Нина Матевосова
Семинар-практикум для родителей «Настоящие творцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей «Настоящие творцы» в старшей группе
Воспитатель первой квалификационной категории: Матевосова Н. Г
Цель: создание условий для повышения компетентности родителей по развитию творческих способностей.
Задачи:
1. Расширить педагогические знания родителей о разных видах творческих способностей, способах их развития у детей.
2. Способствовать сплочению коллектива родителей и детей.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Настоящие творцы“» размещена в разделах
3. Сформировать желание у родителей в развитии творческого потенциала своего ребенка. Отработать практические навыки формирования творческих способностей детей путем использования нетрадиционных техник рисования.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей «Творчество детей» и анализ анкет
2. Выставка детских рисунков на тему: «Необычными вещами мы рисуем без труда»
Ход:
Ритуал приветствия.
- Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас у нас в гостях! Наша сегодняшняя встреча необычна. Во-первых, помогать нам будут ваши дети; во-вторых, у нас будут звучать интересные стихи о рисовании; в- третьих, это не собрание, не консультация, а семинар-практикум, а это значит, что вы сможете проявить свою фантазию и творчество в рисовании. Давайте все проблемы оставим за дверью. Пусть каждый улыбнется себе, а затем друг другу. Тема нашей встречи: «Настоящие творцы».
Вступительное слово.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Чтобы заинтересовать детей, развивать их художественно-творческие способности, я решила использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, развитию творчества, мышления, воображения, памяти. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
В старшей группе используются следующие техники рисования:
•рисование солью, песком, манкой;
•рисование мыльными пузырями;
•рисование мятой бумагой;
•кляксография с трубочкой;
•монотипия пейзажная;
•печать по трафарету;
•кляксография обычная;
•пластилинография
•граттаж.
Есть рисование обычное:
Традиционное во всем.
Материалы нам привычные.
Но речь сегодня не о нем.
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность
Они успели доказать.
Занятья нетрадиционные
Включают множество идей.
Порою провокационны,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
-А сейчас о необычном рисовании расскажут ваши дети. (Звучит музыка. В группу входят дети).
2. Дети читают стихи и показывают рисунки.
1реб. Мы хотим вам рассказать
Как мы любим рисовать.
Для занятия готова кисть, бумага и гуашь.
Что там нового такого педагог придумал наш?
2 реб. Получается не сразу. Не у всех. И не всегда.
Необычными вещами
Мы рисуем без труда.
3 реб. Что найдется под рукой –
Все годится нам с тобой:
Щётка старая зубная,
Соль и свечка восковая.
Из-под спичек коробок,
И засушенный листок.
4 реб. Вот фигура человека
Не рисуется никак.
Я возьму шаблон и выйдет
У меня смешной чудак!
5 реб. А петух и осьминожка
Получаются ладошкой.
6 реб. Лес осеннею порою
Напечатаем листвою.
7 реб. А космический пейзаж
Сделан в технике граттаж.
8 реб. Если кисточкою тыкать,
То есть рисовать тычком,
То получится мурлыка
С мягким плюшевым хвостом.
9 реб. Нарисуем, все отмоем
И ладошки ототрем.
И рисунками своими
Полюбуемся потом.
Вы на доску посмотрите,
И рисунки оцените!
3. Практическая часть - А теперь, ребята, занимайте свои рабочие места рядом с родителями. Сегодня мы на некоторое время превратимся в волшебников… Проявим свое творчество… Итак начнем… Но прежде всего нам нужно подготовить наши ручки и пальчики к волшебству…
Пальчиковая гимнастика с использованием нетрадиционных материалов.
1.«Я катаю мой орех» (самомассаж рук) Катают грецкий орех (каштаны, фундук) между ладонями (по кругу, приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
2. «Крышки»
Пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук)
Смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)
И пошли по переулку
На весёлую прогулку (пальчики шагают).
