Вера Царегородцева
Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребёнку стать внимательным!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как помочь ребёнку стать внимательным!»
"Развиваем внимание играя!"
Воспитатель: Царегородцева В. Л.
Цель: Ознакомить родителей с понятием Внимание и его основными свойствами. Вызвать интерес родителей к теме развития внимания детей.
Задачи:
Взаимодействовать с родителями в работе по развитию внимания ребёнка
Помочь в выборе игр на развитие внимания детей
Научить родителей играть в такие игры
Добрый вечер уважаемые Родители, рада видеть вас на нашей встрече. Сегодня я хотела бы поговорить с вами о развитии внимания у ребёнка.
Эту тему я выбрала нее случайно.
Вы спросите, а стоит ли заниматься этим сейчас или лучше сделать это перед школой?
Многие родители убеждены, что внимание формируется с возрастом, чем старше ребёнок, тем внимательнее он будет.
На самом деле это заблуждение. Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у детей, вызывают беспокойство и у психологов, и у нас педагогов.
У многих детей плохо развито внимание, они отвлекаются, не могут сосредоточиться, сконцентрировать своё внимание на задании, поэтому выполняют его неправильно или не выполняют его совсем.
Внимание ребёнка в дошкольном возрасте непроизвольное, неустойчивое. Это значит, что ребёнок воспринимает окружающую действительность хаотично, тогда, когда ему это интересно.
Кроме того, хорошо развитое внимание – это залог успешного обучения в школе. Очень важно приучить ребёнка быть внимательным, потому что в противном случае, если он не сможет сосредоточиться на объяснении учителя, на решении задачи, которая ему предложена, есть риск, что он быстро окажется в рядах неуспевающих.
Продолжите фразу: «Внимательный ребёнок – это…» (ответы родителей)
(умеющий сосредоточиться, усидчивый, доводит дело до конца, которым занимается. Ребёнок может быть внимательным и к окружающим, проявлять заботу к близким его людям…
Вопрос к родителям - Что же такое внимание? (ответы родителей)
- это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях.
Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество информации. Усвоить всю поступившую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, в данный момент, совершенно
необходимо. Вот эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
При наличии внимания, мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее. Но внимание - это не раз и навсегда, данное качество нужно развивать постоянно.
Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс выбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром, то мозг не смог бы избежать перегрузки.
Вопрос к родителям – Какими свойствами, на ваш взгляд, обладает Внимание?
Внимание обладает такими свойствами, как: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.
Объём Внимания – это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. При хорошем объёме внимания, ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, классификации. При маленьком объеме внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Концентрация Внимания – это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью и наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным. С недостаточной концентрацией внимания ребёнку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи
Переключаемость внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. При плохо развитой переключаемости внимания ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой.
Устойчивость Внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременным выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, как легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: рисовать и разговаривать, строить дом из кубиков и отвечать на вопросы.
При плохо развитой способности распределения внимания ребенок не умеет эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Подобные недостатки могут быть преодолеваться при использовании специальных игр и упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
Очень важно, чтобы ребенок понимал, чего от него требует взрослый. Не надо говорить ребёнку: «Не отвлекайся! Не вертись! Ты такой невнимательный», а вместо этого мы произносим: «Когда я говорю „внимание", я жду, чтобы вы положили руки на стол, сели прямо и стали смотреть на меня», — дети тут же начинают его понимать.
При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее. Внимание —это не раз и навсегда, данное качество, можно и нужно развивать постоянно. Дошкольнику это сделать очень трудно. Ему надо помочь научиться управлять своим вниманием, и главными помощниками ребенку могут стать мама и папа.
Поэтому одна из основных наша с вами задача – это постоянно
развивать внимание ребёнка.
А как вы спросите?
Ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте является игра, поэтому и развивать внимание будет эффективнее через игру.
Игра с родителями.
«Запомни и повтори». (выложить из палочек картинку по образцу).
«Найди пару» (найти два одинаковых мешочка с разными наполнителями)
Недавно рассматривали с детьми сюжетную картину и предложила указать на
картинке, кто из группы катающихся на катке детей потерял варежку. Многие из
детей с этой задачей не справились, так как их внимание все время отвлекалось
другими предметами, нарисованными на картинке. Они так и не смогли
сосредоточиться на поставленной перед ними задаче и рассмотреть в
соответствии с ней руки изображенных на картине детей.
