Юлия Короткова
Семинар-практикум для воспитателей «Развиваем речь детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель. Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Развиваем речь детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением («каша во рту») постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы уже будут подготовлены).
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
• Следует заниматься ежедневно 7-10 минут.
• Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как ребёнку необходимо зрительный контроль. Постепенно темп увеличивается.
• Периодически ребёнку задают наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?»
• Если во время занятий язык ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитателю необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.
Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь и понимать её смысл, запоминать определённое положение рук и последовательность движений, развивают воображение. Упражнения пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу, подвижность и гибкость. Что в дальнейшем облегчит ребёнку овладение навыками письма.
Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики.
• Следует заниматься ежедневно 5-10 минут.
• Сначала упражнения выполняются медленно.
• Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой, и наконец двумя руками одновременно.
Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово», «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по - разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучание слова. Формируют умения различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове, Называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.
Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.
Рекомендации по работе со скороговорками.
• Ребёнку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней.
• Объясняют значение сложных слов.
• Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.
• Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
• Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая его двумя руками, проговорить скороговорку.
Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами, которую необходимо начинать как можно раньше. Следует объяснять детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.
Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук»
Разминка. Ведущий предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией картинок).
Толстые внуки приехали в гости.
С ними – худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись – в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим – положат блины нам.
Блинчик жуём с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем «спасибо» и губы оближем.
Дедушка сделал для внуков качели
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки,
И на опушке мы видим грибочки.
• Знание органов артикуляции. Воспитатель поочерёдно задаёт вопросы командам.
• - Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)
• - Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)
• - Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость.)
• Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.)
• Знание упражнений пальчиковой гимнастики. Командам предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).
Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия»
• «Назовите слова на заданные звуки»
Воспитатель произносит звуки (гласные, твёрдые или мягкие согласные). Участники поочерёдно должны назвать слово, начинающееся с заданного звука.
• «Придумай рифму к слову».
На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочерёдно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка – окошко, улитка – калитка, корзина – картина и т. п.)
• «Определите место звука в слове».
Воспитатель предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое произнесу, звук [Л] будет стоять вначале, поднимите руки вверх; если в середине – поставьте руки на пояс; если в конце – положите руки на колени». (Лампа, кулак, стол, колба, осёл, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.)
Конкурс «Формирования правильного звукопроизношения и дикции»
• Воспитатель предлагает выбрать командам карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно произнести быстро, вторую – тоже быстро и с определённой интонацией.
Карточка №1.
Гризли продавал гриву льва за гриву.
Компьютерному пирату в Интернете не рады. (Сердито.)
Карточка №2.
Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
Саша шустро сушит сушки (Удивлённо.)
Конкурс «Развитие связной устной речи. Работа с пословицами»
Воспитатель предлагает командам выбрать карточки с заданиями.
Карточка №1.
- Продолжите пословицы.
С волками жить – (по-волчьи выть).
С миру по нитке – (голому рубаха).
Всяк сверчок – (знай свой шесток)
- «Переведите пословицы на русский язык.
Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)
(Яблоко от яблоньки недалеко падает.)
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)
(Шила в мешке не утаишь).
Бойся тихой реки. А не шумной. (Греция)
(В тихом омуте черти водятся.)
Карточка №2.
- Продолжите пословицы.
Двое пашут – (а семеро руками машут.)
Кончил дело – (гуляй смело.)
Гром не грянет – (мужик не перекрестится.)
- «Переведите» пословицы на русский язык.
Молчаливый рот – золотой рот. (Германия)
(Слово – серебро,. а молчание – золото.)
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
(Язык до Киева доведёт.)
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
(Обжёгшись на молоке, дует на воду.)
-Назовите пословицы про труд.