Екатерина Викторовна
Семинар-практикум для родителей «Воспитание ребёнка с нарушениями зрения в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель данного мероприятия: повышение компетенции родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями зрения.
Задачи:
1. Познакомить родителей с психологическими особенностями развития ребенка с нарушениями зрения.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Воспитание ребёнка с нарушениями зрения в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Помочь родителям увидеть в ребенке уникальную личность, повысить коррекционно-педагогическую компетентность (обогащение теоретического и практического опыта) родителей для оказания помощи детям, находящимся в состоянии зрительной депривации.
3. Развивать умение выстраивать гармоничные отношения с детьми с нарушениями зрения для решения образовательных задач.
Оборудование: мешочек с различными мелкими предметами; распечатки цветков, чистые листы и фломастеры по количеству участников.
Демонстрационный материал: презентация, видео - притчи.
Ход семинара-практикума :
I. Вводная часть
Появление в семье ребенка с нарушением зрения влечет за собой ряд проблем, возникающих вследствие непонимания и незнания особенностей развития ребенка и его воспитания. Ребенок с нарушением зрения создает новые психологические условия в семье. Перед родителями возникает трудная задача преодоления эмоционального барьера неприятия «проблемного ребёнка» членами своей семьи. Однако любовь и привязанность родителей к ребенку помогает преодолеть им возникающие трудности, реально взглянуть на специфические проблемы его воспитания в семье, познакомиться со специальными приемами и методами воспитательной работы и овладеть ими.
Игра «Да-нет-ка»
(я буду задавать вам вопросы, если вы со мной согласны – громко говорите «да»,
а если не согласны, то «нет»).
Крикните громко и хором, друзья!
Детей своих любите?)
С работы пришли, сил почти нет,
Вам хочется лекции слушать здесь?)
Я Вас понимаю! Как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно нам?)
Дайте тогда мне скорее ответ,
Детям помочь Вы откажетесь?)
Последний вопрос Вам задам я, друзья,
Активными будем сегодня все?)
II. Основная часть
В формировании психики детей с нарушениями зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, учитывая их особенности, связанные с дефектом зрения. Наши дети отличаются от сверстников с нормальным зрением :
- не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения (не достаточный объем движений);
- контакт глазами, общение жестами ограничены, или почти отсутствуют, речевой контакт организован лучше, но у детей трех - четырех лет в большинстве случаев – задержка речевого развития.
У детей постарше - часто встречаются признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, но не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире или составить простой рассказ по картинке). Дети с нарушениями зрения отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Дети в одной возрастной группе, имея примерно одинаковые зрительные диагнозы, могут очень сильно отличаться по уровню развития интеллекта и психоневрологическому статусу.
Нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах - как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.
Имея меньшую подвижность и малый опыт общения, они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела и плохо используют крупную моторику для выражения своих чувств, желаний. Они реже пользуются жестами, только, как правило, для уточнения словесной информации, что связано с несформированностью средств невербальной коммуникации. Речь их обычно монологична, и они очень мало интересуются тем, что говорят партнеры по игре. С одной стороны, это может быть связано с недостаточностью восприятия, с другой стороны, возможно, сказывается влияние опекающего воспитания в семье.
Упражнение «Цветок»
Цель: выделить положительные стороны ребенка, побуждать родителей чаще говорить ласковые слова ребенку.
Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка? Если хотите привлечь внимание ребенка к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к нему по имени. А как вы называете своего ребенка?
Предлагаю заполнить лепестки. В сердцевине предложенного вам цветка запишите имя своего ребенка. На листочках - положительные качества ребенка, а на лепестках - ласковые слова.
Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали. Рефлексия: - Было трудно? - Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение? - Легко ли Вам было заполнять? Почему?
Упражнение «Фигуры»
Цель: сплочение группы, настрой на сотрудничество.
Участникам тренинга предложить построиться так, чтобы получился ровный круг, квадрат, сердечко, солнце, птичий косяк.
У детей с нарушениями зрения нет каких-то совершенно особых качеств личности, которых не имеется у нормально видящих. Вместе с тем зрительный дефект оказывает отрицательное влияние на развитие различных компонентов личности: самостоятельности, активности, коммуникабельности, что в свою очередь, нарушает социальные связи ребенка, его взаимодействие с окружающей средой.
Воспитательная работа с детьми, страдающими нарушением зрения, представляет симбиоз психологических и педагогических коррекционных методов работы, направленных на формирование социально-адаптивных навыков.
Ведущая роль воспитания ребенка с нарушением зрения принадлежит семье, правильному отношению родителей к дефекту ребенка. Невозможно решать проблемы воспитания ребёнка, не преодолев свой психологический стресс.
Возникает ряд проблем:
- родители стесняются своего ребенка, прячут его от знакомых, избегают разговоров о детях на работе, среди друзей; перестают ходить в гости и приглашать друзей в свой дом, ведут затворнический образ жизни;
- ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, как обиженное судьбой существо, нуждающееся в постоянной помощи. Взрослые члены семьи окружают ребенка чрезмерной заботой, все делая за него, лишая ребенка самостоятельности. Чрезмерная забота и опека приводят к созданию нездоровой, тепличной среды, которая существенно вредит развитию ребенка;
- родители чувствуют свою «вину» перед ребенком и засыпают его подарками. Часто в таких семьях существует эмоциональное отчуждение между членами семьи. Ребенок одинок, чувствует свою ненужность.
