Жалнина Анна Сергеевна
Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники для развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей: «Использование мнемотехники для развития связной речи»
Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники и показать его эффективность в развитии связной речи у детей.
План семинара:
1. Теоретическая часть.
• Понятие мнемотехники.
• Принципы работы метода.
Темочки:
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2024
• Основные приёмы мнемотехники: пиктограммы, таблицы, схемы, ассоциации.
2. Практическая часть.
Примеры использования мнемотаблиц для составления рассказов и пересказа сказок.
3. Мастер-класс по составлению мнемотаблицы.
4. Ответы на вопросы родителей.
5. Подведение итогов.
Ход семинара:
Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, как можно использовать мнемотехнику для развития связной речи у детей. Мнемотехника — это система методов и приёмов, которые помогают запоминать информацию с помощью ассоциаций и образов. Мнемотехника используется для развития памяти, внимания, мышления и речи. Она основана на том, что мозг лучше запоминает яркие и необычные образы, чем скучные и однообразные факты.
Принципы работы мнемотехники заключаются в следующем:
• информация кодируется в виде зрительных образов;
• образы соединяются между собой по определённым правилам;
• из образов составляется рассказ или сказка;
• ребёнок воспроизводит информацию, опираясь на образы.
Основные приёмы мнемотехники, которые можно использовать для развития связной речи:
• Пиктограммы — это картинки, которые обозначают слова или фразы. Пиктограммы помогают детям составлять рассказы и пересказывать сказки. Например, чтобы рассказать сказку «Репка», можно нарисовать репку, деда, бабку, внучку, Жучку, кошку и мышку. Чтобы составить рассказ о семье, можно нарисовать маму, папу, брата и сестру.
• Таблицы — это схемы, которые содержат информацию о предмете или явлении. Таблицы помогают детям описывать предметы, сравнивать их между собой и делать выводы. Например, можно составить таблицу о фруктах, в которой будут указаны их названия, цвет, форма, вкус и запах.
• Схемы — это последовательность картинок, которая отражает сюжет рассказа или сказки. Схемы помогают детям пересказывать тексты и придумывать свои истории. Например, можно составить схему сказки «Колобок», в которой будет отражён путь Колобка от дома до встречи с Лисой.
• Ассоциации — это связи между предметами или явлениями, которые основаны на сходстве, контрасте или причинно-следственных отношениях. Ассоциации помогают детям запоминать информацию и воспроизводить её по памяти.
Например, можно предложить ребёнку запомнить слова «зима», «снег», «лёд», «холод» с помощью ассоциаций: зима — это время года, когда выпадает снег; снег — это белые пушистые хлопья, которые падают с неба; лёд — это твёрдое вещество, которое образуется при замерзании воды; холод — это ощущение, которое возникает, когда температура воздуха опускается ниже нуля градусов.
Практическая часть
Далее логопед предлагает родителям рассмотреть несколько примеров мнемотаблиц, которые используются для составления рассказов и пересказа сказок:
Например: Мнемотаблица к сказке «Репка»:
| Репка | Посадил дед репку |
| Дед | Тянет-потянет, вытянуть не может |
| Бабка | Позвала бабка внучку |
| Внучка | Позвала внучка Жучку |
| Жучка | Позвала Жучка кошку |
| Кошка | Позвала кошка мышку |
| Мышка | Вытянули репку! |
После того как родители рассмотрят примеры мнемотаблиц, логопед может задать им следующие вопросы:
Какие картинки-символы вы видите в мнемотаблице?
Что они обозначают?
Как связаны между собой картинки-символы?
Ответ: мнемотаблицы помогают детям составлять рассказы и пересказывать сказки, а также запоминать их содержание.
Мастер-класс по составлению мнемотаблицы.
После практической части будет проведён мастер-класс по составлению мнемотаблицы. Мастер-класс проведёт логопед или педагог, который имеет опыт работы с методом мнемотехники. Мастер-класс будет включать в себя следующие этапы:
Выбор сказки или рассказа.
Составление плана мнемотаблицы.
Рисование картинок-символов.
Соединение картинок-символов по смыслу.
Рассказ сказки или пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицу.
Мастер-класс позволит родителям научиться составлять мнемотаблицы самостоятельно и использовать их для развития связной речи у своих детей.
А сейчас, выберите сказку или рассказ, который вы хотели бы использовать для составления мнемотаблицы:
• Определите основные события сказки или рассказа;
• Подберите картинки-символы, которые будут обозначать эти события;
• Расположите картинки-символы в логической последовательности.
• Соедините картинки-символы стрелками, чтобы показать связь между ними.
Родители могут составить мнемотаблицу самостоятельно или с помощью логопеда. После того как родители составят мнемотаблицу, логопед может попросить их рассказать сказку или пересказать рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Ответы на вопросы родителей.
В конце семинара родители смогут задать вопросы логопеду или педагогу о методе мнемотехники и получить на них ответы. Также они смогут поделиться своим опытом использования метода мнемотехники в домашних условиях.
Подведение итогов.
Использование мнемотехники способствует развитию связной речи у детей, помогает им лучше запоминать информацию и воспроизводить её по памяти. Также логопед хотелось бы дать вам рекомендации по использованию мнемотехники в домашних условиях:
• Используйте мнемотаблицы для составления рассказов и пересказа сказок. Это поможет детям развивать связную речь и обогащать словарный запас;
• Поощряйте детей к самостоятельному составлению мнемотаблиц. Это будет способствовать развитию их творческого мышления и воображения»
• Включайте мнемотехнику в повседневную жизнь ребёнка. Например, вы можете использовать мнемотаблицу для запоминания последовательности действий при одевании или умывании.
Спасибо за внимание!