Юлия Юрьевна Солод
Семинар-практикум для родителей детей старшей группы «В мире эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
По программе развития эмоционально-волевой сферы мы с детьми изучаем основные эмоции, их проявления и особенности.
Основной вопрос: «Как научить ребёнка выражать свои эмоции»
Для начала разберё мся с понятиями:
• эмоции — это психические реакции человека на ситуацию;
• чувства — это эмоциональные процессы, в которых отражается отношение.
Публикация «Семинар-практикум для родителей детей старшей группы „В мире эмоций“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Например: «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этой собаки» — чувство, связанное с отношением к определенному объекту.
Зачастую дети не знают, как им реагировать на ситуацию или как справиться с тем потоком ощущений, что зарождается в них. Поэтому задача родителя — не подавлять чувства и эмоции чада, а научить контролю и управлению. Внимание к эмоциям ребёнка — это важнейший компонент развития эмоционального интеллекта (ЭИ).
Какие эмоции вы знаете, перечислите.
Виды и способы выражения эмоций
Современная психология выделяет три способа выражения эмоций :
• ненастойчивый — по человеку часто невозможно догадаться об истинном состоянии;
• агрессивный — так называемое «ты-послание», когда ответственность за вызванную эмоцию перекладывается на партнёра (например, «ты просто вывел меня из себя»);
• открытый (уверенный) — наоборот, «я-послание» (например, «я огорчена, потому что есть ощущение, что ты что-то не договариваешь»).
Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Он также подчеркнул, что эмоция состоит из трё х компонентов:
• возбуждение в организме человека;
• особое переживание в теле, например, дрожь;
• экспрессия, например, повышающаяся интонация.
Колесо эмоций Роберта Плутчика
Игра «Угадай эмоцию»
Каждому родителю раздается карточка с эмоцией, они смотрят так, чтобы другие не увидели, далее по очереди все изображают ту эмоцию, которая у них в карточке, остальные угадывают.
Как ребёнок выражает свои эмоции
Эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными : слова, действия или внутренние переживания.
Ребёнок может плакать, когда ему дискомфортно, больно или нужна мама рядом, и улыбаться, когда он сыт и доволен. Уже начиная с этого этапа, родители могут совершить типичную ошибку — говорить ребё нку: «Не плачь», «Прекрати себя так вести», «Тише, сейчас все разбегутся». В таком случае родители как бы запрещают ребёнку чувствовать, проявлять свои эмоции. Спрятанные ощущения малыша могут найти выход в других ситуациях, например, психосоматике или агрессивном поведении с другими детьми.
Когда ребёнок взрослеет, он уже может выражать эмоции словами. Например, говорить, что ему грустно или радостно. Здесь частая проблема — это чёрно-белый мир. Ребёнок не различает оттенки эмоций, а родители не стремятся расширить его представления об этом.
В раннем возрасте дети совершенно не контролируют свои эмоции, которые ярко вспыхивают и быстро гаснут. Ко второму году жизни у детей формируется интерес друг к другу, к третьему — чувствительность к отношениям со сверстниками, к четвёртому — появляется готовность оценивать поступки. Уже к 5–6 годам эмоция регулирует действия ребёнка, а к 7 — зарождается сопереживание. А дальше ребёнок учится контролировать эмоции.
Упражнение «Словарь оценок»
Инструкция. Ведущий предлагает родителям подумать, какие слова и фразы они употребляют для положительной и отрицательной оценки детей. Все предложенные фразы и слова записываются.
Упражнение «Оцени товарища»
Цели: подвести участников к выводу об ограниченности споров, с помощью которых оценивается поведение ребенка.
Инструкция. В течение 40 с. каждому участнику предлагается выполнить задания:
выучить наизусть стихотворение; сложить узор.
Далее участники с помощью «Словаря оценок» оценивают свои работы.
Проводится обсуждение, в ходе которого выявляется ограниченность выражений «Словаря оценок», родители приходят к пониманию невозможности с их помощью дать содержательную информацию о результатах работы.
Мини-лекция «Правила обратной связи “Ты-сообщение”»
Цель: познакомить участников с методом «Ты-сообщение», позволяющим оценить поведение ребенка.
