Наталья Менглиева
Семинар-практикум для воспитателей «Обучение технике рисования и формирование графических умений и навыков у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повышать профессиональную компетентность педагогов в формировании изобразительных умений у дошкольников, раскрывая важность развития графических навыков у детей, через освоение алгоритмических схем.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы развития графических навыков у детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности становления графических умений у дошкольников и особенности методов обучения графическим умениям.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Обучение технике рисования и формирование графических умений и навыков у детей“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Семинар, практикум
- Темочки
3. Выделить наиболее действенные методы и приемы, обеспечивающие эффективное развитие графических умений у детей.
4. Познакомить молодых педагогов с особенностями обучения технике рисования, различных методов и приемов в изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, используя алгоритмические схемы.
5. Напомнить о важности традиционных материалов для рисования и способах их использования.
Демонстративный материал:
Мультимедийное оборудование, презентация.
Ход мероприятия:
Один из способов, который используют дети для воплощения своих фантазий - это рисование. Рисование - любимое дело многих малышей! Некоторые дети могут часами не вставать из-за стола, рисуя свои шедевры.
Сначала это милые каракули ребенка второго года жизни, которому нравится оставлять яркие следы на белой бумаге. Для более взрослых малышей, содержание рисунка приобретает значимость.
Рисование - это не просто баловство или приятное времяпрепровождения для малыша и взрослого.
Основная задача взрослого в обучении рисованию детей - создать условия для зарождения рисования, поддержать желание ребенка рисовать, творить, исследовать. Самое главное в рисовании — это радость и удовольствие ребенка от процесса, а не «правильная работа на пятерку по выданному шаблону», которой можно похвалиться перед другими.
Основная цель обучения рисованию в детском саду - научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Рисование в детском саду направлено на обучение художественно – творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.
Занимаясь рисованием, дети знакомятся не только с карандашами, но и с другими материалами, с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Овладение этими навыками способствует их умственному развитию.
Но мало дать инструмент для творчества. Нужно еще научить детей технике рисования. Под техникой рисования для дошкольников следует понимать: владение материалами и инструментами; ясное представление о его форме, цвете, строении; умелое и правильное выражение этих свойств предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, умение подчинить движение руки задаче изображения. Обучение технике рисования – не самоцель. Овладение различными материалами, способы работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Большое значение в формировании правильных способов действия карандашом и кистью имеет организация совместной деятельности ребенка и взрослого. Поэтому необходимо, чтобы ребенок правильно воспринял способы действия с инструментом в рисовании от взрослого, который раскрывает перед ним этот опыт. Показ взрослого выступает перед ребенком как образец действия, которому нужно следовать и усвоить который дети могут только благодаря обучению.
В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать. Овладение техникой рисования нужно не только для передачи изображения, она способствует формированию умелости рук, необходимой для осуществления многих других видов деятельности.
Но, чтобы занятия рисованием не были для ребенка утомительными, а для взрослого рисование с ребенком было интересным, плодотворным и всегда приносило радость и удовлетворение, необходимо с раннего детства прививать малышу навык владения карандашом, ручкой.
Важно с первых дней помочь ребенку держать карандаш в правильном положении. Запомнив неправильную позицию пальцев на карандаше и ручке, переучиться даже в первом классе ему будет сложно.
Исследования, проведенные немецкими учеными в детских садах и школах, показали, что многие дети, начинающие обучение письму, и ученики старших классов неправильно держат пишущий инструмент : излишне сжимают, неправильно ставят пальцы, изгибают их, выкручивают кисть. В результате в пальцах и кисти возникает избыточное напряжение, которое вызывает онемение и боль, ребенок быстро устает, скорость письма снижается и портится почерк. Поэтому не стоит позволять ребенку писать так, как ему «удобно» и уж тем более не стоит рассчитывать на самоконтроль ребенка, особенно в начале обучения письму!
Последовательность развития ручной моторики и графических навыков :
• до 2-х лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив его в кулак;
• в 2–3 года ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху. Это позволяет ему начать копировать вертикальные и округлые, а затем и горизонтальные линии;
• к 3–4 годам у ребенка совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволит сформировать правильный захват карандаша, дает возможность копировать простейшие фигуры (крест, круг, молоточек);
• к 4–5 годам ребенок способен копировать фигуры с соблюдением основных пропорций, но уже может ограничивать протяженность линий, а также срисовывать предметы, рисовать по представлению;
• в 5 лет дети начинают хорошо выполнять вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность, способны делать циклические движения.
Важно не только научить дошкольника правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.
Для этого нужен не только навык, но и знания о том, каким должно быть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительной задачи.
Овладев, всеми этими навыками и зная, какой способ действия должен применятся в том или ином случае, дошкольники приобретают умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.
Одним из приемов, позволяющих всесторонне анализировать предмет, увидеть его свойства и характеристики, является обучение рисованию с опорой на алгоритмическую последовательность изображения предмета.
При обучении дошкольников предметному рисованию воспитатель сначала предлагает провести анализ предмета, показывая игрушку или рисунок. Предлагает мысленно разделить объект на части, его составляющие – туловище, шею, голову, – сравнить их с геометрическими фигурами и рисовать в определенной последовательности, соблюдая пропорции. Такая работа носит название алгоритмических схем рисования.
Подобные схемы состоят из знакомых детям геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал, квадрат). Когда ребенку показывается алгоритм, он узнает знакомые фигуры, которые уже умеет рисовать. На начальном этапе педагог вместе с детьми рассматривает, из каких геометрических фигур состоит предмет, ребенок обводит их пальчиком.
Изображение предмета по алгоритмической схеме начинается с геометрической фигуры, основе предмета (туловище животного, человека, к которой последовательно дорисовываются остальные части (голова, ноги, и т. д.).
Учить детей рисовать желательно с освоения простого карандаша. Он будет создавать контур изображения, которое впоследствии можно будет с удовольствием раскрасить. К тому же, дети быстро расстраиваются, если у них что-то не получилось. В случае с простым карандашом, нетрудно будет все исправить: стереть резинкой, не получившийся элемент и продолжать творить.
Рисование карандашом, так же как и красками имеет ряд правил, которые необходимо помнить!
Правила рисования карандашом
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным, не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука – внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу. Не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах. Чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда – обратно, равномерно нажимая на карандаш: нажимать посильнее, если необходимо закрасить темнее, и слабо – если нужен рисунок посветлее. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
Правила рисования кистью и красками
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим средним придерживая сверху указательным, за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда – обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Необходимо помнить, что техника обучения детей рисованию в разных возрастных группах ДОУ различается количеством этапов и сложностью их выполнения.
На первый взгляд может показаться, что овладение алгоритмическими схемами препятствует развитию художественного творчества ребенка, но это не так, поскольку мы стараемся дать детям как можно больше вариантов изображения одного и того же предмета. А так же предлагаем детям вариативность цветовых решений и деталей.
В результате ребенок запоминает последовательность, суть рисования, сохраняя технику, но привносит в изображение творчество и индивидуальность
На наш взгляд, использование схем последовательности рисования способствует формированию творческих способностей у детей, активизирует потенциал их возможностей в обучении рисованию. Усвоив навыки предметного рисования дошкольникам уже гораздо легче переходить на более сложный вид изображения – сюжетный.
Литература:
1. Лыкова И. А «Цветные ладошки». — ООО «Карапуз - дидактика», 2007.
2. Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников. Развитие творческих способностей старших дошкольников». - Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002г.
3. Шайфурова Н. В. «Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам. Литературное пособие для воспитателей. ДОУ». - СПБ, «Детство-Пресс» 2009 г.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в д/с. — Москва, 2011г.