Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей «Автоматизация звуков в речи детей»

Оксана Хорохова
Семинар-практикум для родителей «Автоматизация звуков в речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар - практикум для родителей на тему: «Автоматизация звуков в речи детей»

Цель:

познакомить родителей с этапами и эффективными приемами автоматизации звуков

Задачи:

• Познакомить родителей с понятием «Автоматизация звуков»

• Показать важность своевременного прохождения этапа автоматизации звуков в речи ребенка.

План проведения семинара - практикума:

• Немного теории по данному этапу работы над звуками.

• Проведение игр на автоматизацию звуков с участниками семинара.

Предполагаемый результат:

• Участники семинара – практикума получат знания об эффективных приемах автоматизации звуков.

Темочки:

• Родители будут использовать приобретенные знания и приемы в занятиях с детьми дома, что будет способствовать совершенствованию звукопроизношения у дошкольников.

Для чего нужна автоматизация звуков?

У многих несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии, что часто остается незамеченным. Следует отметить, что такие недостатки произношения, как замены, смешения, перестановки звуков, уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков. Если ребенок путает звуки в произношении, он может путать их и на письме. Именно поэтому большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов и коррекции звукопроизношения.

После того как звук поставлен, наступает этап его автоматизации – самый сложный и длительный этап коррекционной работы. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление новых вновь обретённых условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, и без закрепления он может быстро исчезнуть. Это хорошо видно на примере летних каникул. Если всё лето не закреплять поставленный звук, то вы скоро заметите, что он его не выговаривает, как и раньше.

Что затрудняет автоматизацию звуков:

• наличие патологии в строении артикуляционного аппарата;

• наличие неврологической симптоматики у ребенка;

• недостаточно сформированные фонематические процессы у ребенка;

• отсутствие самоконтроля и контроля со стороны родителей за звукопроизношением;

• отсутствие заинтересованности в результатах работы.

Итак, автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Автоматизация звука требует способности различать на слух правильное и неправильное произношение.

Она должна проводиться в строгой последовательности. Последовательность автоматизации звуков:

• В слогах

• В словах

• В словосочетаниях

• В предложениях

• В связной речи: в чистоговорках, скороговорках, стихах, коротких и длинных рассказах, в разговорной речи.

При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямые слоги: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, ысы, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): ста, спа, сма, сны, ско, сфу и т. п. Активное участие самих детей и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в работе.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги. Вначале звук автоматизируется в простых словах, не содержащих нарушенных звуков, затем, в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения и самостоятельного называния слов по картинке. Полезны задания, направленные на придумывание слов с данным звуком.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки.

Например, Саня сломал свои сани. Соня сама ест суп. Сова сидит на сухом суку.

Далее по наводящим вопросам ребенок сам придумывает предложение к картинке. Так, по картинке «Сад» можно спросить. «Где стоит скамейка?» Ребенок отвечает: «Скамейка стоит в саду». Постепенно дети овладевают умениями придумывать предложения с заданными словами, следить, чтобы в них входило больше слов с нужным звуком.

Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях используются готовые или придуманные совместно чистоговорки.

Например, «Са-са-са - у Сони длинная коса». Ребёнок повторяет за взрослым. Затем, взрослый называет слоги са - са- са, а ребенок в рифму придумывает свое предложение - «Под сосной сидит лиса».

Этапом автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладевает навыком правильного произнесения "нового" звука в обычной разговорной речи.

В какие игры можно поиграть?

Игра «Поиграй на пианино» (способствует быстрейшей автоматизации звука в слогах). Ребенок молча, поочередно ударяет пальцами по столу (от большого пальца до мизинца и наоборот). Затем он проделывает то же, сочетав каждый удар с произношением какого-то одного слога. Первоначальный темп выполнения медленный, постепенно он убыстряется. Далее удар каждого пальца сочетается с произнесением разных слогов.

Игра «Закончи слово». Взрослый заранее подбирает и раскладывает 6-8 карточек, названия которых заканчивается слогами: са,сы,со,су. Он произносит начало слова, а ребенок договаривает последний слог и берет картинку себе. Если он ошибается, картинку забирает логопед. Примерные картинки для игры: ли-са, ве-сы, ко-са, ча-сы, о-са, бу-сы, коле-со, колба-са и др.

Игра «Загрузи кораблик», «Подари мишке слова» и т. п. (Камешки Марблз».

Для этой игры нужны разноцветные стеклянные камешки и иллюстрации с кружочками внутри. Смысл игры – придумать как можно больше слов с заданным звуком. За каждое верно названное слово ребёнок берёт камешек и ставит в кружок. Цель – закрыть все пустые кружочки.

«Посчитай, сколько?»

Придумать слово-предмет на нужный звук и посчитать его до 10ти. Например, один мишка, два мишки, три мишки и т. д.

«Самый внимательный».

Взрослый задаёт ребёнку разные вопросы. Ребёнок отвечает на вопросы, отвечая словами, которые начинаются с заданного звука. Например: Куда ты хочешь съездить? (Москву) Что ты любишь кушать? (Мороженное) Что ты любишь носить? (Майку)и т. д.

«Чего не стало?» Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось? Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному (по классификации, по одинаковым звукам).

«Найди ошибку».

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей.

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет заниматься, а, следовательно, повысится эффективность работы.

Советы для родителей:

1. Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

И самое главное… Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Раздать родителям памятки «Игры и упражнения на автоматизацию звуков».

Публикации по теме:

Комплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 летКомплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 лет Данное пособие предназначено для индивидуальной работы логопеда с детьми с ТНР 3-7 лет. Цель данного комплекта игр: Развитие речи и автоматизация.

Семинар-практикум для родителей второй младшей группы «Здоровье детей в наших руках»Семинар-практикум для родителей второй младшей группы «Здоровье детей в наших руках» Конспект семинара-практикума для родителей во 2 младшей группе «Ягодка» Выполнила: Чегодаева С. А. Тема: «Здоровье детей в наших руках» Цель:.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Автоматизация звуков в речи детей»
Опубликовано: 5 января 2025 в 12:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Автоматизация звуков в речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Хорохова (УИ 695982) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД