Лариса Балюева
Семинар-практикум для родителей «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Дать возможность родителям получить информационно–практическую помощь по использованию песочной терапии в развитии речи, для развития творческих и познавательных способностей детей раннего возраста, расширить знания родителей о нетрадиционных формах работы с песком разных видов;
• Заинтересовать и привлечь родителей в использовании песочной терапии в домашних условиях для развития творческих и познавательных способностей детей и к изготовлению песочницы для игр; повторить правила работы с песком;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
• Показать значимость совместной работы ДОУ и семьи.
Материал:
- Мультимедийная установка.
- Ёмкости с обычным песком.
- Индивидуальные лотки с песком.
- Разнообразный игровой материал: игрушки – киндеры, игрушки-посредники: песочная фея, песочные человечки, девочка Песчинка, песочные мальчишки.
- Салфетки, щётки-смётки, совочки.
- Палочки для рисования, клей-карандаш, простые карандаши, листы ватмана, писчая бумага, кисточки.
Воспитатель Балюева Лариса Юрьевна: Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Тема нашего семинара «Волшебный песок». Перед вами выступить воспитатель Кулакова Туяна Сергеевна.
Выступление Кулаковой Т. С.
Сегодня я вас познакомлю со значением игр с песком в развитии речи, для развития творческих и познавательных способностей детей раннего возраста, а на практике вам покажет воспитатель Лариса Юрьевна несколько игр и упражнений.
- Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола покрасим голубою краской.
Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленький набор возьмём в игру…
Подобно Богу, мы создадим свой мир чудес,
Пройдя ПОЗНАНИЯ дорогу!
Советский педагог В. А. Сухомлинский сказал «Ум ребенка — на кончиках пальцев». Эти слова дают объяснение того, каким образом развивается малыш. Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, мы воздействуем на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.
С каждым годом в детских садах увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой практики, что, в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков.
Причин таких отклонений существует несколько, самая распространённая это отсутствие или недостаточность живого общения между взрослыми и детьми.
Существует много приёмов и методов, которые способствуют развитию речи детей. Я хочу остановиться на одном из них подробнее. А именно на методе песочной терапии.
А что же такое песок для детей? Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!» Песочная терапия — это, по сути, игра. Ведерко, формочки, совок - первое, что приобретают ребенку родители. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.
Принцип «Терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. В России песочная терапия получила широкое распространение в 90-х годах 20 века, и связано это было с развитием арт-терапии. Наиболее известные отечественные специалисты - ученые, адаптирующие данный подход являются Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. и Грабенко Т. М.
Песочная игротерапия дает больший воспитательный и образовательный эффект: она существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, замечательно развивает речь и мелкую моторику пальцев, фантазию, творческие способности. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей, в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Хороша песочная терапия для малышей и тем, что при создании рисунков здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании на листе. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах.
Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.
Все игры с песком можно разделить на три группы:
1. Обучающие игры (развивают крупную и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, помогают в освоении действий с предметами).
• Моделирование игр – сказок (взрослый сочиняет и рассказывает сказки, рисуя на песке).
• Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики. (Рисование на песке узоров ладонями и пальцами, экспериментирование с песком, выкладывание фигур и узоров камушками, пуговицами и т. д.)
• Игры на развитие речи и слуха (зарывание игрушек, предметов в песок, а затем поиск их в песке – «Чудесный клад» вместо «Чудесного мешочка»).
2. Познавательные игры (получение детьми начальных энциклопедических знаний)
• Игры на знакомство с окружающим миром. (Лес, поле, горы, море, город,
деревня, дикие животные, домашние животные, и т. д.)
3. Проективные игры (через них психологи осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребёнка).
Чем полезны игры с песком:
- развивают восприятие, внимание, образное мышление, речь, внимание, навыки самоконтроля;
- формируют представления об окружающем мире;
- развивают глазомер и мелкую моторику.
- успокаивают и расслабляют, снимают напряжение и агрессию;
- воспитывают чувство уверенности и успешности;
- помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Эффект песочной терапии:
- позитивное влияние на эмоциональное состояние;
- положительная динамика в развитии образного мышления;
- тактильной чувствительности;
- ориентировки в пространстве;
- сенсорно – моторного восприятия.
А сейчас Лариса Юрьевна предложит и вам окунуться в мир детства.
Выступление Балюевой Л. Ю.
Уважаемые родители, для начала мы познакомимся с правилами участника мастер класса:
• Постарайся быть внимательным;
• Будь доброжелательным к окружающим;
• Позволь себе быть свободным;
• Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
И У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!