Родители должны преодолеть психологический барьер, принять ребенка таким, каков он есть. Ребенок должен чувствовать, что он полноправный член семьи со своими правами и обязанностями. Этому способствует совместная эмоциональная деятельность родителей и ребенка.
Родители должны запастись терпением в воспитании ребенка. Нарушение зрения ограничивает его возможности, и для достижения результатов нормально видящих, ему потребуется приложить гораздо больше усилий. Чистосердечно радуйтесь успехам ребенка, не замечайте его неудачи.
Предоставляйте ребенку больше самостоятельности, учитывая его зрительные возможности. Требуйте выполнения конкретных, доступных и постепенно усложняющихся заданий.
Упражнение «Чудесный мешочек»
Цель: формирование позитивных установок восприятия своей семьи.
Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет любой мелкий предмет. После того как все получат по одному предмету объясняются правила игры: необходимо найти сходство между предметом и семьей. Например, достался вам шарик. Шарик — круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых неразрешимых проблем. Ваша семья всегда собирается за круглым, как этот шарик, столом. Это и есть то, что объединяет шарик и вашу семью.
Что же значит для развития ребенка с нарушением зрения семейная атмосфера, позволяющая ему адаптироваться в социуме?
Уважительное отношение к личности всех членов семьи, в том числе и к личности ребенка-инвалида (слова ребенка не подвергаются сомнению, его способности и возможности не умаляются, его суждения спокойно выслушиваются и поправляются без того, чтобы его унизить). В таких условиях формируются предпосылки для развития у ребенка адекватного уровня собственного достоинства. Ребенок воспринимается в семье не как объект благоговейного почитания или жалости, а как полноправный и ответственный участник семейных отношений.
Душевное тепло, связывающее всех членов семьи. Потребность в общении у ребенка неразрывно связана с его потребностью в ласке. Потребность в сердечной теплоте, нужда в одобрении и поощрении у ребенка с нарушением зрения не менее сильны, чем потребность в любви. Ласка родителей смягчает характер ребенка, вызывает контактность, создает такое равновесие, без которого не может быть продуктивного воспитания и обучения. Теплые, дружеские семейные контакты создают чувство защищенности, покоя и раскованной свободы, необходимые для оптимального развития ребенка с нарушением зрения.
Безусловное принятие ребенка семьей, безусловная родительская любовь. Большая требовательность к ребенку без скидок на дефект, основанная на любви и уважении к ребенку. Соответственно, регуляция и контроль над поведением ребенка осуществляются мягко и предельно рационально, включая целесообразную строгость и бескомпромиссность в подчинении нравственным законам. Речь при этом идет не столько о наказании, сколько об умении научить ребенка тому, что хорошо и справедливо.
Вовлечение ребенка с нарушением зрения постепенно, но систематически в труд по самообслуживанию, в бытовой труд, помогающий взрослым, а также специально организованные занятия по ориентировке в пространстве и дидактические игры, развивающие и тренирующие его интеллектуальную сферу. В такой семье ребенок поощряется взрослыми, а затем и сам испытывает радость от самостоятельного преодоления трудностей, от исследований, от действий по собственной воле и инициативе. Он учится вступать в прямое взаимодействие с предметным миром, а также в общение с людьми. Его опыт взаимодействия с окружением служит источником коррекции его восприятий и знаний.
Развитие индивидуальных положительных особенностей, преимуществ ребенка - это умение вовремя, а главное за дело похвалить ребенка (особенно за то, что хорошо получается). Такая оценка деятельности ребенка взрослым помогает сделать труд и обучение ребенка с нарушением зрения радостным и интересным, способствуя тем самым максимальному компенсаторному эффекту.
Умение взрослых членов семьи спрашивать с себя не меньше, а больше, чем со своего ребенка; постоянно проверять и контролировать самих себя: прав ли я, правильно ли я поступил, не позволю ли я своему плохому настроению выливаться на моего ребенка и т. п. таким родителям присуще постоянное стремление к самосовершенствованию. Это стремление обеспечивает им, как и всей семье, непрерывное прогрессивное движение к лучшему.
От того, как организована жизнь в семье ребенка с нарушением зрения, зависит формирование его личности, успехи в школе, самочувствие в коллективе сверстников и в социуме.
III. Заключительная часть
Игра «Солнышко»
Цель: вызвать у участников положительные эмоции, оставить приятные воспоминания о работе на данном мероприятии.
Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, не считая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками (один лучик рассчитан на одного участника). Листы передаются до тех пор, пока ни пройдут весь круг и не вернутся к своему хозяину.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой- радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами.
Уважаемые родители, наша встреча показала, какие вы находчивые, заботливые и любящие родители. Спасибо.
Желаем успехов родителям, усилия которых, вложенные в воспитание детей, не пропадут даром и взрастут благодатными ростками искренней любви и глубокой привязанности.