Олеся Орлова
Семинар-практикум для воспитателей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей на тему : «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».
Цели:
-повышение педагогической культуры воспитателей; -познакомить педагогов с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми.
1. Теоретическая часть.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки. «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Мнемотехника – это система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных зрительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А ф е н ом е н а л ь н а я п а м я т ь, кот о р о й в л а д е л Ю л и й Ц е з а р ь – э т о р е зул ьт ат применения мнемотехники. Самые простые примеры мнемотехники, которые показаны на слайде, всем Вам хорошо известны и отлично помогают, чтобы запомнить любую информацию. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому-то и способствует мнемотехника. Слова К. Д. Ушинского, которые Вы видите на слайде, подтверждают, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц п о з в ол я е т д е тя м эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Методика использования мнемотехники : Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом п е р е х о д и м к п о э т а п н о м у к о д и р о в а н и ю с о ч е т а н и й с л о в, з а п о м и н а н и ю и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.
Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.
Этапы работы над стихотворением :
Взрослый выразительно читает стихотворение;
• сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
• задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
• выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
• читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
• ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
На слайде приведён пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения. Как Вы уже успели заметить, на каждую строчку стихотворения создана своя мнемодорожка, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
2. Практическая часть.
А сейчас, уважаемые педагоги, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами. П е р в о е з а д а н и е. В ы в и д и т е п е р ед с о б о й мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое стихотворение закодировано, и объяснить, почему Вы так решили.
Береза Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Второе задание. Нужно отгадать сказку и пересказать ее. Третье задание. Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.
***
Раз, два, три, четыре, пять
Мы пошли во двор гулять.
Бабу снежную слепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А потом в снегу валялись.
А потом домой пришли, суп поели, спать легли!
3. Подведение итогов.
Итак, использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса, развитие связной речи детей.
Строка Вопрос Ответы детей Схема
Люблю березку русскую
- Почему русскую березку?
- Какое дерево нарисуем?
- Потому что она символ России.
- Растет в России. березка
То светлую -Как можно изобразить светлую березку? - Солнышко нарисовать.
- Как в солнечный день все светло. солнышко То грустную
-Как можно изобразить грустную березку?
Солнышко за тучкой. Пасмурно, грустно. солнышко за тучкой
В белом сарафанчике,
С платочками в кармашике,
-Что это за сарафанчик у березы?
-А платочки? -Ствол березы.
-Черные полоски. Ствол в форме сарафана с кроной и черные штрихи с веточками
С красными застежками,
С зелеными сережками
- Как можно обозначить красные застежки и зеленые сережки?
-Можно цветом обозначить две кляксы
– зеленая и красная Люблю ее нарядную Родную, ненаглядную
-Как мы обозначаем любовь?
- Мы рисуем сердце.
- Родная и ненаглядная как мама.
-Можно напечатать слово мама Сердце и слово МАМА Она всегда с подружками
-Кто ее подружки?
-Это березки, которые рядом растут.
Нарисовано несколько берез
Под ветерком склоняется Склоняясь, не ломается -Почему склоняясь не ломается? -Как обозначить это? - Ствол у березки гибкий. -Можно перечеркнуть – не ломается значит. Согнутая березка перечеркнута. Рукавичка Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит: - Тут я буду жить. А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает: - Кто, кто в рукавичке живет? - Мышка - поскребушка. А ты кто? - А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня! - Иди. Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает: - Кто, кто в рукавичке живет? - Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто? - А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня! - Иди. Вот их уже трое. Бежит лисичка: - Кто, кто в рукавичке живет? - Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто? -А я лисичка-сестричка. Пустите и меня! Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает: - Кто, кто в рукавичке живет? - Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто? - А я волчок - серый бочок. Пустите и меня! - Ну иди! Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан: - Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет? - Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка да волчок - серый бочок. А ты кто? - А я кабан - клыкан. Пустите и меня! Вот беда, всем в рукавичку охота. - Тебе и не влезть! - Как-нибудь влезу, пустите! - Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь! Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет: - Кто, кто в рукавичке живет? - Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто? - Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня! - Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно. - Да как-нибудь! - Ну уж иди, только с краешку! Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется. А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда: - Гав-гав-гав! Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.