У всех есть мечта побывать на море. Тем, кто был на море, хочется ещё раз пройтись по песку, вспомнить, как приятно, когда волны омывают тебя. Я вам предлагаю побывать на морском берегу.
Встанем все в круг на ковре, возьмёмся за руки, закроем глаза и произнесём волшебные слова «ковёр лети, к морю нас неси» (включить звуки моря).
Вот мы и оказались на пляже. И сначала повторим правила игры в домашней песочнице:
• Важно знать! У детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии на пыль.
• Обязательно необходимо обговаривать правила при работе с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Песочных человечков в виде пиктограмм лучше использовать с детьми 5-7 лет. Для детей 1-4 лет подойдут игрушки, это может быть песочная фея, песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый, мальчик Песошка или девочка Песчинка. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей. Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства.
Игра «Давайте познакомимся»
Цель: познакомить детей с правилами игры в песочнице.
Ход игры: В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Давайте по-разному поздороваемся с песком, то есть различными способами дотронемся до песка. Дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке. Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.
Затем Песочная Фея знакомит детей с правилами игры с песком:
• Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).
• Песочная Фея любит, чтобы у детей были чистое лицо и руки.
• Песчинкам не нравится, когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать.
• В конце игры нужно убрать (у каждой игрушки есть свой дом).
• Песок необходимо разровнять, чтобы он стал чистым листом.
После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми.
Обучение арт – терапии:
1. Погружение в чувства (интерес, желание, доверие). Гора, дождик, блинчик (найти игрушку), тарелка (роспись). Педагог предлагает сделать из песка горку максимально высокую, дождик, блинчик толщиной в мизинчик. Дотрагиваться до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
Легко / с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу.
Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
Уважаемые родители, какие свойства песка вы знаете?
- Не стесняйтесь, говорите - какой песок? (холодный, сухой, шершавый, мягкий, просеянный, чистый)
- Давайте его согреем (Перетираем песок между пальцами и ладонями).
Положите руки в песок, проскользните по песку двумя руками одновременно, сделайте отпечатки кистей рук, внутренней стороной, теперь внешней. Важно задержать руку в песке, слегка и вдавив её. Что вы чувствуете? Переверните руки тыльной стороной. (Родители описывают и сравнивают свои ощущения: «приятно – неприятно», «колючее – шершавое – гладкое»).
Сейчас предлагаю пересыпать песок из одной ладошки в другую, почувствуем, как приятно нашим ладошкам, теперь из правой руки на поверхность экрана, затем из левой руки, теперь двумя руками одновременно. Наберите в ладошки песка, и с разной высоты попробуйте просыпать его на экран, создавая горы в левом нижнем углу. Что вы чувствуете?
Предлагаю при помощи пальчиков нарисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочерёдно правой и левой рукой коротенькие прямые линии, потом одновременно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и мизинцами):
- нарисуем лесенку, для того что бы подняться на гору;
- рисуем солнышко в правом верхнем углу;
- песочный ветер;
- песочный дождик;
- мы же с вами на море, а на море плавают корабли, разложите кораблики по поверхности экрана в горизонтальном положении, чего-то не хватает нашим кораблям, как вы думаете, чего? (парус);
- нарисуем паруса, незабываем, что паруса имеют наклонные прямые линии;
- теперь пальчиком нарисуем волны, сейчас всеми пальчиками рисуем волны возле каждого корабля;
- в море растут ещё и водоросли, давайте их нарисуем указательным пальчиком, но не забываем, что водоросли растут снизу вверх, могут быть волнистыми и прямыми;
- какое же море без дельфинов, рядом с каждым кораблём нарисуем дельфина, прорисовываем ему плавники, глаза;
- вдруг на море подул ветер, образовался шторм и кораблики начало закручивать в водоворот, изображаем водоворот;
- подул лёгкий ветерок, море успокоилось (рисование всей кистью руки).
2. Работа в парах - квадратик «Угадай» – рисование отпечатками. Перемещение песочных масс 3 разными оригинальными способами. Зарывание разных частей кисти 3 оригинальными способами.
3. Проверка на обучаемость – упражнения «Ведущий – ведомый», «Противоположные действия» – используются при подавленной мотивации, при невысказанности чувств.
Техника «Пальчиковые походы» (смотрите видео Елены Тарариной)
Цель: развитие мелкой моторики, мотивации, умения применять стратегию, исследовательского интереса, пространственной ориентировки, тактильно-кинестетических ощущений, снятие напряжения.
