Ольга Власова
Семинар-практикум для педагогов «Театрально-игровая деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Оборудование и материалы: бросовый материал, наборы одноразовой посуды, цветная клейкая бумага, цветной картон, ножницы на подгруппу участников, клей ПВА, пластилин, обрезки ткани различной фактуры, цветные картинки, фланелеграф, магнитная доска,
Предварительная работа:
1. Оформление методической выставки дидактических игр «Такой разный театр»;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Театрально-игровая деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
2. Подбор литературы и оформление выставки для педагогов «Все о театре»;
Ход проведения:
I ЧАСТЬ (теоретическая).
Объявляется об открытии театрального сезона и предоставляет слово воспитателю.
Воспитатель (или режиссер-постановщик) : Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались в театральной гостиной, чтобы поговорить о великой силе театрального искусства. Как вы уже заметили, у каждого из Вас имеется элемент театра. Предлагаем Вам разделиться на команды по элементам театра. Прошу команды занять свои места! Итак, определились наши команды для участия в игре «Театральный ринг».
(педагоги разделились на команды по элементам театра и дают название).
- Разрешите представить Вам, уважаемые коллеги, наших жюри (заведующая и старший воспитатель, которые сегодня будут оценивать знания наших команд. За каждый правильный и доказанный ответ - команда будет получать по жетону.
Представление команд.
Церемония представления участников театрального ринга окончена.
Воспитатель. Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л. И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры. Итак, сегодня на нашей игре «Театральный ринг» мы будем говорить об организации театральной деятельности в ДОУ.
Итак, I раунд
«Разминка»
В: Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Первый вопрос всем командам:
1. Что такое театрализованная деятельность?
2. В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности. Перечислите их.
1. Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой.
2. Программа «Театр-творчество-дети : играем в кукольный театр» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.
3. Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой.
4. Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т. И. Петровой, Е. Л. Сергеевой, Е. С. Петровой.
5. Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е. А. Антипиной.
6. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа «Театр-творчество-дети»
7. «Росинка» Л. В. Куцаковой, С. И. Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет.
II раунд «Объяснялки»
В: В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности театрализованной игровой деятельности. Не все время дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для тех, кто хотел бы, должны быть созданы условия, посредством которых ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, а его потребности найдут воплощение в системе действий. Чтобы развивать творческую инициативу ребенка, его воображение, активность реакций, в детском саду необходимо создать необходимую предметно-развивающую среду.
Задание 1.
Необходимо выбрать предлагаемые в таблице атрибуты для различных игровых позиций ребё нка:
а) «актер» :
б) «режиссер» :
в) «зритель» :
III раунд «Размышлялки».
В: В ДОУ для каждой возрастной группы используются свои виды театров. Задание №2. Перечислите соответствующие виды театра, которые можно использовать с детьми в разных возрастных группах.
1 младшая группа
2 младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.
Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т. д.
Театр ложек, верховые куклы (бибабо,– знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.
Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.
Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.
IV раунд «Антракт».
В: Как известно, в любом театре всегда есть время для отдыха зрителей и артистов. И оно называется …. (все вместе) АНТРАКТ!
Сейчас для Вас элементы психогимнастики для взрослых представит психолог.
I I ЧАСТЬ (практическая)
V раунд - практический.
В: Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми, сверстниками. И сегодня мы с вами, уважаемые коллеги, превратимся в волшебников и попробуем создать разные виды театров для дошкольников.
Приглашаем представителей команд к жюри для выбора вида театра, который команда будет создавать в течение 5 минут и презентовать в течение 1 минуты, в форме небольшой инсценировки сказки или любого произведения из программы
ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ТЕАТРА
Педагоги подготовительных групп
Педагоги старшей и средней группы
Педагоги младших групп
Театр из цилиндра
Театр ложек.
Театр на баночках (картинки и аппликации)
* ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗГОТОВЛЕННОГО ТЕАТРА - 1 минута.
И наконец: сейчас судейская коллегия подведёт итог сегодняшней борьбы, а мы подведём итоги нашего театрального ринга. Слово предоставляется педагогу –
Итак, итоги, уважаемое жюри:
Победителям вручаются дипломы и памятки.
В: Уважаемые коллеги! В ходе игры «Театральный ринг» мы еще раз убедились, что через различные виды театральной деятельности проходит самореализация детей дошкольного возраста (дошкольники переносятся в сказочный, увлекательный мир; познают, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учатся перевоплощаться в роль; используют свои средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.
И закончить нашу игру хочется словами Льва Семё новича Выгодского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».
В Вашу «Копилку воспитателя» уходит памятки и рекомендации по театрализованной деятельности, которые мы надеемся, помогут Вам в работе с воспитанниками.