Важную роль в развитии внимания у детей-дошкольников выполняет игра, как основной вид деятельности в этом возрасте. В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость.
Видное место в воспитании непроизвольного внимания занимает формирование у детей умения видеть и слышать, подмечать окружающее, наблюдать факты и явления, причем делать это без особых усилий, в силу постоянного стремления как можно полнее и лучше ознакомиться с действительностью.
Подсказки для развития внимания у детей.
1. Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг. По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты.
2. Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
3. Универсальное средство организации внимания – это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Для детей с нарушениями речи особенно важно использование качественных словесных инструкций. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности. Таким образом, становится понятной третья подсказка:
3. Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
Идеальный вариант представляет собой задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Такая ситуация стимулирует дальнейшее развитие дошкольника. Слова родителей, тормозящие отвлечения детей на посторонние дела, не должны носить негативной эмоциональной окраски. Если постоянно использовать фразы: «Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!», «Не трогай машинки!», вряд ли ребёнок с удовольствием будет выполнять задание. Более удачным вариантом могут быть высказывания: «Давай закончим строчку», «Сейчас закрасим шапочку и поиграем» и т. д.
4. Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.
Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.
Условия, при соблюдении которых можно развить у ребенка
необходимое качество:
1. Занятия по тренировке внимания должны быть регулярными и продолжаться в течение сколь угодно долгого времени, пока не появятся нужные результаты.
2. Родителю самому должны быть интересны задания, которые он предлагает ребенку, чтобы можно было выполнять упражнения вместе.
3. Во время занятий родитель должен быть спокойным и
доброжелательным.
Как развить внимательность (памятка для родителей)
• Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями на развитие внимательности, многие из них заинтересуют ребенка.
• Играйте вместе с ребенком в игры, развивающие все свойства внимания.
• Учите малыша играть в шахматы и шашки, ведь их называют «школой внимания».
• Развивайте у дошкольника наблюдательность - умения замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, а незнакомое — в знакомом.
Как развивать внимательность (памятка для родиелей)
Приобретайте и читайте книгис играми
Анкета для родителей
(раздаётся родителям до начала собрания)
1) Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов?
- Да; - трудно сказать; - нет; - иногда
2) Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
- Да; - трудно сказать; - нет; - иногда
3) Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?
Серия игр и упражнений, которые помогут ребёнку не только управлять
своим вниманием, но и соответственно развивать его.
Развивающие игры и упражнения
1. Игра «Будь внимательным»
(Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.)
Даётся контрольное слово, например - «звезда». Ставим перед ребёнком задачу, хлопнуть в ладоши нужно тогда, когда услышишь слово – звезда.
(животное, птица, мебель, одежда, цветок и т. д каждый раз меняем ключевое слово)
2. Игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.
Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили», другие «воробушек». Ведущий подает сигнал «автомобиля» - гудок, «воробушки» - летите. По своему сигналу воробушки и автомобили выходят из домиков и бегают. Ведущий следит, чтобы «воробушки» - вовремя прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лапки.
3. Игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.
Поставьте перед ребенком на 1 минуту 5 - 6 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку:
«какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
4. Игра «Запомни и повтори».
Перед вами на столе одноразовые тарелочки или стаканчики в количестве 4 – 5 шт. сверху кладёте цветные шарики. Просите ребенка запомнить, где какой цвет лежит. Затем взрослый накрывает стаканчики салфеткой и просит ребёнка повторить.
5. Игра «Где, чей домик?»
Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверей, каждый из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям, а следуя по линии глазами. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите пользоваться карандашом, но со временем отложите карандаш в сторону.
6. Картинки «Найди отличие».
Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Предложите малышу взглянуть на похожие картинки, где, например, изображены два гнома или два клоуна. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия.
7. Упражнение «Раскрась вторую половинку».
Упражнение на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т. д.).
8. Игра «Путаница»
На рисунке перемешалось несколько животных, (геометрических фигур, овощей, игрушек) попросите ребенка отыскать, например, собаку и закрасить её определенным цветом.
9. «Пройди лабиринт»
Рисуйте запутанные лабиринты, придумывая интересные задания. Например: «Помоги мышке попасть в норку», «Что зайка съест на обед — морковь или капусту?», «Где чья игрушка?».
