр видеоролика о традициях детского сада.
3. Деловая игра «Дружный круг».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
4. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, здравствуйте.
Сегодня я приглашаю вас на Деловую игру «Конструирование уклада учреждения на основе соучаствующего проектирования».
Давайте с вами уточним с вами, какие понятия сегодня будут раскрыты.
.
1. Разбор понятия «Уклад» образовательного учреждения.
Уклад образовательной организации - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.
Разрабатывая программу воспитания, мы выделили для себя несколько основных элементов уклада, к ним относятся:
1. Основные правила и нормы
2. Традиции и ритуалы
3. Система отношений в разных типах общностей
4. Способы взаимодействия
5. Организация предметно-пространственной развивающей среды
Сегодня я расскажу о том, как реализуются эти элементы уклада в нашей дошкольной образовательной организации.
1. Основные правила и нормы
Культура поведения в сообществах – одна из значимых составляющих уклада детского сада. Поэтому в каждом из сообществ должны быть нормы и правила взаимодействия. Для того, чтобы в МАДОУ, можно было без проблем решать нестандартные ситуации, в учреждении разработаны: Положение о нормах профессиональной этики, коллективный договор, устав, правила внутреннего трудового распорядка, родительский договор. Данные документы регламентируют стили разрешения конфликтов, систему коммуникаций, положение индивида в организации, особенности межличностных взаимоотношений.
Детско-взрослое сообщество – один из главных механизмов воспитания ребенка, который строится на системе связей и отношений участников этого сообщества. Сначала дошкольник приобщается к правилам и нормам, которые вносят взрослые в сообщество, затем усваивает их, и со временем они становятся его собственными. Поэтому мы задумались о том, чтобы в каждой группе были составлены свои нормы и правила. Конечно они не отличались от общих норм и правил поведения, но реализовывались по разному. В группах младшего возраста с детьми проводились игры и игровые упражнения для формирование навыков правильного поведения в группах: «Кукла Катя пришла в гости», «Кто мой друг»», «Правильно, не правильно» и т. д.
В группах старшего возраста проводились беседы, просматривались видеоролики презентации о правилах поведения в детском саду.
Подбирая материал для бесед и игр, педагоги учитывали, что правила совместной общей жизни детей в группе должны быть такими, чтобы каждый в ней чувствовал себя комфортно, спокойно и защищено. Среди норм и правил должны быть разумные и понятные детям запреты, но при этом их не должно быть много.
2. Традиции и ритуалы
Совместный интересный досуг – эффективный способ создать команду. В зависимости от возможностей коллектива нашего детского сада мы организовываем совместные традиционные мероприятия, приуроченные к праздникам, Дню дошкольного работника, 8 марта, новый год, а так же традиционные мероприятия детского сада, весёлые старты, День пожилого человека, участие в демонстрациях посвящённых Дню Победы и Дню города.
В детском сообществе так же имеются свои традиции, традиции жизни группы. Они помогают создавать в группе особую атмосферу, когда дети и педагоги действительно ощущают себя членами единого сообщества. Традиции могут быть разными, но с воспитательным компонентом.
Начиная с младшего возраста, в нашем детском саду, перед началом каждого дня, воспитатель собирает детей в круг на общегрупповой ритуал «Утренние приветствия», перед сном ребятам читают интересные, спокойные сказки, ритуал «Сказка перед сном». Традиционно начиная со старшего возраста, ежедневно проходит «Круг воспоминаний», когда дети обращаются к прошедшему дню и педагог отмечает, какими положительными поступками отличился каждый ребёнок. Перед приёмом пищи воспитатель рассказывает детям о том, что они сегодня будут кушать на завтрак, обед и ужин, обращая внимание на поведение за столом и полезность продуктов, ритуал называется «Меню на сегодня».
Ещё одной из традиций в детско-взрослом сообществе являются праздники. Праздники – часть воспитательной работы. В нашем детском саду есть традиционные праздники, приуроченные к календарным государственным праздникам 1 сентября, День дошкольного работника, День пожилого человека, Новый год, 8 марта, 23 февраля, день Победы. Так же традиционно проводятся различные акции, приуроченные к государственным праздникам, «Подари кусочек сердца», подарок для пожилого человека, «900 дней мужества», «Открытка ветерану», «Мы помним, мы гордимся», «День птиц», «День жаворонков», «Колядки», «Масленица», «Прощанье с ёлкой».
