Татьяна Васюта
Семинар-практикум для педагогов «Психологический комфорт и безопасность детей в дошкольной организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить педагогов с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
2. Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком.
1. Организационный момент. Приветствие участников
Игровое упражнение «АССОЦИАЦИИ»
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Психологический комфорт и безопасность детей в дошкольной организации“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Первый участник называет ассоциацию (любое слово, словосочетание, крылатое выражение, междометие, совершенно не обязательно связанное по смыслу с основным словом) на словосочетание «Детский сад», перекидывает мячик любому другому участнику. Его задача – дать ассоциацию на предыдущее слово. И так далее, пока все не примут участие в игре.
2. Информационная часть
Любая среда связана для её участников или с эмоциональным благополучием, или с эмоциональным неблагополучием.
Эмоциональное благополучие (неблагополучие) – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека.
Эмоциональное благополучие - устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, чувство уверенности, защищенности. Обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей. В основе – удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.
Показателями эмоционального благополучия человека являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.
Почему в детском саду столь важно создавать условия для эмоционального благополучия детей? Потому что в противном случае детская психика может отреагировать следующим:
- появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
- переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически;
- проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более позднем возрастном периоде в виде психологической защиты – позиции избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. д.).
Существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада: большая наполняемость групп, высокая эмоциональная и информационная нагрузка на педагогов и т. п. Тем не менее, педагоги дошкольного учреждения способны создать максимально возможный в имеющихся условиях общий психологический комфорт, обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.
Рассмотрим факторы, влияющие на качество благополучия и психологического комфорта в группе: КОНТАКТ – БЕЗОПАСНОСТЬ – ДОВЕРИЕ
2.1. Контакт
Игровое упражнение «Теннисный мяч» (3 минуты)
Участники разбиваются на пары, каждой паре вручается теннисный мячик. Задача игроков – перебрасывать его друг другу разными способами (их озвучивает ведущий, запоминая возникающие ощущения и чувства.
Обсуждение упражнения в общем кругу: как это похоже на контакт? Что помогало не допускать падение мячика на пол? (внимание, включённость в процесс, умение подстроиться под другого человека).
Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определённую атмосферу общения, которая помогает его партнёру чувствовать себя свободно и комфортно. Прочно установившейся контакт между людьми обеспечит в процессе общения атмосферу доверия и принятия, в которой можно обсуждать любые проблемы.
Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется:
- отношениями между воспитателями и детьми;
- отношениями между самими детьми;
- отношениями между воспитателями;
- отношениями между воспитателями и родителями.
Но фактически именно взрослый задаёт тональность психологического климата в группе. И дети, приходя в группу, чувствуют либо защищённость, безопасность, поддержку, уважение, либо тревогу и напряжение.
Стиль педагогического общения, модель взаимодействия, на которую педагог ориентирован, являются важными условиями психологического комфорта и эмоционального благополучия.
Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определённых педагогических взглядов и убеждений, установку на эмоционально-положительное отношение к ребёнку, независимо от его личностных качеств и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых воспитателю для эффективного общения.
Таким образом, умение педагога устанавливать и поддерживать контакт является важным условием в создании благоприятного психологического климата в группе. На первый план выдвигается личностная модель взаимодействия с ребёнком и демократический стиль общения с ним.
2.2. Безопасность
Психологическая безопасность – состояние психологической защищённости, отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Потребность в безопасности – вторая по значимости базовая потребность каждого человека. Для ребёнка безопасность связана со стабильным, спокойным и внимательным окружением, в котором надёжно и предсказуемо. Дети предпочитают жить в упорядоченном и структурированном мире, а вовсе не в хаосе и вседозволенности, как думают многие взрослые.
Безопасное удовлетворение основных потребностей детей.
- безопасное удовлетворение физиологических потребностей (ребёнку спокойно может сходить в туалет, уединиться там; никто не заставляет его насильно принимать пищу, не угрожает и не манипулирует; свободный питьевой режим; ласковое укладывание спать; отсутствие запрета на движение и общение). Ориентация на учебно-дисциплинарную модель во главу угла ставит подчинение дисциплине, отсюда окрики, одёргивание и т. п. Разумнее установить адекватные правила.
- стабильное окружение, понятные стабильные правила.
- принятие ребёнка независимо от его поведения, отсутствие критики личности ребёнка, насмешек, сравнения с другими детьми.
- признание ребёнка в группе, поиск и презентация другим его сильных сторон.
- безопасное проявление в деятельности, творчестве, игре.
2.3. Доверие
Игровое упражнение «Путь доверия»
Материалы: маленький колокольчик, для каждого второго участника повязка для глаз.
Участники разбиваются на пары. Один из пары надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Когда ты ведущий — ты должен провести «слепого» участника по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. При этом нельзя ничего говорить. Через пять минут я позвоню в колокольчик, и вы поменяетесь ролями. А еще через пять минут я позвоню ещё раз — и тогда вы возвращаетесь обратно в круг, и мы поговорим о том, что вы пережили во время прогулки. Перед началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за руку или
как-то по-другому.
Анализ упражнения: как вы чувствовали себя, когда были «слепыми»? Вел ли вас «поводырь» бережно и уверенно? Знали ли вы все время, где вы? Как вы себя ощущали в роли поводыря? Что вы делали, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера? Какие действия партнёра могли ослабить доверие к нему? Когда вам было лучше: когда вы вели или когда вас вели?
2.4. Признаки психоэмоционального напряжения у детей
* Трудности засыпания и беспокойный сон.
* Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла.
* Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
* Рассеянность, невнимательность.
* Беспокойство, непоседливость.
* Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним.
* Проявление упрямства.
* Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита).
* Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия).
* Игра с половыми органами.
* Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук.
* Снижение массы тела или, напротив, появление симптомов ожирения.
* Повышенная тревожность.
* Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее. Не все эти признаки могут быть явно выражены, но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них. Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. Игнорирование вышеперечисленных симптомов может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.
2.5. Состояние педагога
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. В силу возраста дети склонны винить себя в плохом настроении значимых взрослых, легко подхватывать отрицательные эмоции. Поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снять эмоциональное напряжение. Например, используя следующие положительные высказывания о себе:
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть и повторить: «Я собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».
3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
4. Потирая ладонь о ладонь: «Я притягиваю удачу, с каждым днём становлюсь я богаче».
5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».
7. Руки на бёдрах, наклоны вперёд-назад: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».
8. Руки на талии, наклоны вправо-влево: «Покой и улыбку всегда берегу, все мне помогут, и я помогу».
9. Сложив руки в замок, глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается», выдох: «И всё у меня получается».
10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, всё получается так, как надо!»
3. Рекомендации педагогам по созданию условий психологического благополучия детей в детском саду
Распорядок дня
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течение дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что-то не успевают и куда-то спешат. Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету.
Комфортная предметно-развивающая среда: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие уголка уединения и т. д.
Стиль поведения воспитателя
Пребывание в группе 20 – 25 сверстников в течение целого дня – это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности.
Добрые традиции
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей. В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому-то делают больше замечаний, кого-то чаще хвалят и т. п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.
«Утро радостных встреч», «Круг хороших воспоминаний», «Вопросительное место», Дни Рождения и т. д.
В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:
• ребёнок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребёнку стать более самостоятельным и ответственным.
• в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребёнок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учётом его состояния и интересов.
• навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
• запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
• тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей помощи, как и отъявленный драчун.
• благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкреплённые защитой детей от физического и психического насилия – опасная практика.
4. Обсуждение, подведение итогов.