Евгения Дарьина
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольное детство – особый период в развитии личности, дети в этом возрасте обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития. Они задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг, как губка впитывает новые знания, поступающие извне.
Публикация «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из методов, который позволяет «совместить познавательную и игровую деятельность, является мнемотехника - искусственные приемы, используемые для запоминания информации.
Мнемотехника продолжает быть востребованной и в современном мире. Основной секрет мнемотехники хорошо известен и очень прост. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных или иных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации применяется для запоминания не запоминаемой информации.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и др.).При использовании педагогом приемов мнемотехники ребенок упражняется в умении управлять своей памятью, развивая ее опосредованно, запоминая при помощи вспомогательных средств, в частности, символов – знаков, используя образ или предмет, например рисунок, в качестве заместителя другого.
Использовать приемы мнемотехники в своей профессиональной деятельности я начала с «кодирования» текстов детских стихотворений, которые никак не могли запомнить мои ребята. Простое повторение стихов с целью заучивания не было достаточно эффективным. А проговаривание по опорным символам, наоборот, вызвало у детей живой интерес.
В дальнейшем приемы мнемотехники я стараюсь применять в различных видах деятельности: для запоминания стихов, для пересказа, для составления описательных рассказов, для запоминания правил поведения (поведения в группе, на улице, общения, безопасности и т. п.)
Обучение кодированию осуществлялось поэтапно:
В среднем дошкольном возрасте - это «кодирование» с помощью наглядного материала. В своей работе я использовала картинки-алгоритмы по принципу от простого к сложному.
Начинала с мнемоквадратов (одна картинка) и постепенно переходила к мнемоцепочкам (ряд картинок, мнемотаблицам.
Этапы работы с мнемотаблицей :
I этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
II этап: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
III этап: После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка методов запоминания.
IV этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
V этап: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Опора на наглядность в приемах мнемотехники имеет свою особенность, которую я учитывала в своей работе. Для детей среднего дошкольного возраста картинки должны быть цветными (например, солнце – круг желтого цвета и т. п.) – «образ должен быть ярким.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов, запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Использование мнемотаблиц позволяет не только значительно сократить время на запоминание, но и способствует увеличению объема памяти, зрительной и слуховой; расширяет (оптимизирует) условия для словарной работы по произведению, беседы по содержанию текста, эмоциональному, выразительному чтению стихотворных произведений.
В настоящее время я работаю с детьми четвертого года жизни и хочу продолжить использовать приемы мнемотехники в своей педагогической деятельности. Например, вместе с детьми мы придумали «Правила нашей группы». Дети принимали активное участие в их создании.
Использование мнемотехники способствует реализации следующих принципов:
- принцип творческого обучения и воспитания, максимальная реализация творческих возможностей ребенка;
- принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности доступен пониманию ребенка;
- принцип природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Таким образом, использование приемов и методов мнемотехники в педагогическом процессе дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников.