Апанасенкова Екатерина Николаевна
Семинар-практикум в нетрадиционной игровой форме для родителей «Если мы читаем, то много знаем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Ответственность за результат коррекционной работы лежит на специалистах и родителях. Новые формы работы способствуют выстраиванию взаимодействия с членами семей воспитанников, овладению инструментарием, необходимым для эффективной помощи детям.
Задачи:
- Помочь родителям осознать роль сказок в развитии и воспитании детей.
- Раскрыть роль сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии ребёнка.
- Повысить педагогическую грамотность родителей.
- Развивать навыки группового взаимодействия.
- Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
Публикация «Семинар-практикум в нетрадиционной игровой форме для родителей „Если мы читаем, то много знаем!“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Оборудование: «волшебный сундучок», мешочек с киндер сюрпризами, разрезные картинки, картинки сказочных героев.
Ход проведения:
1. Вводная часть:
Звучит мелодия «Маленькая страна».
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о художественной литературе, которую необходимо читать детям, а также о том, как мы можем использовать сказки для формирования лексико-грамматических средств языка у детей.
Согласно статистики, с каждым годом родители читают всё меньше своим детям. Это считается немодным, скучным. На смену бумажным носителям информации приходят электронные. Сказки заменяют компьютерными играми, что безусловно сказывается на речи наших детей. Исчезает многовековая традиция семейных чтений, способствующая развитию эмоциональной близости родителей и ребёнка, и конечно развитию речи детей, а ведь благодаря сказке, Ваши дети знакомятся с окружающим миром, воспринимая речь сказочных героев, повторяют их монологи и диалоги. Что же такое сказка? Это один из жанров литературы, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.
Я предлагаю вспомнить, какие сказки вы знаете и читаете своим детям дома. Вспомним, что сказки бывают народные и авторские.
2. Практическая часть:
1 задание: «Назовите, из какой сказки эти слова»
• Ах, дорога далека, а корзина - нелегка, сесть бы на пенек, съесть бы пирожок» («Маша и медведь»)
• «Пока живут на свете хвастуны, мы прославлять судьбу свою должны, какое небо голубое, мы не сторонники разбоя» («Приключение Буратино» А. Н. Толстой)
• «И принесли к нему зайку, такого больного, хромого, и доктор пришил ему ножки, и заинька прыгает снова» («Доктор Айболит» К. И. Чуковский»)
• «В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке сидела живая девочка» («Дюймовочка» Г. Х. Андерсен)
Воспитатель: Уважаемые родители! Вы молодцы, справились с заданием!
Безусловно, нет резкого возрастного ограничения в выборе сказок для чтения детям. Важно подобрать сказку, которая подходит вашему ребёнку. Возможно, одна сказка ему не очень понятна, а сюжет другой, предназначенной для детей более старшего возраста, ясна.
Поговорим с вами о том, как формировать лексико-грамматические категории посредством сказки в игровой форме.
Поиграем в игру: я буду называть вам тему, а вы мне сказки, которые можно прочитать детям, чтобы активизировать их словарь.
2 задание: «Назовите сказки по лексическим темам»
Лексические темы «Осень», «Овощи», «Фрукты»
Сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Крошечка - Хаврошечка»…
Лексическая тема «Домашние животные»
Сказки «Волк и 7 козлят», «»Три поросёнка», «Кот в сапогах», «Бычок – смоляной бочок», «Коза - дереза», «Кто сказал «Мяу»?»…
Лексическая тема «Перелётные и зимующие птицы»
Сказки «Серая шейка» Д. Мамина – Сибиряка, «Журавль и цапля», «Кукушка», «Воробьишко» М. Горького, «Дюймовочка» Г. Х. Андерсен…
Воспитатель: Вы молодцы, справились с заданием!
Чтобы закрепить и активизировать словарь мы будем использовать игры и упражнения:
3 задание: «Заморочки из мешочка»
Родители по очереди тянут бочонки (киндер сюрпризы из мешочков с вопросами).
1. Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)
2. Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём и светло от них, как днём. (Жар-птица)
3. Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовет и в дороге слезы льёт. (Федора)
4. Был друг у Ивана немного горбатым. Но сделал счастливым его и богатым. (Конёк-горбунок.)
5. Кто работать не хотел, а играл и песни пел? К братцу третьему потом прибежали в новый дом. От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись. (Три поросёнка)
6. Он не знает ничего вы все знаете его. Отвечай мне без утайки, как зовут его?. (Незнайка)
7. Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал её кто-то. Кто распростился с зелёною кожей? Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)
8. Два розовых уха и розовый хвостик. Ходил с Винни-Пухом он к Кролику в гости. (Пятачок.)
4 задание: «Подбери как можно больше слов»
Воспитатель показывает сказочного персонажа, а родители подбирают как можно больше слов, характеризующих его.
Лиса – хитрая, умная, рыжая красивая…
Волк – серый, злой, голодный…
Воспитатель: А теперь я приведу примеры игр на развитие навыка словообразования. Например, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного может быть сформировано на основе любой сказки (мышь – мышка, заяц – зайчик).
Упражнения на развитие умения образовывать:
• Прилагательные от существительных можно на примере сказки «Три поросёнка» (у поросёнка был дом из соломы – соломенный дом);
• Глаголы с разными приставками: «Колосок» (молоть, намолоть; нести, принести, «Курочка Ряба» (Баба била, мышка разбила);
• Сравнительную степень прилагательных: «Про храброго зайца» (храбрый, храбрее, «Вершки и корешки» (вкусный, вкуснее);
• Глаголы от звукоподражаний: «Кто сказал «Мяу»?» (мяу, мяукать, «Петушок и бобовое зёрнышко» (ку-ка-реку, кукарекать).
5 задание: «Пазлы»
Родителям предлагается сложить пазлы и назвать сказку.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
3. Подведение итогов:
Воспитатель раздаёт участникам семинара списки произведений художественной литературы, рекомендованной для детей 5 – 6 лет.