Наталья Пилипенко
Семинар-практикум с родителями ясельной группы «Играем пальчиками — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: построение эмоционально - доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации.
Задачи:
1. Познакомить и обучить родителей эффективным методам использования
пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
2. Закрепить умения родителей применять полученные знания в практике.
Публикация «Семинар-практикум с родителями ясельной группы „Играем пальчиками — развиваем речь“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Предварительная работа: подготовка презентации «Играем пальчиками – развиваем речь», организация фотовыставки (на фотографиях запечатлены дети в процессе выполнения различных пальчиковых упражнений и массажа); оформление консультации «Влияние мелкой моторики рук на развитие детей»; составление буклетов «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей» (игровые упражнения для развития мелкой моторики в домашних условиях, «Практические рекомендации по использованию массажера су-джок в развитии мелкой моторики рук детей» и приглашений о предстоящей встрече.
Оборудование: мультимедийная установка для показа слайдов, презентация, музыкальное оформление, крышки от бутылок, гладкие и массажные мячики, карандаши, прищепки, бумага.
Участники: родители и воспитатели ясельной группы.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
– Скажите весело хором, друзья,
Деток вы любите? (Да)
Пришли на встречу, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Спасибо!
Работая в группе детей раннего возраста и наблюдая за ними, я выявила такую закономерность: у большинства детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.
Как выяснилось из бесед с родителями, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как ее развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей.
Также уделяется мало внимания совместным играм с малышами. И большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляции с мелкими предметами. Проанализировав все это, я пришла к выводу о целесообразности проведения семинара-практикума на данную тему.
2. «Это интересно»
Уважаемые родители!
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Слова, которые вы видите, принадлежат известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания и облизывания, в его сознании складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.
Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процессов.
Дети слышат объяснение взрослого, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Развиваем пальчики : затачиваем карандаш точилкой, стираем нарисованные каракули ластиком, ищем край скотча.
Последнее время все популярнее становится применение су-джок массажёра в работе с детьми. Массажер «Су-Джок» – это уникальная тактильная гимнастика. Игровой массаж или самомассаж с массажёром проводится в виде динамических пауз или как самостоятельное упражнение (его длительность не более 5 минут). Вашему вниманию предлагаем пример одного такого занятия с малышом - Сказка «Ёжик» из практических рекомендаций.
Аквагимнастикой называются гимнастические упражнения, выполняемые в воде.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Я соединила это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями.
3. «Переходим к практике…»
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные: самомассаж, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без, игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и другие. И нетрадиционные, которые вы видите на слайде.
Начинать работу лучше с массажа кистей и пальцев : поглаживание, пощипывание, сгибание и разгибание пальцев рук и чтобы массаж не был скучен, утомителен для ребёнка, вам в практических рекомендациях предлагается массаж со стихами. Затем перейти к играм с элементами массажа. Это всем известная игра «Сорока, сорока», «Ладушки», «Коза рогатая». В игре «Сорока, сорока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится так называемое солнечное сплетение.
А сейчас мы с вами поиграем в игры с элементами массажа
Хлопки
- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
– похлопаем, поаплодируем себе за это.
Пальчиковая игра «Сапожки»
Пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули,
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальчики в сапожках шагают по дорожке,
Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять.
(в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе,
вставляем указательный и средний пальцы рук, передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)
С мячиком- ёжиком
Маленький колючий ёж,
До чего же ты хорош
Покажи свои иголки,
Хоть они и очень колки.
(катаем мячик-ёжик по столу правой рукой, катаем мячик по столу левой рукой)
Упражнения с бумагой
Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги
пальчиками
"Сюрприз"
Заверните значок (маленький подарок вашему малышу)
в 4-5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка
развернуть все фантики, разгладить их пальчиками
и аккуратно сложить
Также можно использовать для развития мелкой моторики «сухой бассейн» с различными крупами (рис, гречка, фасоль). Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки.
В своей работе с детьми я применяю пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала.
Можно поиграть с детьми и в такие игры, когда просто изображается предмет, птица или какое-то животное.
Больше всего дети любят пальчиковые игры именно со стихотворным речевым сопровождением, которые к тому же ещё и дают малышу определённые знания. Вот одна из любимых игр наших детей – «Сидит белка на тележке». Ёщё в какие пальчиковые игры можно поиграть с детьми, вы познакомитесь в практических рекомендациях. (Приложение «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей»).
Заключение
Уважаемые родители!
Мы надеемся, что наша встреча подарила вам немало приятных минут и научила несколько новому общению с ребенком. Играя вместе с вами, он подрастет и поумнеет. Впереди у малыша новые открытия, а у вас — новые заботы. Пусть они будут такими же легкими и приятными, как веселые пальчиковые игры!