МААМ-картинки

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники для развития связной речи»

Жалнина Анна Сергеевна
Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники для развития связной речи»

Семинар-практикум для родителей: «Использование мнемотехники для развития связной речи»

Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники и показать его эффективность в развитии связной речи у детей.

План семинара:

1. Теоретическая часть.

• Понятие мнемотехники.

• Принципы работы метода.

• Основные приёмы мнемотехники: пиктограммы, таблицы, схемы, ассоциации.

2. Практическая часть.

Примеры использования мнемотаблиц для составления рассказов и пересказа сказок.

3. Мастер-класс по составлению мнемотаблицы.

4. Ответы на вопросы родителей.

5. Подведение итогов.

Ход семинара:

Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, как можно использовать мнемотехнику для развития связной речи у детей. Мнемотехника — это система методов и приёмов, которые помогают запоминать информацию с помощью ассоциаций и образов. Мнемотехника используется для развития памяти, внимания, мышления и речи. Она основана на том, что мозг лучше запоминает яркие и необычные образы, чем скучные и однообразные факты.

Принципы работы мнемотехники заключаются в следующем:

• информация кодируется в виде зрительных образов;

• образы соединяются между собой по определённым правилам;

• из образов составляется рассказ или сказка;

• ребёнок воспроизводит информацию, опираясь на образы.

Основные приёмы мнемотехники, которые можно использовать для развития связной речи:

Пиктограммы — это картинки, которые обозначают слова или фразы. Пиктограммы помогают детям составлять рассказы и пересказывать сказки. Например, чтобы рассказать сказку «Репка», можно нарисовать репку, деда, бабку, внучку, Жучку, кошку и мышку. Чтобы составить рассказ о семье, можно нарисовать маму, папу, брата и сестру.

Таблицы — это схемы, которые содержат информацию о предмете или явлении. Таблицы помогают детям описывать предметы, сравнивать их между собой и делать выводы. Например, можно составить таблицу о фруктах, в которой будут указаны их названия, цвет, форма, вкус и запах.

Схемы — это последовательность картинок, которая отражает сюжет рассказа или сказки. Схемы помогают детям пересказывать тексты и придумывать свои истории. Например, можно составить схему сказки «Колобок», в которой будет отражён путь Колобка от дома до встречи с Лисой.

Ассоциации — это связи между предметами или явлениями, которые основаны на сходстве, контрасте или причинно-следственных отношениях. Ассоциации помогают детям запоминать информацию и воспроизводить её по памяти.

Например, можно предложить ребёнку запомнить слова «зима», «снег», «лёд», «холод» с помощью ассоциаций: зима — это время года, когда выпадает снег; снег — это белые пушистые хлопья, которые падают с неба; лёд — это твёрдое вещество, которое образуется при замерзании воды; холод — это ощущение, которое возникает, когда температура воздуха опускается ниже нуля градусов.

Практическая часть

Далее логопед предлагает родителям рассмотреть несколько примеров мнемотаблиц, которые используются для составления рассказов и пересказа сказок:

Например: Мнемотаблица к сказке «Репка»:

| Репка | Посадил дед репку |

| Дед | Тянет-потянет, вытянуть не может |

| Бабка | Позвала бабка внучку |

| Внучка | Позвала внучка Жучку |

| Жучка | Позвала Жучка кошку |

| Кошка | Позвала кошка мышку |

| Мышка | Вытянули репку! |

После того как родители рассмотрят примеры мнемотаблиц, логопед может задать им следующие вопросы:

Какие картинки-символы вы видите в мнемотаблице?

Что они обозначают?

Как связаны между собой картинки-символы?

Ответ: мнемотаблицы помогают детям составлять рассказы и пересказывать сказки, а также запоминать их содержание.

Мастер-класс по составлению мнемотаблицы.

После практической части будет проведён мастер-класс по составлению мнемотаблицы. Мастер-класс проведёт логопед или педагог, который имеет опыт работы с методом мнемотехники. Мастер-класс будет включать в себя следующие этапы:

Выбор сказки или рассказа.

Составление плана мнемотаблицы.

Рисование картинок-символов.

Соединение картинок-символов по смыслу.

Рассказ сказки или пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Мастер-класс позволит родителям научиться составлять мнемотаблицы самостоятельно и использовать их для развития связной речи у своих детей.

А сейчас, выберите сказку или рассказ, который вы хотели бы использовать для составления мнемотаблицы:

• Определите основные события сказки или рассказа;

• Подберите картинки-символы, которые будут обозначать эти события;

• Расположите картинки-символы в логической последовательности.

• Соедините картинки-символы стрелками, чтобы показать связь между ними.

Родители могут составить мнемотаблицу самостоятельно или с помощью логопеда. После того как родители составят мнемотаблицу, логопед может попросить их рассказать сказку или пересказать рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Ответы на вопросы родителей.

В конце семинара родители смогут задать вопросы логопеду или педагогу о методе мнемотехники и получить на них ответы. Также они смогут поделиться своим опытом использования метода мнемотехники в домашних условиях.

Подведение итогов.

Использование мнемотехники способствует развитию связной речи у детей, помогает им лучше запоминать информацию и воспроизводить её по памяти. Также логопед хотелось бы дать вам рекомендации по использованию мнемотехники в домашних условиях:

• Используйте мнемотаблицы для составления рассказов и пересказа сказок. Это поможет детям развивать связную речь и обогащать словарный запас;

• Поощряйте детей к самостоятельному составлению мнемотаблиц. Это будет способствовать развитию их творческого мышления и воображения»

• Включайте мнемотехнику в повседневную жизнь ребёнка. Например, вы можете использовать мнемотаблицу для запоминания последовательности действий при одевании или умывании.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники для развития связной речи»
Опубликовано: 14 августа 2024 в 05:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники для развития связной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Жалнина Анна Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второевоскресеньеавгуставРоссии отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД