ЕЛЕНА КОЛЕДА
Семинар практикум для педагогов района «Модель взаимодействия семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья — социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития.
Макаренко А. С. утверждал, что воспитание есть процесс социальный в широком смысле: «Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Публикация «Семинар практикум для педагогов района „Модель взаимодействия семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС до“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Почти все педагоги сходятся на одном – без эффективного взаимодействия воспитателей с родителями ни воспитательные, ни образовательные проблемы решить не удается. Только как же их вовлечь в работу, этих родителей, которые и на собрания почти не ходят, и на различные мероприятия не выбираются?
И в чем причина такой родительской пассивности? То ли все они теперь поголовно поглощены заработками, то ли стали так равнодушны к проблемам детей? А может, сами педагоги не умеют родителей заинтересовать? Ведь и такое возможно: вырвался человек с трудом на собрание, а ушел разочарованный: — «Два часа продержали, но разговоры все были вокруг да около – «переливали из пустого в порожнее». Современному педагогу необходимо включать в свою работу новые нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй.
Говорят: «Век живи, век учись!». Если есть стремление к совершенствованию, то педагог обязательно будет самообразовываться, и с каждым разом будет подниматься на одну ступеньку выше в вопросах реализации поставленных перед собой задач.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
В постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.11.2013 №1339 «О Региональной стратегии действий в интересах детей в Краснодарском крае» и постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года № 964 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» (приказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края №2103 от 29.12.2018 г. «Об утверждении плана реализации государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» на 2019 год») отмечается, что «защита детства, материнства, семьи находится в числе важнейших приоритетов деятельности органов государственной власти Краснодарского края и государственных учреждений Краснодарского края. Забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей, развитие их культурного и интеллектуального потенциала - залог успешного будущего Кубани. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения» (выдержки из документов).
Семья — ведущий фактор развития познавательных способностей ребенка, от которого во многом зависит дальнейшее развитие детей.
Первое, что характеризует семью как фактор развития позноват6ельных способностей— это ее развивающая среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Можно с полным правом говорить о том, что семейная развивающая среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию, образованию и развитию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи. Детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.
В процессе работы с родителями, мы столкнулись с рядом проблем:
• педагогическая пассивность родителей, т. е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками
• несформированность у родителей «педагогической рефлексии», неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами;
• преобладание рационализма в общении педагогов с родителями, педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.
С целью решения вышеизложенных проблем, педагоги и воспитатели ищут новые формы сотрудничества с родителями. Коллективом нашего дошкольного учреждения было решено разработать инновационный проект под названием «Модель взаимодействия семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, призванные поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Основной целью данного взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства «Семья – Детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.
Сотрудничество- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
- Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
- Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.
Реализовать открытость ДОУ — это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.
Этому способствуют следующие условия :
1. Личностная готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах.
2. Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия (бабушка вяжет куклам, папа делает поделки, мама беседует о здоровье).
3. Психология доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения, прежде всего, на доверительности.
4. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.
5. Информация должна быть динамичной.
6. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок.
7. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
8. Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания).
9. Линия воздействия на семью через ребенка.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей).
2. Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи.
Целью инновационной деятельности является создание полноценных условий для успешного проживания ребенком дошкольного детства в стенах образовательной организации. При этом акцент делается на нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей в едином пространстве «ребенок-семья-педагог».
Цель данного проекта заключается в следующем:
- Изучение инновационных форм взаимодействия ДОУ с родителями.
- Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей;
- Обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Объектом инновационной деятельности являются дети, родители и педагоги, как единое целое.
Предмет исследовательской деятельности – нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
Гипотеза. Использование современных форм взаимодействия педагогов и родителей может способствовать установлению партнерских отношений между ДОУ и родителями.
Задачи внедрения инновационного проекта:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
2. Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
3. Раскрыть содержание инновационной работы с родителями ДОУ в семейном клубе.
4. Создать в ДОУ условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
5. Содействовать установлению доверительных, партнерских отношений с родителями.
3. Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта)
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.
На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
Повышение педагогической культуры родителей.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
По этому поводу ещё Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада».
