Евгения Курыхалова
Семинар-практикум для родителей «Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь является сложной формой речевой деятельности, которая вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения. По самостоятельному рассказу ребенка можно оценить не только уровень его речевого развития, но и логику суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческую устремленность и другие качества личности. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Уточним, что связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
В наше время все больше родителей и педагогов обеспокоены развитием речи своих детей. Дети начинают позже говорить, больше становится проблем со звукопроизношением, некоторые дети подготовительной группы с трудом могут рассказать простую сказку, четко и ясно сформулировать свою мысль. Из-за этого могут возникнуть трудности обучения в школе. Овладение связной речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Существует множество профессий, требующих коммуникативных навыков: врач, менеджер, юрист и т. д. Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку для того, чтобы быть успешным. Отсутствие грамотной связной речи может способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности, чего мы своим детям, конечно же, не желаем.
Выделяются три основных проблемы развития связной речи дошкольников : лексическая сторона речи, грамматическая, фонетическая. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с формированием связной речи у дошкольников.
При ознакомлении с лексической стороной речи у детей часто, возникают трудности при расширении словарного запаса, здесь на первое место выдвигается понимание значения слов, потому что только понимание ребенком значения слова может привести к сознательному выбору слов и словосочетаний, точному их употреблению при построении связного высказывания. Обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно.
Игра «Скажи наоборот» Добро – зло; толстая – тонкая; день – ночь; радость – горе; добрый – злой; умный – глупый.
Образование новых слов. Летел – прилетел, взлетел, улетел. Едет – приедет, заедет, уедет, въедет, съедет. Шел – пришел, ушел, зашел, вышел и др.
Игра «Укрась слово». Солнце: яркое, лучистое, теплое, жаркое, доброе, горячее, жгучее, нежное…
Подбор наречий к глаголам. Медленно речка течет, Плавно в ней рыбка плывет, Тихо сидит рыбачок, Ловко закинув крючок. Задаем вопросы: как течет речка, плывет рыбка и т. д.
Сравнительные конструкции В речке вода холодная, в колодце еще холоднее. Бывают яблоки кислые, лимоны еще кислее. Чай в стакане горячий, а в чайнике горячее.
Подбор синонимов. В качестве синонимов могут выступать разные части речи : имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы. Друг - товарищ, приятель. Храбрый - отважный, смелый. Грустно – тоскливо, печально.
В формировании грамматического строя речи возникают трудности в умении детей строить предложения, простые, распространенные, сложные, а также умению правильно согласовывать и изменять слова в предложениях разного типа. Формирование языковых обобщений является той основой, на которой сознательно выстраивается связное высказывание.
Упражнение на развитие грамматического строя речи «Найди ошибку». Пол ударился о мячик. Веревочка прыгала через девочку. Туча спряталась за солнце.
Придумай предложение. Берем несколько слов и словосочетаний и пытаемся использовать их в одном предложении. Слова можно выбирать, наугад тыкая пальцем в любую книгу на случайно открытой странице или придумывая их друг для друга. Предположим, вы выбрали «лес, стая птиц, белая береза, мальчик». Получилось: «Стая птиц, крича и нападая, прогнала мальчика от своей любимой белой березы, стоящей на опушке леса». Или: «Мальчик сидел, прислонившись спиной к стволу белой березы, и наблюдал, как над лесом кружится стая птиц».
В работе над фонетической (звуковой) стороной речи у детей так же встречаются ошибки в овладении такими характеристиками, как темп, сила голоса, дикция, плавность, а также интонационное оформление текста, которые проявляются при изложении высказывания. Речь должна быть внятной, четкой, выразительной.
Работа над четкой дикцией. Скорость, скороговорки, договаривание окончаний слов. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Заучивание стихотворений (обогащаем речь детей красивыми поэтическими оборотами, делаем ее интонационно красивой).
«Допиши стихотворение». Придумайте друг для друга первую строку или возьмите из любого известного детского стихотворения. Уверяю, будете поражены разбушевавшейся фантазией. «Оторвали мишке лапу, А пришили медный прут. И теперь его соседи Терминатором зовут».
Чтобы ответить на вопрос «Достаточно ли развита речь ребенка?», попробуйте самостоятельно провести тестирование. Для этого лучше использовать время, когда дошкольник не перевозбужден, не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если задания будут проводиться в форме игры. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками.
Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картине. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих вопросов, пусть он сам самостоятельно попробует свои силы в этом не легком деле. Хорошо, если вы запишите рассказ ребенка дословно. Это поможет спокойно проанализировать сочиненную историю. Рассказ будет соответствовать возрастной норме, если составлен самостоятельно, фразы в нем построены правильно, без грамматических неточностей, ребенок при этом использовал предложения, состоящие из четырех и более слов. Речь была плавной и выразительной.
Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Забавные истории» В. Г. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. А. Чижикова или другие истории, которые есть у вас дома. Хорошо если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы ребенок смог найти начало истории, ее продолжение и конец.
Вас должно насторожить если: - Ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками; - Ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял главных событий, в рассказе было много повторов; - Ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные короткие (нераспространенные) предложения; - Значение слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера; - Речь ребенка была ускоренной, вы услышали в речи запинки.
В заключении хочу Вам напомнить цитату великого философа и мыслителя Аристотеля: «Ясность – главное достоинство речи». А ведь жил он еще в 4 веке до нашей Эры. Это изречение актуально и сегодня. Надеюсь, что те знания и игры, о которых вы узнали на семинаре, помогут вам сделать речь детей более грамотной, осмысленной, интересной и связной.
Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую практику дошкольника дома.