Оксана Копылова
Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность семинара-практикума :
На занятиях по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе. В процессе изобразительной деятельности формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и др., навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Цель:
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
2. Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с различными техниками рисования,
2. Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др. ,
3. Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности,
4. Развивать творческие способности и экспериментирование, воспитывать чувство прекрасного.
Уважаемые коллеги! Мы приветствуем вас на семинаре-практикуме «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».
Вступительное слово.
1. Общение с детьми – это великий полет души, мысли, фантазии. Если мы воспитаем человека с добротой, отзывчивой душой, он станет художником жизни. Если мы воспитаем человека мыслящего, он станет художником-творцом. Если мы разовьем в маленьком человеке умение фантазировать, он сделает мир сказочным. А если все это будет в одном человеке, это непременно будет великий человек. Для того чтобы этого достичь, нужно развивать в детях творческую личность, начиная с дошкольного возраста. Поэтому необходимо вовремя заметить в ребенке талант, и постараться дать возможность проявить себя в реальной жизни, на практике. Но увы не все дети могут открыто проявить себя, многие очень скованны в ответах, действиях, не могут проявить фантазию, передать личное отношение к объекту изображения.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, а вот понять, что есть красота и научиться выражать себя в изобразительной деятельности дар о котором можно только мечтать, но этому можно и научиться.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Нам взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Чтобы этого достичь нужно вызвать интерес к изобразительному искусству, к рисованию с младшего дошкольного возраста, а способствует этому нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, простотой. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Наша работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитываем, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
-Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
- Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Во время работы мы столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :
рисование пальчиками -
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
оттиск печатками из картофеля –
Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки. Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру,
рисование ладошками –
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Когда дети рисуют ладошками и руками, в работу включается множество чувствительных окончаний, которыми изобилует эта зона, поэтому ребенок не только получает удовольствие от занятия, но и активизирует множество участков коры головного мозга, что способствует его развитию.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
тычок жесткой полусухой кистью –
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
печать поролоном –
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
печать пробками –
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
восковые мелки + акварель –
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
свеча + акварель –
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
отпечатки листьев –
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
рисунки из ладошки –
Способ получения: Растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу, обводит простым карандашом. Предложите ребёнку дорисовать необходимые детали.
рисование ватными палочками или пуантилизм -
Способ получения: ребенок рисует простым карандашом шаблон рисунка. Затем на ватную палочку наносит краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды и заполняет точками по всему рисунку. Когда вся фигура заполнена, ребенку можно дать задание оформить вокруг фигуры.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
Набрызг -
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
рисование манкой –
Способ получения изображения :
Берем тонированный лист бумаги, рисуем фломастером простую контурную картинку. Затем, быстро проводим по всем линиям клеем и плашмя кладем (а можно и посыпать) картинку в ящик с манкой, изображением вниз. Слегка похлопываем, поднимая картинку над ящиком получаем «песчаный» рисунок из манки.
рисование мыльными пузырями –
Способ получения изображения :
Любят дети рисовать и мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочки для коктейлей. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали и рисунок готов.
рисование мятой бумагой –
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
кляксография с трубочкой -
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
монотипия пейзажная –
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
кляксография с ниточкой -
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
монотипия предметная –
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
кляксография обычная –
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
пластилинография –
Рисование с помощью пластилина необычно мощная техника. Она способствует в первую очередь снятию мышечного напряжения и расслаблению. Во вторых, данная технология развивает художественное и пространственное мышление.
Для работы потребуется: пластилин, краски, кисти. Сначала мы рисуем набросок. Затем, отделяя маленькие кусочки пластилина нужного оттенка, приглаживаем его к рисунку. Далее делаем «колбаски» и прилепляем их по контуру изображения. Если нужно обозначить линию горизонта мы тоже используем пластилин. А в завершении работы краской закрашиваем оставшееся пространство. Получается своеобразно и очень красиво.
Граттаж -
Способ получения изображения: рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши (гуашь пачкается после высыхания). Когда она высохнет, острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.
Очень красивые получаются работы в технике «по-сырому».
Например: «Утро», «Рассвет». Необходимо смочить лист водой. По сырому листу акварельными красками нарисовать нежными цветами небо до линии горизонта, на нем восходящее солнце. Затем светло-зелеными оттенками поверхность земли. Но нужно помнить, что внизу земля темнее, а чем ближе к линии горизонта, тем светлее.