Наталья Андреева
Использование мнемотехники при заучивании стихотворений со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений со старшими дошкольниками»
Содержание:
1. История мнемотехники.
2. Для чего и зачем нужна мнемотехника в детском саду.
3. Применение мнемотехники в детском саду.
4. Методика заучивания стихотворений при помощи мнемотаблиц.
5. Коллаж и работа с ним.
6. Правила при работе с мнемотехникой.
Темочки:
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
7. Рекомендации родителям по использованию мнемотехники.
8. Критерии оценки эффективности использования мнемотаблиц для разучивания стихов.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
1. Все понимают, что заучивание стихотворений для ребёнка приносит огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень маленького человека. Но иногда ребёнку тяжело дается заучивание стихотворений. Существует много способов и методик заучивания стихов. Мне хочется предложить для заучивания стихотворений с детьми использование схематичного изображения предметов и действий, так как дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту. Здесь помогает мнемотехника.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Из истории мнемотехники:
• Мнемотехника насчитывает как минимум две тысячи лет.
• Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.
• Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону.
• Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского.
• Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
В России мнемоникой увлеклись в XIX веке. На рубеже XIX и XX веков существовали многочисленные школы мнемоники, заочные курсы, учителя которых обещали своим ученикам фантастические результаты. Перед I мировой войной в Петербурге был даже открыт Мнемотехнический институт.
На сегодняшний день на просторах СНГ известны следующие основные школы мнемотехники:
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon под руководством Козаренко В. А. (http://mnemotexnika.narod.ru), (http://www.mnemonikon.ru/forum/)
Авторская школа Васильевых (Васильева Е. Е и Васильев В. Ю) – (http://www.vasilyev-school.ru/), (http://www.yugzone.ru/forum/)
Авторская школа Самвела Гарибяна – (http://www.samvel.ru/stp/main/)
Президентская школа Зиганова М. А. (http://www.president-school.ru/)
«Центр Интеллектуальных Технологий» Ивана Полонейчика, Минск (http://pobeda.info/)
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей заучиванию стихотворений и развитию у них связной речи приёмы мнемотехники.
2. Зачем нужна мнемотехника?
Зачем нужна мнемотехника? Казалось бы, ответ очевиден - мнемотехника нужна для запоминания информации. Мнемотехника сводится к замене абстрактной информации конкретными образами (чаще всего визуальными) и связи их с помощью ассоциаций. В результате неудобная для запоминания информация, преобразуется в более удобную форму. Настолько удобную, что становится возможным запоминать большие объемы информации, которые обычными средствами кажется невозможно запомнить. Но польза от мнемотехники не сводится только к запоминанию. Регулярное использование мнемотехники или выполнение упражнений по запоминанию позволит развить и другие способности, очень необходимые в обычной жизни.
Регулярное использование мнемотехники позволит включить в работу и развить:
1. Внимание. Внимание и память сильно взаимосвязаны. Необходимость отслеживать связи между образами, замена объектов образами приводит к тому, что у вас тренируется внимание и повышается способность к концентрации на текущей деятельности.
2. Образное мышление. Начав работать с образами для запоминания, через некоторое время вы начнете использовать их и в процессе мышления. Вы обнаружите, что способны гораздо быстрее разобраться в новой для вас ситуации, что у вас улучшились интуитивные способности, а для поиска решения (как в обычных житейских ситуациях, так и при решении сложных проблем) вам потребуется меньше времени. И там, где другие люди, пытаются что-то неуклюже анализировать, вы уже видите ответ.
3. Способность к визуализации. Конечно, образы, могут быть самыми разными. Но чаще всего используются зрительные или визуальные. И привычка к их использованию может существенно изменить ваш взгляд на мир и отношение к нему. Вспомните о таких великих визуалах как Александр Сергеевич Пушкин и Уолт Дисней. Многие вещи, над которыми обычному человеку пришлось бы долго размышлять, оценивая их преимущества и недостатки, они просто видели. Пушкин, при написании своих произведений использовал изображения. Мысленные или действительные. Очень часто он сначала рисовал в своих рукописях рисунки, а потом описывал в прозе или стихах изображенное. Знаменитый Диснейленд Диснея также однажды просто появился перед его глазами. Как-то он подумал, что было бы хорошо, чтоб было такое сказочное место, в которое можно было бы пойти погулять, увидел его в своем воображении, а остальное уже было делом техники.
4. Воображение. Необходимость постоянно заменять абстрактные предметы образами, а также связывать их с помощью ассоциаций приводит к необходимости использовать воображение. Вы можете обнаружить, что у вас сама собой появилась способность находить неожиданные решения. Ну, или эти решения вам будут казаться самыми обычными, но в глазах окружающих они будут казаться яркими и нестандартными.
5. И напоследок: мнемотехника позволяет включить в работу оба полушария головного мозга. Человеческий мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за свою долю работы. Левое полушарие ответственно за логическое мышление, речь, упорядоченность, правое это ритм, восприятие цвета, воображение, образы и пространственные соотношения. Обычно человек в большей степени использует только одно полушарие. Чаще всего это левое полушарие, в результате для решения встающих задач используются логические методы. Использование образов позволит использовать больше возможностей вашего мозга, сделав процесс мышления более гармоничным.
Вот такую пользу может принести мнемотехника, которая не сводится только к запоминанию.
