Ирина Гурова
Консультация для родителей «Помогите ребёнку стать читателем»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит видеть и понимать людей, воспитывает положительные нравственные качества.
Считается, что прочитанная в детстве книга оставляет в душе более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Как вызвать интерес ребёнка к книге?
Чтобы привлечь ребёнка к книге и помочь ему стать читателем, взрослому нужно самому любить литературу.
Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают ребёнку понять прочитанный текст.
Публикация «Консультация для родителей „Помогите ребёнку стать читателем“» размещена в разделах
Обязательно побеседуйте о прочитанном, помогите ребёнку дать правильную оценку поступкам героев. Обычно ребёнок легко и с удовольствием включается в такую беседу, потому что она отвечает его потребностям поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить свои чувства. Вопросы, заданные по содержанию произведения, помогают выявить, понято оно ребёнком или нет. Во время беседы полезно перечитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает ребёнку понять и усвоить то, что могло быть упущено при первом восприятии текста. Вопросов не должно быть много. Если произведение небольшое по объёму, можно прочитать его ещё раз или прочитать понравившиеся ребёнку эпизоды. Не забудьте хотя бы коротко рассказать об авторе произведения, которое вы читаете ребёнку.
Не все дети любят слушать произведения художественной литературы. Заставить такого ребёнка слушать книгу – значит окончательно отбить к ней интерес. В таком случае, важная задача взрослого – найти особый подход к ребёнку, подобрав такую книгу, которая затронет его эмоции, окажется ему интересной. Может быть, это будет произведение о привлекательных занятиях и увлечениях ребёнка или о его любимых играх и игрушках. А может быть, в ней будут отражены его желания, и даже заветная мечта.
Кроме того, книга должна доставлять радость, укреплять чувство оптимизма, удовлетворять эстетические потребности.
Если ребёнок всё-таки отказывается слушать книгу, которая, по вашему мнению, должна быть ему интересна, попробуйте сесть в сторонку и начните читать её вслух себе. Но нужно выбрать такое место, чтобы ребёнок мог легко к вам присоединиться. Хорошо, если в этой книге буду красивые иллюстрации. Очень важно отметить, что у детской литературы есть одно свойство, без которого она не была бы собою. Это свойство - юмор. У ребёнка, по выражению К. И. Чуковского, «есть великая потребность смеяться».
И очень важно дать ему хороший материал для удовлетворения этой потребности. На пути своего литературного развития детям нужно научиться оценивать по достоинству хорошую добрую шутку, весёлые остроумные высказывания.
Известно, что дети, полюбившие чтение в раннем возрасте, намного лучше готовы к школе! Они умеют слушать и слышать, сосредотачиваться на материале, имеют более развитую речь.
Как обращается с книгой ваш ребёнок?
По тому, в каком состоянии книги ребёнка, можно судить о том, достаточно ли внимания вы уделяете воспитанию навыков бережного обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли ваш ребёнок следующих правил:
* Брать книгу можно только чистыми руками.
* Не пачкать, не мять страницы, пользоваться закладкой.
* Не рисовать, не писать в книгах.
* Правильно перелистывать страницы книги.
* Не играть с книгой. Она от этого портится.
* Не разбрасывать книги. Всегда убирать их на место.
* Не рассматривать книги во время еды.
* Своевременно ремонтировать книги.
Если вы решили купить ребёнку новую книгу…
При выборе книги обратите внимание на то, как она иллюстрирована. Дети любят рассматривать картинки не меньше, чем слушать. Избегайте книг, где стиль рисунков очень деловой или упрощённый.
Также важно учесть и то, соответствует ли книга способностям ребёнка как слушателя. Постарайтесь выбрать интересные сюжеты, чтобы завладеть вниманием ребёнка; динамичные, чтобы он мог сам следить за развитием событий.
Обладает ли эта книга силой эмоционального воздействия? Несмотря на то, что детям нравятся и те книги, которые содержат информацию, на долгое время любимыми остаются всё же те, которые были близки ему эмоционально.
Хорошо ли написана эта книга? Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к её содержанию.
Нравится ли книга вам? Если так, то есть основания ожидать, что книга понравится и ребёнку.
Полезные подсказки для родителей
• Будьте сами активным читателем, показывая пример своему ребёнку.
• Читайте всегда, когда есть возможность.
• Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это может стать своеобразным ритуалом укладывания.
• Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему, даже если у вас очень мало времени.
• Поощряйте желание ребёнка подержать, полистать, рассмотреть книгу.
• Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребёнку очень хочется узнать, что же произойдёт дальше с любимыми героями.
• Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.
• Дарите ребёнку книги.