3. «Мячик-ёжик»
Маленький колючий ёж,
До чего же ты хорош, (катаем мячик -ёжик по столу правой рукой)
Покажи свои иголки,
Хоть они и очень колки (катаем мячик по столу левой рукой).
4. "Поиграем в пальчики"
Бельевой прищепкой поочередно "кусать" ногтевые фаланги ("подушечки") на ударные слоги стиха от большого пальца к указательному, среднему, безымянному, к мизинцу правой руки, затем левой.
Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
- А сейчас вам, уважаемые родители, предстоит вернуться в чудесный мир детства, представить, что вы опять дошколята, и вокруг так много удивительного. А ваши дети вам помогут в этом.
- Итак, начнем наше волшебство….
1. – Сейчас я вам расскажу, как при помощи обычных хлопковых или шерстяных ниток можно создавать очень интересные рисунки. С помощью такой техники можно нарисовать волшебные цветы, необычных животных, человечков, птичек и т. д. Такая техника называется «Ниткопись» (Воспитатель показывает свои работы и работы воспитанников, выполненные в этой технике).
Для этого:
- Возьмите лист белой бумаги или картона, сложите его пополам. На клеенке, тарелочке или листе бумаги растягиваем кусочек нитки (30-50 см). Раскрашиваем его каким-нибудь цветом. На кисточку берем много воды и много краски. Хвостики оставляем не раскрашенными. Берем за хвостики раскрашенную нитку. Раскладываем каким-нибудь узором на одной половинке альбомного листа. Хвостики оставляем свисающими с листа. Закрываем второй половинкой. Крепко одной ладошкой нажимаем, а другой вытягиваем нитку за хвостики. Вытянули. Раскрыли – а там… Красота…. Посмотрите на что похож ваш рисунок, с помощью кисточки дорисуйте его.
- Давайте рассмотрим у кого что получилось. На что похож ваш рисунок. Придумайте название вашему произведению искусства. Назовите вашу картину. (Показывают свои работы и говорят название).
ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА БАБОЧКИ
- Молодцы! Продолжим….
2. - Все знают как неприятно, когда поставишь пятно, кляксу. Но мы сегодня попробуем превратить вредную кляксу во что-нибудь красивое и полезное. Ведь мы с вами волшебники, правда? А волшебники всё могут? Попробуем? Следующая техника называется «Кляксография с трубочкой». – Посмотрите, во что превратилась моя клякса и кляксы ваших детей. (Показ образцов работ воспитателя и детей).
Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).
Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, что бы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.
При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть).
Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками.
- А теперь внимательно рассмотрите, что у вас получилось и придумайте название своей картине.
КЛЕНОВЫЙ ЛИСТ ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА
3. - Отгадайте загадку : Таять может, Да не лед. Не фонарь, А свет дает. (Свеча)
И сейчас мы попробуем создать картину с помощью обычной свечки. (Показывает свои работы и работы детей). Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
4. Заключительная часть:
На этом наш семинар-практикум закончился. Сегодня мы испробовали лишь самую малую часть нетрадиционных техник. Но я думаю, вас заинтересовал этот процесс. Мы еще не раз встретимся с вами и продолжим наше обучение. В завершении нашей встречи хотелось бы, уважаемые родители, пожелать вам, дать возможность ребенку творчески развиваться, поэтому:
1. Предлагаем собирать рисунки, поделки своего ребенка, как в детском саду, так и в школе.
2. Создать папку – портфолию, в которую войдут грамоты, благодарности, памятки, выданные уже в детском саду и до окончания школы.
3. Создать дома все необходимые для творчества условия.
4. И ТВОРИТЬ, ТВОРИТЬ, ТВОРИТЬ вместе с детьми!
Ритуал прощания:
- На прощание мы хотим сказать, что нам было очень приятно работать с вами. А вам? Какое ваше мнение о нашей встрече? (высказывание родителей)
Продолжите предложение «Я сегодня…».
Рефлексия участников встречи.