Евтеева Екатерина Владимировна
Семинар-практикум для воспитателей «Игры для развития ориентировки в пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентировка в пространстве имеет большое значение для всех сторон деятельности человека, оказывает влияние на развитие его самосознания, личности в целом. Развитие у дошкольников различных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве выступает одной из важнейших задач дошкольного образования.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Игры для развития ориентировки в пространстве“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Раздел “Ориентировка в пространстве” занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста. Представления о пространстве у детей развивают в процессе непосредственной образовательной деятельности не только по математике, но и в процессе музыкального и физического воспитания, при выполнении различных видов изобразительной деятельности, во время режимных процессов, в дидактических и подвижных играх и т. д.
Большая роль в формировании ориентировки в пространстве принадлежит подвижным играм, в которых детям необходимо пройти или пробежать в определённом направлении, найти в пространстве предмет, своё место. Важно постепенно учить ребёнка действовать не только самостоятельно, но и совместно с другими детьми, находить место в колонне, шеренге, кругу. Ориентировка в пространстве осуществляется при помощи зрительных или звуковых сигналов, указаний и команд педагога.
В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями: слева, справа, вверху, впереди, сзади, далеко, близко. Новая задача – обучать ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию. Ребёнок должен уметь выполнять задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был Саша, а сзади-Катя. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади Коля», тоже самое можно делать по отношению к какому-либо предмету: «Стань перед стулом…» и т. п.
Кроме этого, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы – заяц, слева от куклы – пирамидка, впереди Тани – окно, над головой Тани – лампа.
В определении и воспроизведении пространственных направлений детей постоянно упражняют на физкультурных и музыкальных занятиях. Они получают задание взять тот или иной предмет в правую или левую руку, повернуться или наклониться вперед, назад, направо, налево и др., изменить направление движения во время ходьбы, бега. На какой-то момент их внимание акцентируют на выполнении движения в указанном направлении.
Дети любят упражнения на внимание, в которых они производят движения в указанном направлении, например, «Повернитесь направо», «Правой рукой дотроньтесь до левого уха, левой рукой до правого глаза» и т. п.
Большое внимание в работе с детьми нужно уделить развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы и бега. С этой целью используют систему дидактических и подвижных игр.
Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения: «Как пройти в магазин (в булочную и пр.)», «Дорога на почту (в аптеку)», «Дорога в школу». Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять «картину пути». Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность сказанного. Детям можно давать поручения отвести кого-либо или всю группу в указанное место. Ребят продолжают учить выделять заметные предметные ориентиры, устанавливать пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.
Формирование пространственных ориентировок детей старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в том случае, если ребёнок постоянно оказывается перед необходимостью пользоваться ими в дидактических играх и повседневной жизни. Ситуации, в которые включаются дети, должны быть, занимательными. Можно использовать различные дидактические игры: «Угадай, кто, где находится», «Что изменилось?», «Расскажи про свой узор», «Отгадай, кто, где стоит». Дети определяют, что находится перед ними, позади них, что справа, слева от них, вверху или внизу, какой, где предмет находится по отношению к другому; рассказывают, как располагаются узоры на листе бумаги.
Также с целью развития пространственной ориентации можно использовать такие игры, как «Найди спрятанную игрушку», «Путешествие по комнате», которые проводятся в помещении группы. Воспитатель предварительно рисует план, на котором изображает несколько находящихся в комнате предметов такими, какими они видны сверху (столы-прямоугольники, стулья-квадраты). Не следует перегружать план большим количеством изображений (их должно быть не больше 7-10). Располагать изображения предметов на плане нужно в соответствии с их реальным расположением в помещении, передавая размер предметов и расстояния между ними в масштабе 1:10. Кроме того, на плане стрелками рисуется путь к месту, где спрятана игрушка. Место обозначается каким-нибудь знаком (крестик, кружок). Выполняя задание, дети должны рассказывать, куда они пойдут: «Сначала прямо (к окну, к шкафу, потом налево (к двери)» и т. д. Если ребёнок не уверен, не нужно требовать от него выполнения всего задания в словесной форме. На начальном этапе достаточно удовлетвориться практическим выполнением задания. Постепенно дети начнут заранее называть изменения в направлении движения.
Важное значение в развитии ориентировки в пространстве, отводится ориентировке на листе или на плоскости. Так, если ребенок нарисовал картинку, предложите дорисовать какие-либо детали, точно укажите их местоположение на рисунке (над высокой елью, между елью и кустом и т. д.) Полезны такие игры и упражнения как графические диктанты, лабиринты, «Танграмы», «Схема и рисунок», пазлы, мозаика, конструктор, особенно, если ребенок делает постройку по предложенной схеме или плану. Дети седьмого года жизни сами могут рисовать схемы пути, планы, в том числе, используя условные обозначения.