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в нетрадиционных формах представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых планируется создать не только внутрисемейную, но и межсемейную дружескую атмосферу, что послужит раскрытию творческих, личностных и познавательных способностей детей и взрослых.
Новизна инновационных форм сотрудничества ДОУ с семьей определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» .
(способность ведения совместной деятельности, которая осуществляется на основе совместного общения).
В нашем ДОУ педагоги используют широкий спектр стандартных и нестандартных форм работы с семьями воспитанников, но хотелось бы остановиться на инновационных формах взаимодействия :
• Посещение воспитанников на дому;
• Круглые столы;
• Мастер-классы;
• Психологические и деловые игры;
• Интерактивные фото- и видео-взаимоотчеты «педагоги-родители» и «родители-педагоги» по совместным мероприятиям (проекты, исследовательские работы и др.);
• конкурсы семейного творчества с детьми;
• театрализованные представления;
• организация встреч родителей со специалистами ДОУ,
• проведение групповых и общесадовских праздников, развлечений,
• проведение родительских собраний, а именно встреч в нетрадиционной форме (дискуссии; деловая игра; мастер-классы) с просмотром видеозаписей групповых мероприятий с детьми, приобщения различных экспертов по заданной теме (медработник, психолог, спасатель, учитель начальных классов и др.)
• родительская почта.
Вся воспитательно-образовательная деятельность в детском саду строится в соответствии с комплексно-тематическим планированием. На каждую тематику в группе мы планируем определенные формы взаимодействия с семьями и возможное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Например:
Во время проведения тематической недели «Защитники Родины», мы предложили детям и родителям составить рассказы из семейного фотоархива о защитниках Родины разных временных отрезков (ВОВ 1941-1945г. г., война в Афганистане, Чеченская война, война в Сирии, отражающих героизм и мужество отдельных представителей семьи конкретного ребенка. Предложили родителям помочь детям поучаствовать в проекте «Защитники Родины», продуктом деятельности которого стала интерактивная тематическая папка (лэпбук) по данному проекту. Затем мы провели с детьми в группе презентацию героического альбома мужественных защитников Родины. Дети и родители ярко выражали свои эмоции, когда рассказывали о своих родных, о том, какой ценой они сражались за единственную общую цель защитить свою страну от врага.
Незабываемым этапом привлечения родителей группы является такая форма взаимодействия, как совместная экскурсия в Александровскую крепость нашего города, в районный краеведческий музей, на станцию юннатов в городской парк, в районную детскую библиотеку, где помимо наблюдений и прослушивания информации устраивались весёлые игры, проводились конкурсы загадок и знатоков природы и сказок. Из этих походов дети вместе с родителями возвращаются обогащенными новыми впечатлениями.
Стало традиционным в нашем детском саду, как и во многих других проведение тематических выставок чудесных поделок из природного материала, кулинарных изделий к празднованию Светлой Пасхи, Яблочного Спаса, конкурса по питанию и кулинарного мастерства среди родителей и более старшего поколения бабушек и прабабушек. Мы стали практиковать в детском саду такую форму взаимодействия с семьями, как привлечение родителей для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса. В день защиты животных совместно с родителями ребята отправились с гостинцами на станцию юннатов в городской парк. Подобная совместная акция надолго запомнилась детям. Теперь некоторые семьи воспитанников, гуляя по городскому парку, обязательно вместе посещают станцию животных, чтобы покормить и позаботиться о них, приблизиться к живому и настоящему
Например:
Осенью, с приходом холодов на тематической неделе «Перелётные птицы» папы и дедушки с участием детей изготавливали кормушки и скворечники для птиц, чтобы установить их на территории детского сада. В день защиты животных совместно с родителями ребята отправились с гостинцами на станцию юннатов в городской парк. Подобная совместная акция надолго запомнилась детям. Теперь некоторые семьи воспитанников, гуляя по городскому парку, обязательно вместе посещают станцию животных, чтобы покормить и позаботиться о них, приблизиться к живому и настоящему