Ведущий предлагает сделать из песка блинчик толщиной в мизинчик. Затем попробовать передвигаться с помощью указательного и большого пальцев – мелкими шажками, затем предложить найти игрушку с закрытыми глазами при помощи пальцев рук.
Техника «Полушарное рисование песком»
Цель: активизация мыслительной деятельности, снятие напряжения.
Набрать в кулаки песок и, медленно высыпая, нарисовать круги, глаза соседа, цветы, дом разными приёмами.
Упражнение «Цветная терапия в парах»
Цель: учить взаимодействию с партнёром.
Работаем без слов в парах, находим компромисс.
А сейчас поговорим ещё об одном инновационном методе работы с песком, его ещё называют кинетическим, космическим.
Плассотерапия – методика терапии пластическим искусством в рамках «песочной терапии».
Возможности «песочной терапии» продолжают расширяться, возникают различные модификации, новые формы терапевтической работы и техники. В 2013 году в Швеции был создан «подвижный» («живой») песок: уникальный по своему составу материал, содержащий чистый кварцевый песок (98 %) и современные полимерные материалы (2 %). «Подвижный» песок абсолютно безвреден, обладает бактериостатическими свойствами (препятствует размножению бактерий на нём, не требует обработки в течение 5 лет, не содержит токсичных веществ, не вызывает аллергии.
Ингредиенты, входящие в состав «подвижного» песка обеспечивают ему необходимую для лепки пластичность и вязкость, но в тоже время позволяют легко менять свою форму и рассыпаться на мелкие частички, которые продолжают самостоятельно двигаться даже после окончания внешнего воздействия на материал.
Игра «Песочные прятки».
- В Волшебной Песочной стране живет Песочный Человечек, который спрятал в своем лесу животных. А теперь вы станете волшебниками – найдете, где же спрятались животные? Искать надо двумя пальцами (Родители ищут в песке спрятанных животных).
Вариантов игр с кинетическим песком много. Вот один из них «Кто лишний?»
- Скажите, а кто из животных здесь лишний? (кошка)
- Почему? (Она – домашнее животное, а остальные – дикие.)
Другой вариант игры на классификацию предметов. Нужно найти один из предметов и сказать, что вы нашли, а также назвать к какой группе предметов это относится: животные, транспорт т. д. (родители по очереди выполняют задание).
Игры с манной крупой
Игра «Необыкновенные следы»
1. «Идут медвежата» — взрослый кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
2. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев взрослый ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
3. «Ползут змейки» — взрослый расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
4. «Бегут жучки-паучки» — взрослый двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
5. «Кроказябла» — родители оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.
Хочется отметить важные моменты:
• Чтобы организовать игры с песком в группе, необходимо наличие соответствующего оборудования:
1. Песочница водонепроницаемая с крышкой. Традиционный размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы удобнее использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см. Можно использовать пластмассовый таз квадратной формы. Располагается песочница на уровне ребенка.
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.
2. Чистый, просеянный, прокаленный песок с биркой на песочнице, когда кварцевали песок. Песок кварцевать необходимо после каждого использования. Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы. Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок.
3. Игрушки. Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
Для ДОУ: игрушки высотой не более 7-8 см: животные, деревья, овощи и фрукты, фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых, различные виды транспорта, природный материал, пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры, различные постройки (дома, замки, мосты, ворота, загоны для животных, наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования, разнообразный бросовый материал.
В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:
- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных) позы должны быть как динамические, так и статические;
- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
- летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
- объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки;
- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
- естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
- фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни.
Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка.
Заключительная часть / рефлексия
- Что вам дал семинар-практикум?
- Произошли ли у вас какие-либо изменения?
- Что интересного узнали на семинаре?
Воспитатель благодарит всех за конструктивное и позитивное общение, предлагает выразить своё отношение к занятию. Родители фиксируют этот момент пиктограммой или рисунком в песочнице (по желанию).
В заключении хочется сказать, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось, чтобы он всесторонне развивался. Именно поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и дошкольного учреждения мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Ну, а нам пора возвращаться домой, но мы должны попрощаться с песком такими словами: «В ладошки наши посмотри – мудрее стали ведь они. Спасибо, милый наш песок, ты всем нам подрасти помог!».
Ещё раз спасибо, что вы все пришли. Хочется вам пожелать крепкого здоровья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!