Лариса Маркова
Семинар-практикум «Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»
Маркова Л. В. воспитатель,
ГБОУ Школа 1798
2019 г.
Семинар практикум для педагогов.
Цель: сформировать у педагогов представления о проведении утреннего и вечернего сбора детей.
Задачи:
1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.
Публикация «Семинар-практикум „Использование технологии „утренний и вечерний круг“ для успешной социализации детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.
3. Дать возможность применить полученные знания на практике.
Тема семинара обусловлена необходимостью апробацией образовательной программы в разделе «Утренний и вечерний круг».
Введение: дети самостоятельно могут выбрать способ, призывающий их к началу занятия: это могут быть звуковые сигналы (звонок, хлопок, звучание музыкального инструмента, мелодия, стихотворение, начатое взрослым, и т. д., это могут быть световые сигналы (мигание лампочки, показ определенного цвета колпачка на лампе и т. д.).
Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают.
Современные дети живут в сложных социо-культурных условиях – чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье. Социальные психологи утверждают, что в современном обществе ребенку принадлежит самостоятельное определение стратегии поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Следовательно, эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям социума – одно из главных условий жизни ребенка в обществе, а также личной готовности ребенка к школе.
ДОО - единственное место, где дети могут без опасения проявлять свою самостоятельность и инициативу, взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в различных видах деятельности, предложить которые семья не в состоянии.
Цель проведения кругов : развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
Задачи:
• сплочение детского коллектива;
• формирование умения слушать и понимать друг друга;
• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
• обсуждение планов на день, неделю, месяц;
• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;
• привлечение родителей к жизни детей в ДОО.
Тема семинара обусловлена тем, что группа, в которой я работаю, включена в экспериментальную деятельность на уровне дошкольной организации, связанную с апробацией образовательной программы. В её рамках, начиная со второй младшей группы, реализуется основная образовательная программа «От рождения до школы», выпущенная под редакцией Н. Е. Вераксы.
В методическое обеспечение программы включено методическое пособие старшего научного сотрудника Института социологии РАН РФ Натальи Петровны Гришаевой «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации».
Она разработала новые технологии социализации ребенка дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него самостоятельность, инициативность, саморегуляцию поведения, ответственность – те качества, которые необходимы для успешной адаптации, обучения в школе, а также для жизни в современном обществе.
Основные идеи технологии
«Рефлексивный круг» проводится каждый день утром и вечером. Утренний перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Вечерний во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут (с восьми сорока до девяти, в старшем от 10 до 20 минут (с восьми тридцати до восьми пятидесяти).
Утренний круг.
Проводиться в форме развивающего общения (диалога).
Цель утреннего круга поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы, проблемы, договориться о правилах.
Задачи;
• Планирование (Обсуждение планов, реализация совместных дел)
• Информационные. (Новости)
• Проблемная ситуации. (Предложить темы для обсуждения)
• Развивающий диалог. (Вести дискуссию, направлять, не давать прямых объяснений, готовых ответов).
• Детское сообщество. (Быть внимательными друг к другу, дружить, создавать положительный эмоциональный настрой).
• Навыки общения. (Учить культуре диалога).
• Равноправие и инициатива. (Равные возможности и тихим,и бойким, и лидерам)
Пример проведения утреннего круга на практике.
Я предлагаю вам сесть в круг и поприветствовать друг друга доброй, открытой улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскованности.
Пусть наша добрая улыбка,
Согреет всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни,
Делиться счастьем и добром!
Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Сегодня день солнечный, тёплый, давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией солнца (дети берутся за руки, руки поднимают к солнцу, делают вдох, руки направляют в центр круга – выдох). Молодцы! Вы почувствовали это тепло. Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось бы, чтобы у всех было хорошее настроение, гармония, а для этого нужно подарить комплимент друг другу. (Мы высказываемся). После высказываний предложить детям выбрать цветную ленточку, соответствующею настроению.
Вечерний круг.
Проводиться в форме рефлексии- обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.
Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
Задачи :
• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).
• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации,если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению).
• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).
• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).
• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «вечерний круг» проводится еще раз, сразу после происшествия. Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.
Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.
Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца».
Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо создать определё нный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу, фонарик) Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.
Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:
• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?
• Какая часть суток сейчас?
• Что вы делаете в это время в Д. О. У. ?
• Что делают в это время ваши близкие?
• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?
• Как выполнили свою работу?
• Какие новые слова узнали?
• Составление рассказов по опорным словам.
Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.
Пример проведения вечернего круга на практике.
Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним прилетает красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.
Моделирование
Педагогам предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный рефлексивный круг» на неделю, с учетом возрастных особенностей детей и в рамках «Темы недели».
Например разберем тему: «Мой дом – детский сад»
Вопросы могут быть следующими:
• Где находится мой детский сад?
• Кто в нем работает? Что они делают?
• Как я могу им помочь и как отблагодарить?
• Кого можно считать своим другом?
• Есть ли у тебя друзья?
• Как можно утешить друга?
• Как можно помириться, если поссорился?
• Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие нет, почему?
• Как поступить с теми, кто правила нарушает?
• Зачем людям нужны правила?
• Какие правила ты знаешь?
Основные приемы работы состоят в следующем:
• создание трансформируемой развивающей предметной среды;
• трансляция всеми участниками образовательного процесса значимых образцов социального поведения;
• регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;
• создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально значимую деятельность.
Результативность технологии
Инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.
Проведение имитационного круга (С педагогами)
В конце семинара педагогов собирают в круг и задают вопрос или предлагаю ситуацию, после чего воспитатели должны выбрать свое отношение к вопросу или ситуации, выбрать камень черного цвета (против, белого (за, серого (воздерживаюсь). Затем начинается обсуждение какой камень был выбран и по какой причине. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? Как много интересных ответов. (Правильно, уважаемые коллеги, круг сближает, объединяет людей.) После этого, проводится рефлексивная игра, в которой воспитатели по очереди передают друг другу смайлик и говорят приятные слова.
Рефлексия
Предварительно, слушателям семинара раздаются карточки с изображением зеленого, улыбающегося смайлика, нравится, буду использовать в своей работе, желтого смайлика без эмоций, буду использовать частично, красного расстроенного смайлика, не нравится, не буду использовать.