Елена Пономаренко
Семинар-практикум для родителей «Игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у старших дошкольников»
▼ Скачать
Семинар-практикум для родителей
«Игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у старших дошкольников»
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 58 г. Белгород Пономаренко Е. И.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.
Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.
Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.
Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.
Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.
Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:
• формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,
• развивать мелкую моторику рук,
• ориентировки в пространстве,
• развивать все психические процессы,
• готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.
В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и, если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.
Я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта.
Развитие слухового восприятия.
1. "Где звук и сколько слогов"
Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.
2. "Что изменилось?"
Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например, кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.
3. "Зашифрованное слово"
Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.
Для развития слухового восприятия важно использовать игры :
• для формирования слухового внимания: "Угадай, кто это?",
• для формирования навыка определения направления звука: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом".
• для различения силы и громкости звука: "Тихо-громко".
Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.
Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".
Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.
Развитие зрительного восприятия.
Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:
• умение анализировать предмет, его изображение,
• составление картинки, разрезанной на части,
• конструирование по образцу, по представлению,
• умение видеть графему и ее точное расположение,
• запоминание элементов букв,
• различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,
• дописывание элементов букв и т. д.
Для этого детям можно предложить задания:
1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т. д.
2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т. д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.
3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т. д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т. д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.