Предлагайте ребенку пройти по лабиринту с помощью карандаша или пальца. В дальнейшем просите его прослеживать путь без вспомогательных предметов.
10. Игра «Найди ошибки».
Цель: развитие устойчивого внимания, критичности познавательной деятельности.
Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5- 6 ошибок. Например, на картинке, изображающий детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т. п. содержание картинка и допущенные ошибки д. т понятные малышу, чтобы усложнить игру сделайте ошибки более заметны.
11. Игра «Найди такой же».
Цель: развитие произвольного внимания.
Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.
12. Игра «Слово заблудилось».
Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.
13. Игра «Найди игрушку».
Цель: развитие внимания, умение узнавать предмет по описанию.
Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.
14. Игра «Что слышно?»
Цель: развитие произвольного внимания, устойчивости.
Взрослый предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью - (хлопают, топают, поют, разговаривают, музыка звучит, на улице - (ветер шумит, дождь идет, капельки дождя стучат по крыше, дети кричат, самолёт летит, машина проехала, люди разговаривают) Затем он просит рассказать, что они слышали.
15. Игра «Платочек»
Цель: развитие внимание, быстроты реакции.
1. Вариант: Дети встают в круг. Водящий ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг. Если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что он проиграл. Если он заметит платочек, от должен догнать водящего и осадить. Если это удается водящий остается прежний. Если нет – водит другой.
2. Вариант: встать с ребёнком в пару и перекидывать цветной платочек руг другу по очереди, платочек нужно поймать. Усложнить игру – одновременно кидаем платочки друг другу и ловим их.
16. Игра «Будь внимателен к словам»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул, который стоит, напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.
17. Игра «Передай шарик».
Цель: развитие устойчивости внимания.
Ребята сидят в кругу, у всех в руках по шарику. Педагог передает свой шарик по кругу, соседу слева и дети делают тоже самое, передав шарик соседу слева, берём шарик у соседа справа. В конце упражнения подводится итог. Возможны разные варианты перестановок.
18. Игра «Рыба, птица, зверь».
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакций.
Лучше если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь». Тот на ком остановится считалка, должен быстро назвать, в данном случае зверя. Названия не должны повторяться. Если ответ правильный ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или названия повторяется (задержка ответа, то ребенок выбывает из пары, оставляя свой ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.
19. Игра «Найди лишнее».
Цель: концентрация и распределение внимания.
Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи. Прибежали дикие звери: Мишка, зайка, ёж, свинья.
Спрятались домашние животные: Кошка, лошадка, петух и коза….
20. Игра «Что изменилось?».
Цель: развитие внимания, быстроты реакции. Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7. можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди
21. Игра «Четыре стихии».
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора.
Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками. Кто ошибся, считается проигравшим
22. Игра «Тут что-то не так».
Цель: развитие произвольного внимания, критичности мышления.
Детям читается текст, их задача найти в нем «нелепицы».
- Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал.
- Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнула и сорвал его.
- Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла.
23. Игра «Игра с флажками».
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте. (красный – стоим, зелёный идем, желтый – прыгаем)
24. Игра «Цифры».
Цель: развитие слуховой памяти, объема внимания.
Сейчас я назову цифры, а вы внимательно слушайте и назовите, какую цифру я пропустила.
25. Упражнение «Самый наблюдательный – Угадай кого не стало?».
Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности.
Дети закрывают глаза, в это время один ребёнок прячется, открыв глаза, дети отгадывают, кого не стало. (можно закрыть ребёнка большим платком).
2. Посмотри, что ты видишь впереди, отвернись и назови, что ты увидел впереди.
3. не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.
26. Игра «Карлики и великаны».
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
По команде «карлики» дети приседают, по команде «великаны» - встать.
27. Игра «Летает – не летает».
Цель: развитие произвольного внимания.
Ведущий стоя в полукруге детей, по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя любой предмет. Ребенок определяет, может ли этот предмет летать. Если «может» мяч кидается обратно, если нет, тем же способом со словом «летает», если не летает, мяч возвращают ударом об пол со словом «не летает».
28. Игра «Кто позвал?»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия.
Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.
29. Игра «Ухо – нос».
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться правилам.
По команде «ухо» детям предлагается схватиться за ухо, по команде «нос» - за нос.