3. Система отношений разных общностей
От того, как педагоги выстраивают работу с семьями воспитанников, напрямую зависит репутация всего детского сада. Поэтому в рамках проектирования уклада мы в первую очередь уделили большое внимание нормам общения с родителями (законными представителями) наших воспитанников. В процессе работы над программой воспитания нами была составлена инструкция для педагогов «Как правильно общаться с родителями», инструкция состояла из следующих параметров:
1. Педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым.
2. Педагог всегда улыбается, когда встречает детей и родителей.
3. Педагог в разговоре с родителями описывает ситуацию и события, но не даёт им оценку.
4. Педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду.
5. Педагог всегда использует ровный и дружелюбный тон общения, не повышает голос.
6. Уважительно относиться к личности воспитанника.
7. Умеет заинтересовано слушать собеседника и сопереживать ему.
8. Педагог всегда уравновешен в общении с детьми и взрослыми, демонстрирует самообладание и выдержку.
9. Педагог умеет быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку, не торопиться с выводами.
10. Сочетает мягкий эмоциональный и деловой тон в общении с детьми.
Важно, чтобы все педагоги знали о границах своих компетенций – в каких случаях и о чем они могут говорить с родителями сами, а в каких предлагают обратиться к заведующему или старшему воспитателю.
4. Способы взаимодействия
Данный элемент мы так же отнесли к работе с родителями (законными представителями, и большое внимание в укладе нашей образовательной организации, мы уделили способам взаимодействия с родителями (законными представителями) наших воспитанников. Мы понимали, что работа воспитателей с семьей должна быть ежедневной, еженедельной, ежемесячной и разовой. Ежедневная работа предполагала коммуникации по поводу разных режимных моментов в начале и в конце дня и с целью проинформировать родителей о жизни ребенка в ДОО. Для этой цели в приёмных каждой группы созданы стенды с общей информацией (режим дня, сетка занятий) визитная карточка с названием детского сада, группы, контактной информации о педагогах и узких специалистах ДОУ, адресом сайта. Создана информационная папка «Вести с занятий», «Тема недели». Также отразить события в детском саду нам помогают выставки детских работ в группах, тематические вернисажи, выставки творческих работ приуроченные к праздникам и событиям.
В соответствии с планом работы с родителями (законными представителями) проводятся ежемесячные мероприятия: совместные праздники, педагогические гостиные, дискуссионные клубы, творческие выставки.
В настоящее время мы не можем обойтись без современных средств информирования родителей, это – сайт детского сада, группы в мессенджерах, группы в соцсетях.
В группах в мессенджерах информацию обновляют воспитатели, каждая группа создает свой чат, в котором педагоги оперативно размещают фотографии, короткие видео ярких событий дня жизни группы. Общий чат для всех родителей детского сада ведут, старший воспитатель и методист по информатизации и он служит прежде всего для оперативного размещения информации и объявлений.
5. Организация предметно-пространственной среды.
Организуя ППРС как элемент уклада, мы решили разделить её на три линии: Воспитывающая среда «от взрослого», который создает предметно-образную среду, насыщая ее ценностями и смыслами (тематические выставки, леббуки, картинные галереи, интерактивные стенды, зоны развития, место общения);
Воспитывающая среда «от совместной деятельности ребенка и взрослого» – воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающая смыслы и ценности воспитания (проектные пространства, фестивали семейных проектов, мастерские, пространство подвижных игр, огород и т. д.)
«от ребенка» – воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым (театр, изостудия, экспериментариум, режиссерская игра, рукоделие, ежедневные выставки самостоятельных рисунков, поделок и пр.).
В заключение своего выступления, хотелось бы отметить, что уклад основан на человеческой культуре, традициях, преданиях. Внутри такого вполне консервативного пространства и рождается команда, коллектив, товарищество, братство, сообщество, общность. Именно уклад и ребенок задают конфигурацию воспитательной среды, характер деятельностей и общности. Работа по организации уклада нашего дошкольного учреждения продолжается, и мы надеемся, что она поможет нам определить основные правила жизни и отношений в детском саду, базовые и свои особенные главные ценности, способы взаимодействия в различных общностях – профессиональной, профессионально-родительской, детско-взрослой, сверстнической.
2. Видеоролик
Я предлагаю вашему вниманию Каждый детский сад уникален, у всех нас есть свои интересные находки, но бывает, что события проводятся, но они не институализированы. Важно в укладе зафиксировать все особенности нашего учреждения.
