Ирина Елисеева
Семинар-практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика».
Цель: обучение родителей методам развития мелкой моторики пальцев рук.
Задачи:
• Дать краткие теоретические сведения о важности развития мелкой моторики.
• Продемонстрировать методы и приемы развития мелкой моторики.
• Помочь родителям стать активными участниками учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Пальчиковая гимнастика“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Известно, что дети развиваются в движении. Поэтому дети с раннего возраста так любят пальчиковые игры. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Вот почему родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.
Развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика с использованием различных предметов: игрушечного волчка, резинки для волос, бельевых прищепок.
Упражнение «Волчок»
Играя с разными видами волчков, ребенок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти. Большой волчок можно запустить, зажав его стержень между двумя ладонями и, «протерев» руку об руку, задать ему вращение. Маленький закручивается пальцами. Для запускания такого волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальчиков. Обычно в 3 года ребенок отлично справляется с большим волчком, а к 4 годам осваивает маленький. Вместо волчков можно вращать крышки от банок или диски, поставив их на ребро.
Упражнение «Резиночки»
Манипуляции с резинками направлены на повышение упругости ручной мускулатуры. Все пальцы вставляются в резинку диаметром 4-5 см. Задача ребенка состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360о сначала в одну, а затем в другую сторону. Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой.
Игры с прищепками
Разноцветные бельевые прищепки – это готовый тренажер. Многократное повторение движений разжимания и сжимания дает отличную тренировку пальчикам руки.
Научите малыша брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету: картонке, широкой линейке, тарелке. Попробуйте из прищепок и картонного круга сделать разноцветную ромашку, ежика или кактус.
Ребенку 4-6 лет можно предложить поочередно «кусать» прищепкой (подберите не слишком тугую прищепку) ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения. Если ребенку пока еще трудно понять, что такое «ударный слог», можно при произнесении каждого слова выполнять одно действие прищепкой:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Пусть ребенок возьмет прищепку в другую руку и продолжит:
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе:
«Кыш!».
Натяните веревку на уровне плеч ребенка и дайте ему несколько разноцветных и разных по размеру прищепок. Пусть на каждый ударный слог (или на каждое слово) ребенок цепляет прищепку к веревке:
Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение — двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Каждое занятие имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.
Разминка
Ты, утенок, не пищи!
Лучше маму поищи.
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.
Можно использовать резиновые игрушки.
Погладим котенка
— Киса, кисонька, кисуля!
— Позвала котенка Юля.
— Не спеши домой, постой!
— И погладила рукой.
Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
Моя семья
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
Наш малыш
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Шалун
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке.
На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Качели
Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.
От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
Кисточка
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. С помощью пальчиковых игр кисти рук и пальцы становятся более подвижными и гибкими.
Терпения и удачи вам в занятиях со своими детьми.