Инна Мартынова
Семинар-практикум для педагогов «Воспитание сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки.
Ход семинара-практикума
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества.
Без этого он – засушенный цветок»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Воспитание сказкой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Благодаря сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что он- живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы.
Однако, как показали наблюдения, у детей стал пропадать интерес к книге в целом и к русскому народному творчеству в частности.
- Как вы считаете какие это причины? (отсутствие времени у родителей и желания, чтобы что- то почитать детям; замена обычных, так близких и понятных сказочных героев новыми персонажами в литературе на экране телевизора (Смурфики, Лунтики, Смешарики, Суперсущества); не понимание родителями роли книги в развитии детей; внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей, компьютеризация; вытесняет чтение и даже просмотр мультфильмов; не посещение библиотеки, как родителями, так и детьми; не информированность родителей о том, какие книги покупать и читать детям в различные возрастные периоды)
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.
Народные сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Пришло время, и эти сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас почти без изменений, а некоторые прошли литературную обработку и стали понятнее и доступнее. Но самое главное, что все эти сказки выдержали испытание временем в силу своих высокохудожественных качеств. А ещё все русские народные сказки, без исключения, являются учебником нравственного воспитания ребёнка. Важный смысл, который несёт сказка для дошкольника – усвоить не пассивность, а активность в преодолении неуверенности в себе и собственных страхов.
Уважаемые коллеги, предлагаю начать с разминки, ответив на вопросы:
- Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство (Лиса)
- Назовите часть женского наряда, в которой вмещается озёра, лебеди и другие элементы природной среды. (Рукава)
- Сказочный персонаж долгожитель – это (Кощей-Бессмертный)
- Какая швейная принадлежность может представлять смертельную опасность для сказочных долгожителей (Игла)
- Кто исполнял все желания Емели (Щука)
- Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом (Баба Яга)
- Кто помог Алёнушке справиться с горем, взяв её замуж после превращения братца в козлёнка (Купец)
- Назовите место рождения Колобка. (Печь)
- Кого в русских народных сказках называют Кумушкой? (Лиса)
- Кто разрушил Теремок и катал Машеньку на спине? (Медведь)
- Какое блюдо готовил солдат из топора в русской народной сказке? (Кашу)
- В какой сказке у матери было три дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка (Крошечка Ховрошечка)
- Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? (Вот и сказке конец, и я не молодец. Сколько знал, столько я сказал. И стали они в добре поживать, лиха не знавать. Он женился на Василисе-царевне и жил с нею долгие лета в любви и согласии. Вот веселым пирком, да и за свадебку: Иван-дурак женился на ней; стали жить да быть, и теперь живут. С тех пор старик со старухою стали жить так хорошо, так дружно, что старик везде похваляется, тем и сказка кончается. Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир. Я там был: мед, пиво пил; по усам текло, а в рот не попало. Он очень любил ее, и они оба дожили до глубокой старости. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать, да медок попивать. И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят. И стали они жить да поживать, ума наживать, а лиха избывать. Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец. Он вернулся домой, зажил с женой еще лучше, еще богаче прежнего)
Конкурс «Сочини новое окончание сказки».
Я предлагаю вам «поиграть» с простой, всеми хорошо известной русской народной сказкой «Репка ( Пример: «не смогли вытащить репку, побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул её, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом ещё дали кусочек с собой»). В сказке о репке говорится, о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справится сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.
А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут- потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».
И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца. (Далее педагоги предлагают свои варианты окончания данной сказки)
«Красочный конкурс»
Педагогам предлагается исключить лишнюю сказку (народные и авторские сказки).
Русские народные сказки - Теремок, Колобок, Гуси-Лебеди, Курочка-Ряба, Три медведя, Репка, Лисичка Сестричка и серый волк.
Авторские сказки- Сказка о рыбаке и рыбке А. С. Пушкин, Кот в сапогах, Красная Шапочка Ш. Перро, Дюймовочка Х. К. Андерсен, Айболит, Муха-Цокотуха (сказка в стихах) К. Чуковский, пьеса-сказка С. Я. Маршака 12 месяцев.
«Узнай сказку по её отрывку» :
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, простившись с зелёной кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей (Царевна-лягушка)
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом (Колобок)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел (Волк и козлята)
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне (По щучьему велению)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала (Гуси лебеди)
Угадайте, о ком, о чём идёт речь в этой сказке-загадке :
«Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…» (мышка)
«Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…» (колобок)
Конкурс «Живая сказка»
Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Обе команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Теремок»)
Подведение итогов семинара-практикума «Воспитание сказкой».
Рекомендации для педагогов родителям :
1. Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день. Заведите детскую библиотечку. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
2. Вместе с ребёнком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации.
3. До и во время чтения книги объясните ребёнку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребёнку книга, что нового из неё он узнал.
4. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.
5. Организуйте небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.