Итак, можно сделать вывод, что
• развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства
• ориентировка в пространстве - характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, следовательно, доступна для усвоения детьми
• основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.
Игр, способствующих развитию ориентировки в пространстве множество, можно выделить часть из них, которые достаточно хорошо знакомы, так как часто применяются на практике.
КАРТОТЕКА «Игры на развитие ориентировки в пространстве»
Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Игра «Что справа»
Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек. Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.
Вариант 2.
Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны. Вариант 3.
Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их, были справа от него.
Игра «На плоту»
Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т. д.
Игра «Колокольчик»
Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
Игра «Корабли»
Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат табуретки (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга: 3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова», ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания.
Вариант 1: воспитатель даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два острова, поверни налево, пройди ещё один остров, поверни направо, пройди ещё один остров – ищи.
Вариант 2: воспитатель даёт ориентир расположения «острова» относительно других. Например, этот «остров» синего цвета, находится слева, а перед ним – белый «остров». Вариант 3: воспитатель даёт ребёнку схему расположения «островов» и даёт указания по схеме, после чего ребёнок пытается найти нужный «остров» на ковре. Например, на схеме (3х3) нужный «остров» справа наверху, и т. п.
Игра «Что изменилось?»
Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.
Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез Дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.
Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком. В роли ведущего может быть, как воспитатель, так и ребёнок.
Игра «Новоселье»
В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т. д. Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3человека). В роли ведущего вначале выступает воспитатель, в дальнейшем необходимо привлекать детей, - это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.
Игры на формирование умений ориентироваться в движении.
Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь»
Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.
Игра «Найди магнит»
Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.
Игра «Синхронное плавание»
Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т. д.
Игра «Новая походка»
Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по-особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.
Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве).
Игра «Назови соседей»
Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.
Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет (ы, который (е) находятся: - в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т. п.
Игра «Лабиринт Гарри Поттера».
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу, затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.
Игра «Я еду на машине»
Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.
Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т. д.
Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.
Игры на формирование ориентировки "на себе"
"Скульптор"
Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях. Оборудование: макет игрушки Буратино.
Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.
"Контролер"
Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.
Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи
Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными - в правый.
Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве.
"Прятки"
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.
Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся… (называет местонахождение!". Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.
"Дорога в школу".
Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути. Оборудование: лист бумаги, карандаш. Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает, где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.
"Бег к реке"
Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.
Оборудование: мел, камни.
Содержание: Чертим линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В "реку" кладутся камни. Вдоль "берега" выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к "реке", достают "со дна" камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.
Игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчета "от себя" и "от предметов"
"Кто правильно назовет"
Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.
Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
"Кто из детей стоит близко, а кто далеко?"
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя".
Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет, кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.
"Автогонки"
Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.
Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и инерционная, темная повязка для глаз.
Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок, рассматривая их, отмечает цвет, размер, звук, издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.
"Жмурки с колокольчиком"
Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.
Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.
Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.
Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения
"Найди игрушки"
Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.
Оборудование: разные игрушки
Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти, нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.
"Разведчик"
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.
Оборудование: лист бумаги, карандаш
Содержание: Ребенку дается инструкция: "Ты - разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни, запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает, где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору, какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.
Игры на ориентировку в микропространстве.
"Художник"
Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.
Оборудование: картинка - фон, предметные картинки.
Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.
"Волшебный сундучок"
Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".
Оборудование: "сундучок", мелкие игрушки
Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает, где они находятся.
"Разноцветное путешествие"
Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.
Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.
Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит, какого цвета клетка, на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т. д.).
"Бабочка"
Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.
Оборудование: поле с буквами.
Содержание: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком. Теперь ребенок задает направление движения, а педагог выполняет это задание. Буквы можно менять в зависимости от загаданного слова.
Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства
"Адресное бюро"
Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.
Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.
Содержание: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.
"Астрономы"
Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).
Оборудование: фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.
Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной, и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того, как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.
"Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности"
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве по картинке - плану, в микропространстве, соотносить схематическое изображение предмета с реальным
Оборудование: картинка - план, учебные принадлежности.
Содержание: детям предлагается картинка - план со схематическим изображение учебных принадлежностей. Дети раскладывают реальные учебные принадлежности в соответствии с планом.
"Где Маша?"
Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом. Оборудование: план
Содержание: педагог рассказывает детям: Кукла Маша потерялась. Вот карта ее пути. Давайте найдем Машу и поможем ей вернуться домой.