Ирина Подлесная
Семинар-практикум для родителей «Закрепление правильного произношения звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Грамотная речь ребенка - важное условие его нормального развития, а в дальнейшем успеваемости в школе. Взаимодействие педагогов детского сада и семьи оказывает огромное влияние на воспитание детей.
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах с дальнейшими негативными последствиями.
Родители должны принимать активное участие в речевом развитии ребенка. Любая речевая игра или упражнение, беседа с ребенком – важная часть сложившегося процесса формирования речи.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Закрепление правильного произношения звуков“» размещена в разделах
Научившись произносить поставленный звук изолированно, ребенок не сразу использует его в своей речи. Наступает сложный и длительный этап логопедической работы – закрепление правильного звукопроизношения или автоматизация звука. Без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольника навык формируется в результате систематического повторения и закрепления.
Одно из обязательных условий успешной автоматизации – закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда.
Цель семинара : повышать эффективность коррекционной работы по автоматизации звуков с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.
Задачи:
- Активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;
- Ознакомить родителей с методикой выполнения артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, игр, направленных на развитие мелкой моторики;
- обучать игровым приемам автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, в словах, предложениях и речи;
- повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей.
Оборудование: ТСО, зеркала, памятки, игры на развитие дыхания, мелкой моторики, автоматизацию звуков.
Предварительная работа: проведение анкетирования среди родителей;
подбор литературы, игр для практической работы.
Программа семинара-практикума.
Просмотр практических упражнений.
1. Работа по постановке звуков начинается с артикуляционной гимнастики, цель которой – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
(комплекс упражнений для губ и язычка)
2. Правильное дыхание очень важно для развития речи. Поскольку речь осуществляется на выдохе, то от силы направления, длительности воздушной струи зависят правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют воспитанию правильного ротового дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков (предложений).
Рекомендации по выполнению упражнений, направленных на развитие ротового выдоха
- перед проведением упражнений, направленных на развитие дыхания вытереть пыль в помещении и проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
- дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Пауза между занятиями и последним приемом пищи – 1 час, а еще лучше, если занятия проводятся натощак.
- упражнения выполняются в одежде, которая не стесняет движения.
- воздух набирать через нос. Вдыхать «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать – длительно и плавно; следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди, не поднимались плечи и не надувались щеки. (На начальном этапе можно прижимать их ладонями).
- необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют детей, могут вызвать головокружение. Поэтому их необходимо контролировать по времени – они не должны длиться слишком долго (достаточно 3-5 повторений, их нужно обязательно чередовать с другими упражнениями и занятиями.
- упражнения по развитию речевого выдоха проводить надо ежедневно. Их длительность постепенно увеличивать с 1-2 до 5-7 минут.
Игровые упражнения на развитие речевого выдоха.
Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
Кораблики.
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".
Буль-бульки.
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.
Волшебные пузырьки.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
Игры на развитие мелкой моторики
Совершенствование мелкой моторики помогает развитию речи. Чтобы научить детей говорить, нужно развивать не только артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Он должен уметь логически рассуждать, у него достаточно хорошо должны быть развиты память, мышление, внимание, связна речь.
На занятиях можно использовать небольшие стишки, потешки, выполнять несложные движения для пальчиков, что помогает подготовить руку к письму, развивать координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развивать речь ребенка.
«Прищепки в корзинке»
Материал: Небольшая корзина, у которой не слишком толстые борта. Несколько разноцветных бельевых прицепок.
Ход игры: ребёнок ставит на стол корзинку, к краям которой пристёгнуты бельевые прищепки. Наставница предлагает ему брать каждую прищепку тремя пальцами, отстёгивать и складывать в корзинку. Ребёнок работает самостоятельно. Многократное повторения движения сжимания и разжимания с усилием бельевой прищепки даёт отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки. Наблюдая, какой рукой предпочтительнее работает ребёнок, можно определить, не левша ли он. Исправлять склонность, работать левой рукой не следует. Однако можно приветствовать работу ребёнка обеими руками. Затем игру можно усложнить: прищепки прикреплять в определённой цветовой последовательности.