Объяснение. Родителям предлагается схема оценки поведения ребенка.
Описание действий ребенка (ты сделал) Описание усилий ребенка (ты старался) Описание результата деятельности (ты добился)
Пример: «Ты хорошо нарисовал небо и облака, а здесь ты провел неровные линии и дом у тебя получился немного кривым. Зато вокруг у тебя вышла красивая трава».
Упражнение «Ты-сообщение»
Цель: закрепить умение оценивать поведение ребенка по «правилам обратной связи».
Инструкция. Ведущий обращается к участникам: «Что делать, когда ребенок ведет себя неприемлемо, нарушает правила поведения? Как реагировать в этой ситуации?»
Родители приводят примеры таких ситуаций и дают оценку поведения ребенка, используя «Правила обратной связи “Ты-сообщение”».
Мини-лекция «Правила обратной связи “Я-сообщение”»
Цель: познакомить участников с методом «Я-сообщение», позволяющим оценить поведение ребенка.
Объяснение. Родителям предлагается схема оценки поведения ребенка:
Выражение взрослым своих чувств, переживаний и эмоций Безоценочное описание поведения или поступка ребенка в безличной форме Описание причин возникновения негативной реакции взрослого.
Пример: «Я расстраиваюсь, когда разбрасывают игрушки, потому что на них можно наступить и сломать».
Упражнение «Ситуация»
Цели: воспроизвести предложенные ситуации и оценить поведение ребенка; поделиться своими ощущениями с участниками.
Инструкция. Ведущий предлагает родителям ситуации :
- во время вашего разговора с подругой ребенок тянет вас за руку, ноет, перебивает, пытается привлечь ваше внимание;
- ребенок плюнул в бабушку;
- падает на пол и кричит;
- назвал маму «дурой».
Участники обсуждают актуальность ситуаций, рассказывают о своих чувствах и реакции.
Как научить ребёнка выражать эмоции?
Выслушайте
Для того, чтобы ребёнок учился выражать эмоции, очень важно дать ему возможность выразить любые, даже самые сложные чувства в безопасной обстановке без осуждения.
Признайте важность эмоций
Подчеркните, что чувствовать и эмоционировать — это нормально. «Я понимаю, что ты расстроился», «Да, это неприятная ситуация». Не обесценивайте его чувства: то, что пустяк для вас, для него — целый мир.
Создавайте словарик эмоций
Например, «Я счастлив», «Я рад», «Я расстроен», «Я злюсь». Задавайте ребё нку вопросы: «Какое у тебя сейчас настроение? Какую эмоцию испытываешь из-за этого события?».
Обозначайте свои чувства
Ребёнок учится делать то же самое, что видит в поведении родителя. Если вы выражаете свои эмоции, ребёнку будет легче этому научиться, «Я рада, что ты съел целую тарелку каши», «Я расстраиваюсь, когда ты уходишь из дома, но забываешь мне сообщить».
Ищите альтернативные варианты выражения сложных чувств
Например, ребёнок может выместить злость на подушке или нарисовать свою грусть.
Планируйте пути решения
Например, если у ребёнка случился конфликт со сверстниками, подумайте вместе, как он может поступить и как отреагировать. Ситуацию можно проиграть по ролям.
Обсудите героев
Посмотрите вместе мультики или кино, обсудите поступки героев, их мотивы, эмоции и предложите ребёнку поразмыслить, как бы он поступил в сложившейся ситуации.
Формируйте «я-позицию»
Для того, чтобы ребёнок мог выражать свои чувства и эмоции, ему нужно научиться обозначать их через «Я» : «Я огорчён», «Мне было неприятно». Так ребёнок не будет винить другого человека (например, «Ты поступил отвратительно», а будет выражать своё отношение к произошедшему.
Запишитесь с ребёнком на консультацию
При таких эмоциональных трудностях в поведении, как агрессивность и плаксивость, проблемах с контролем эмоций можно пройти консультации психологов, которые помогут выявить причины эмоциональных проблем и дадут рекомендации.
В завершении семинара-практикума подводятся итоги. Каждому родителю раздается буклет с рекомендациями и памятками.