3. Как применять мнемотехнику в детском саду?
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Работать с мнемотаблицами я начала со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д.
Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы и коллажи для заучивания стихотворений. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.
В своей работе с детьми старшей группы использую в основном цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей подготовительной группы схемы можно создавать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
4. Описание методики заучивания стихотворений.
1. Берем заданное на изучение стихотворение.
2. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.
3. Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.
4. После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.
5. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.
В течение всего дня схема остается на доске, на уровне глаз детей. Свои листы со схемой дети уносят домой, рассказывают дома родителям стихотворение. Детям очень нравится придумывать пиктограммы, для них это превращается в увлекательную игру. При этом дети учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, помогать друг другу, доказывать свою точку зрения и договариваться со сверстниками.
20-30 минут, и стихотворение выучено.
А возможен и вот такой вариант работы над стихотворением:
Учим стихотворения в игре
Для этого:
1. Я читаю разучиваемое стихотворение
2. Объясняю каждое непонятное слово (привожу пример)
3. Вместе с детьми разбиваю стихотворение на смысловые «цепочки»
4. Каждую «цепочку» зарисовываю на доске (дети сами придумывают, что надо зарисовать)
5. Рассказываю стихотворение, опираясь на пиктограммы на доске
6. Выслушиваю нескольких детей, которые опираясь на рисунок на доске рассказывают стихотворение. (поощряю каждого ребенка)
7. Потом дети зарисовывают на листах бумаги то, что получилось, для того чтобы запомнить текст стихотворения (эффект «шпаргалки»)
5. Коллаж — это лист картона (плотная бумага или фланелеграф, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа.
Коллаж — это учебное пособие. Главная задача коллажа — соединить, т. е. связать все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Цели. Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребенка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Виды коллажей:
• развивающий — способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки;
• обучающий — способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (математический, исторический, грамматический, экологический, природоведческий, геометрические фигуры, математические действия и др.).
Этапы работы.
1. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.
2. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст — воспитатель, старшие дети — самостоятельно).
3. Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» — «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т. п.
4. Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации. Воспитатель предлагает детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течение 15—30 сек, затем коллаж переворачивается и детям предлагается устно воспроизвести по памяти все картинки на коллаже с обозначением их месторасположения.
6. Правила при работе с мнемотехникой
1. Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
2. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
3. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
4. Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка
5. Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.
Работать по такому принципу нужно не только в детском саду, крайне важно, чтобы родители принимали активное участие в обучении ребенка заучиванию стихотворений с помощью мнемотехники.
Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:
• для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки (22, на 9 клеток (33);
• для дошкольников среднего возраста — таблицы на 9 клеток (33, на 16 клеток (44);
• для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 клеток (44, на 25 клеток (55).
7. Предлагаю поэтапное заучивание стихотворений (для родителей):
• Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, прочтите его с выражением. Если родитель выучит его наизусть – будет просто замечательно.
• Затем обязательно объясните ребенку незнакомые или непонятные слова и выражения.
• После этого прочитайте стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты.
• После повторного прочтения расскажите ребенку об авторе этого произведения, а также о том, как и когда оно написано. Такой подход облегчает восприятие поэзии и развивает системное мышление.
• Обязательно рассмотрите с ребенком иллюстрации к стихотворению, и ответьте на все его вопросы.
• Затем прочтите стихотворение еще раз.
• Теперь вместе с малышом нарисуйте схематичные картинки к каждой или почти к каждой строке стихотворения. Составьте мнемотаблицу.
• А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения, используя подсказки – схемы. Предупредите малыша, что это произведение вы будете учить наизусть, мотивируйте ребенка на заучивание.
Когда стихотворение будет выучено, предложите ребенку сделать книгу стихов из мнемотаблиц. Время от времени можно рассматривать созданную книгу, воссоздавать выученные ранее тексты. Это интересное занятие дает ребенку возможность видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж и тренировать память.
8. Критерии оценки.
1. Обследование речевого развития детей (словарь и грамматика, звуковая культура речи, связная речь). Методика Ушаковой О. С.
2. Речевая активность детей (наблюдение)
3. Результаты запоминания стихотворений (опрос)
Итак, обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.
Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Список литературы для старшей группы:
1. «Дуб» И. Токмакова
2. «Осенью» А. Плещеев
3. «Осень» К. Бальмонт
4. «Зима» И. Суриков
5. «Мороз – воевода» Н. Некрасов
6. «Песня о ёлке» С. Маршак
7. «8 марта» В. Берестов
8. «Посидим в тишине» Е. Благинина
9. «Сельская песня» А. Плещеев
Список литературы для подготовительной группы
1. «Скучная картина» А. Плещеев
2. «Осень» Е. Трутнева
3. «Уж небо осенью дышало» А. Пушкин
4. «Поёт зима, аукает.» С. Есенин
5. «Подснежник» Е. Серова
6. «Ландыш» Е. Серова
7. «Весенняя гроза» Ф. Тютчев
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.
2. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.
3. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21.
4. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
5. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.
6. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники Москва, 2007.
7. http://mnemonikon.ru/sloush.exe Н. Д. Слоущ «Мнемотехника или искусство укреплять память» М. 1893.
8. Леонтьев А. Н. «Развитие памяти» М. – Л. 1931г.
9. Т. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Детство –Пресс 2010г.