«Маленький аптекарь»
Материал: упаковка таблеток с ячейками, пипетки с тугим резиновым колпачком, пузырёк с чуть подкрашенной водой.
Ход игры: рассказать ребёнку о том, что есть такая важная профессия, как аптекарь. Аптекарь умеет делать лекарства. Затем воспитатель показывает малышу, как аптекарь может его приготовить. Для этого воспитатель демонстрирует, как в пипетке перенести воду из пузырька в ячейки из-под таблеток. После чего предложить ребёнку заполнить все ячейки водой при помощи пипетки самому, а потом перенести воду из ячеек обратно в пузырёк.
Игра требует предельного внимания и концентрации. Если ребёнок сделал неловкое движение и капли упали на стол, подскажите ему, что ошибку можно исправить, втянув капли в пипетку.
«Бусы для куклы»
Материал: нитка, пуговицы разной величины и цвета, бусы к качестве образца.
Ход игры: Предложить ребёнку самому сделать бусы. Для этого он должен нанизать на одну нитку пуговицы. Изготовить бусы можно имеющемуся образцу или подбирать пуговицы по форме и цвету по вашему заданию.
«Зашнуруй ботинок»
Материал: пара ботинок или кроссовок и шнурки к ним.
Ход игры: покажите ребёнку, как по- разному можно зашнуровать ботинок или кроссовку. Зашнуруйте его одним из способов и попросите малыша точно так же зашнуровать второй ботинок или кроссовку.
Важно! Вначале зашнуровывайте обувь вместе с ребёнком.
«Собери матрёшку»
Описание игры.
Взрослый показывает матрёшку, слегка встряхивая её. В ней что-то гремит. Взрослый открывает матрёшку и достаёт вкладыш. Обе матрё шки ставит рядом и говорит: «Матрёшки красивые, но разные - большая и маленькая» Достав ещё одну матрёшку, взрослый выстраивает все три предмета в один ряд и подчёркивает разницу в величине. Ребенок рассматривают матрёшек.
Затем взрослый собирает матрё шку в обратном порядке: в среднюю прячется маленькая. Затем взрослый открывает большую матрёшку и прячет в неё среднюю.
После предварительного показа ребенку можно поиграть с :
• с шестигранными карандашами.
• Выкладывание из счетных палочек различных предметов: сначала по схеме, затем по памяти.
• Использование пластилина:
- втыкание сухого гороха в коричневый брусок пластилина – «готовим шоколад с орехами»;
- приклеивание пятнышек из пластилина на рисунок, чтобы получились долматинец, бабочка, божья коровка.
• Использование бус для мамы из макарон разной формы (нанизывание на толстую веревку).
Игры и упражнения на автоматизацию звука в слогах.
В домашних условиях автоматизировать звук в словах можно в таких играх.
• «Поймай звук» (выделение звука из звуко-, слого-, словоряда). Как услышите, заданный звук, хлопните в ладоши, поймайте его.
• «Волшебные очки» : представь, что у нас есть очки, когда ты их надеваешь, все становится красным (зеленым, синим, розовым, голубым, желтым, в зависимости от автоматизируемого звука). Посмотри через волшебные очки, скажи, какого цвета все стало: красные сапоги, красный забор и т. д.
• Использование компьютерных презентаций. Занятия на компьютере можно проводить не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. После занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз.
Игры на автоматизацию звука в предложении.
• «Составь предложение». Назвав два слова с заданным звуком, ребенку предлагается объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т. д. Для этого нужно включить фантазию, ведь предложения могут быть самыми неожиданными.
• «Предложение рассыпалось» «Идти, Саня, Соня, сад, детский, в», «Ромашка, рвать, Рома» и др.
• Проговаривание чистоговорок.
Помните! Звук автоматизирован, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, его место в слове (в середине, начале, в конце). Надо не забывать о положении языка, губ, правильном выдохе, успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания. Конечно, мы должны понять, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому надо внимательно выслушать ребенка. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса.
Итог.
Уважаемые родители! Благодарим Вас за сотрудничество. Желаем Вам успехов и радости общения с вашими детьми.