5. Деловая игра «Дружный круг».
Сейчас мы с вами будем работать в рамках технологии «Дружный круг». Кратко о технологии – в центр круга пишется тема, а каждый сектор предназначен для отдельного человека. Больше 8 секторов не рекомендуется использовать, чтобы дети не мешали друг другу. Педагог задает вопросы, а дети зарисовывают свои ответы. Например, тема «Осень». Первый круг – для обозначения имени авторства, второй, например, примета осени, третий – осенняя одежда, четвертый – осенний урожай.
Мы с вами будем работать примерно по такому же принципу. Вы все сейчас представляет одну из тематических групп: дети, родители, педагоги, специалисты. Я прошу вас работать с заданием, исходя из интересов вашей группы. Каждый работает индивидуально, в своем секторе.
Я прошу вас покреативить. Возможно, как раз наши сегодняшние задумки станут основой изменения уклада учреждения с учетом интересов всех участников. В дальнейшем их можно доработать. Изменить, но важно слышать голос каждого и искать конструктивные способы решения возникающих проблем.
Сейчас нам предстоит очень необычная работа. Нам нужно посмотреть на работу учреждения с точки зрения органов чувств.
У нас есть 6 органов чувств:
Слух: восприятие на слух, тишина, журчание, речь, пение, музыка и способность концентрироваться.
Движение: уметь рассказать, моторика, движение и физическии контакт.
Вкус: вкусовые ощущения, питательность и совместныи прием пищи.
Обоняние: пробуждать воспоминания и испытывать разные предметы, места и растения, имеющие разные запахи – хорошие или плохие.
Зрение: ориентация, вдохновение, красота и стимулирование при помощи цвета и узоров.
Осязание: тактильность, знание своего тела, разных объемов и форм.
Каждой команде достанется одно из направлений. Значит, по окончанию нашей работы у нас будет сформировано несколько Карт Сада чувств, мы их отсканируем и разошлем вам по эл адресам, которые вы указали.
Итак, что нужно будет сделать:
Мы берем предложенную фокусную область и рассматриваем возможности ее освоения через разные органы чувств. Нам важно усилить и всесторонне раскрыть конкретную тему – во время работы мы постараемся привязать тему к ощущениям и чувствам ребенка. Чем больше органов мы сможем раскрыть через фокусную область, чем больше чувств мы задействуем в процессе, тем лучше будет откладываться впечатления и опыт.
Например, тема «Экспериментирование, активное исследование»
При фокусе на том, каким образом можно поддержать любопытство, творчество детей и их желание экспериментировать, можно создать среду, способствующую детскому ощущению творчества. Творческая среда требует вдохновения, пространства для действия и надежности. Сметь пробовать и ошибаться, и пробовать снова – это может стать центром такой педагогической темы. Приведу краткий пример, а вы в своих группах постарайтесь создать как можно больше вариантов!
Слух: создать разные акустические среды, сделать фонотеку звуков разных природных и физических явлений.
Движение: создание огорода, выращивание растений с разными условиями, физические опыты.
Вкус: экспериментирование со специями (очень аккуратное, в пределах разумного).
Обоняние: мастерская по созданию ароматов
Зрение: работа со зрительными иллюзиями
Осязание: коллекции материалов
Коллеги, спасибо всем за работу. Сегодня мы уже заканчиваем нашу работу, но ваша деятельность по конструированию уклада ДОУ – не заканчивается! На нашей следующей встрече, в апреле, мы с вами устроим презентацию элементов уклада. Каждый должен подготовить одну или несколько интересных практик, которые реализуются у вас в группе.
Рефлексивный круг
Прошу всех встать в круг. У меня в руке клубок, как символ того, что у нас у всех сейчас кипят мысли, идеи, мы сегодня с вами отлично поработали. Уверена, что это станет началом хорошего продуктивного периода по преобразованию уклада нашего детского сада (наматываем начало нити себе на палец и бросаем педагогу на другую сторону). Просим вас поделиться с нами, какое у вас сейчас настроение, что для вас сегодня произошло на нашем событии, что удивило или заставило задуматься.
(педагоги бросают клубок друг другу, получается паутина).
Спасибо всем, кто высказался. Смотрит – это воздушный шар, нам нужно удержать его получившейся паутиной, чтобы шарик не упал. (подбрасываем 3-4 раза). Вы же понимаете, что только от нас зависит – сможем ли мы удержать полученный опыт и преумножить его.
Спасибо за работу!