Наши родители должны быть уверенны в добром отношении педагогов к ребенку. И мы со своей стороны, через родительскую почту, и другие формы взаимодействия стараемся учтиво и предельно корректно донести нужную информацию, рассчитывая на понимание и содействие с их стороны. В ходе сотрудничества мы используем и такую форму общения, как вечера вопросов и ответов. Они представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они проходят как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед к нему готовятся: собирают вопросы, группируют, распределяют их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. Еще одна форма – это встречи за «круглым столом», которые расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Оформление мероприятия имеет большое значение. Некоторые мероприятия разрабатывались и проводились вместе с музыкальным руководителем - (слайд)КВН по правовому воспитанию «Каждый ребенок имеет право», или с инструктором по физической культуре (слайд) - игра-соревнование «Папа, мама, я - спортивная семья». Как видите на слайдах тематика мероприятий основного этапа была различна и созданный электронный альбом проекта помогает нам вспомнить многие из них
На протяжении ряда лет наш коллектив работает над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель нашей работы - всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» - эта простая истина послужила толчком для создания нашего Клуба в том виде, в котором он существует сейчас, и выбора тем в первый год наших встреч. Хотелось бы более подробно остановиться на форме родительских встреч в «Семейном клубе».. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. Семейный клуб имеет большое значение, и для укрепления партнерских отношений семей воспитанников с различным социальным статусом и ДОУ, а также способствует познавательному развитию, достижений в ДОУ и семьи. Цель клуба: знакомство семей – членов «Клуба молодых родителей «традициями народными и семейными через разные формы работы. Освоение и расширение игровых навыков. Работа семейного клуба в детском саду способствует:
- созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей;
- повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей;
- развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
- обобщению опыта семейного воспитания;
- разработке и апробации к условиям ДОУ клуба, как инновационной методической деятельности (профессиональные конкурсы, фестивали семейных клубов, конкурсы различного уровня). Главным критерием эффективности клубной работы является активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа. Немаловажным критерием эффективности является и то, что дети познают новое в форме игры. Родители же начинают понимать значимость игры, как основного наиважнейшего вида детской деятельности. Как и в любом другом деле для успешной реализации проекта «Клуб молодых родителей» необходимо создание определённых условий. Такими условиями для проекта «Клуб молодых родителей» являются
- заинтересованность родителей;
- важность выбранной темы для каждой семьи; Во всех видах деятельности должна прослеживаться
- простота восприятия;
- неизменность структуры и плана встреч;
- тройственная связь: родители – ребёнок – воспитатели;
- способствование созданию добрых семейных традиций в воспитании детей. В этом году мы хотим сделать упор на игру, т. е. обучение различным игровым приёмам, так как считали, что утеряна культура детской игровой деятельности. Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизни начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье. В прошлом году в ходе знакомства и организации семейного клуба мы делали упор на потребность в своих «родовых корнях». Разнообразием запросов родителей и вызвана ежегодная смена тем «Семейного клуба».
Но фундаментом, основными формами педагогической работы в условиях семейного клуба неизменно являются:
- совместные досуги;
- «беседы у самовара»;
- дискуссии;
- индивидуальные и тематические консультации для родителей;
- выезды на природу для проведения праздников;
- конкурсы. Формирование патриотических качеств у дошкольников начинается с педагогического просвещения родителей, с освещения тех вопросов, которые способствуют успешному разрешению проблемы.
К каждой встрече готовится мини-проект. Его разработка ведётся как педагогами с детьми в ДОУ, так и сами родителями с ребёнком в домашней обстановке. Неизменным в работе «Семейного клуба» остаётся и
план встречи:
- беседа педагога с родителями по теме встречи;
- дети в это время заняты со вторым педагогом;
- основная часть, обязательно включающая в себя продуктивные виды совместной деятельности детей и их родителей;
- чаепитие и подведение итогов встречи;
- и в завершение - общее фото на память:
«Мы - дружная семья». Условно тематический план клуба можно охарактеризовать как блоки: блок «Адаптация родителей» (нравственно-правовое воспитание, блок «Игра», блок «Семейные традиции». Вывод: Благодаря деятельности клуба наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками. Деятельность семейного клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов - детского сада и семьи.