Венера Осман
Семинар-практикум для педагогов «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов дополнительного образования детей
«ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
Осман В. И., методист МОУДОД «Центр детского и
юношеского технического творчества»
Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе
Семинар-практикум для педагогов
Цель:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Дать представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, особенностях, участниках, последствиях; способствовать сплочению коллектива, умения понимать друг друга без слов; установление положительных эмоциональных связей между участниками; обучать простым способам избавления от негативных эмоций; познакомить с результатами диагностического обследования коллектива.
Задачи:
• Повышение самооценки педагогов;
• Развитие воображения;
• Снятие эмоционального напряжения.
Приветствие.
Нашу встречу я хотела бы начать с притчи.
Притча «ПРО РАЙ И АД»
— Что такое рай и ад? – спросил у ангела человек, которому снился сон.
— Я покажу тебе, — ответил ангел и взял человека за руку. Вместе они вошли в неожиданно появившуюся дверь и оказались в огромной комнате, заполненной людьми. Тут были люди разных рас и национальностей, по-разному одетые. Но все без исключения были худыми и изнеможенными.
В середине комнаты на огне стоял большой котёл, в котором кипело какое-то варево. Подойдя поближе, человек почувствовал чарующий запах, исходящий из котла, и понял, что это отменный суп.
У всех людей вокруг в руках были огромные ложки. Они постоянно подходили к котлу и старались зачерпнуть себе супа. Но ложки их были устроены так, что слишком длинная железная ручка быстро нагревалась и не давала долго удерживать горячий суп; а из-за длины ручки было невозможно поднести еду ко рту. Люди, пытавшиеся сделать это, ужасно злились, когда у них не получалось. Все вокруг бранились и даже от раздражения били друг друга ложками.
— Это и есть Ад, — сказал ангел и снова взял человека за руку. Они вышли из комнаты и отправились в другую дверь, которая магическим образом появилась прямо перед ними.
Войдя в комнату, которая по виду была точно такой же, как и предыдущая, человек заметил, что люди тут значительно отличаются от обитателей предыдущей комнаты. Тут была всё такая же пёстрая толпа, однако все были аккуратно и чисто одеты, а лица их светились спокойствием и добротой. Они были счастливы. В их руках человек заметил точно такие же ложки, а в середине помещения стоял такой же котёл с супом.
— Это Рай, — сказал ангел.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ В ЭТОЙ КОМНАТЕ БЫЛИ СЧАСТЛИВЫМИ, ДОБРЫМИ И СПОКОЙНЫМИ?
Да, они подходили к котлу парами, и каждый кормил своей ложкой другого. Если ложка была слишком тяжелой, то кто-нибудь обязательно приходил на помощь.
ЧТО ПРОИСХОДИЛО МЕЖДУ НИМИ?
Да, они общались друг с другом.
Общение – один из важнейших процессов в нашей жизни, это процесс развития контактов между людьми. Только в процессе общения человек становится человеком, личностью.
Конструктивное, т. е. эффективное общение подразумевает, во-первых, учитывание не только своих интересов, но и тех с кем общается; во-вторых – предвидение возможных последствий тех или иных действий в процессе общения.
Не всегда общение – это удовольствие, иногда – это кропотливый труд и поиск выхода.
Конфликты – неотъемлемая часть взаимодействия между людьми, потому что мы разные, и каждый думает по-своему, у каждого из нас свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).
Но конструктивное решение конфликта – это тоже часть общения, и, наверное, самая основная часть. Именно такое общение – путь к успеху и реализации задуманного в жизни. И поэтом навыками такого общения необходимо овладеть каждому, а нам, педагогам – особенно.
Наверное, нет людей, которые не оказывались бы в конфликтной ситуации?
- С чем ассоциируется у вас понятие «конфликт»? Какой образ подсказывает ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что «похож» конфликт? (Ответы)
- Назовите классический образец неразрешимого конфликта? (Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту).
Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»
На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
Участники делятся на 2 команды. Первой команде под названием «Плюс» даётся задание назвать, как можно больше позитивных последствий конфликта;
второй команде «Минус» – описать негативные последствия конфликта (5 минут) (команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Конфликт – это плохо, потому что … (1 команда, но зато … (2 команда)
Положительные стороны конфликта (плюс) :
Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях.
Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Отрицательные стороны конфликта (минус) :
-Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
-Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
-Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
-Представление о победителях или побежденных как о врагах.
-Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
- Очень часто поводом для конфликтов являются обиды и гнев. Древний мудрец Баласагуни (Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни — тюркский писатель. Жил в XI веке в государстве Караханидов, в городе Кашгар, где и похоронен. Киргизия) в своем стихотворении очень точно описал человека, которым управляет гнев:
«Гнев отнимает разум у людей,
Во гневе добрый человек – злодей.
А тот, кто праведнее всех,
Во власти злобы совершает тяжкий грех».
Упражнение «Музей обидных воспоминаний»
Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида - это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства — болезни. Попробуйте написать все свои обиды на листок, внимательно на них посмотрите и… и порвите или сожгите этот лист, или сомните и бросьте в корзину. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость. «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон (Ральф Эмерсон — американский эссеист, поэт, философ, пастор, общественный деятель.). Постарайтесь этого не делать.
(Философская притча) Почему люди кричат.
Как-то во время занятий Учитель задал вопрос своим ученикам:
- Кто из вас может ответить, почему люди кричат, когда конфликтуют, ссорятся и выясняют отношения?
- Наверное, потому, — ответил один из учеников, — что теряют спокойствие.
- Но почему нужно именно кричать? Ведь человек находится рядом с тобой. Расстояние между вами невелико. Разве нельзя говорить тихо? Почему человек кричит, если сердится?
Ученики предлагали разные ответы, ни один из которых не устроил Учителя.
На ваш взгляд, почему люди кричат, когда конфликтуют, ссорятся и выясняют отношения? (ответы педагогов). А теперь послушайте, что же ответил Учитель.
Поняв, что он не дождется нужного ответа, Учитель объяснил:
- Когда люди ссорятся, они не слышат друг друга, они не понимают друг друга, и тогда их сердца отдаляются. Для того чтобы преодолеть это расстояние, им приходится кричать, чтобы услышать друг друга. И чем сильнее непонимание, чем сильнее конфликт между людьми, тем больше расстояние и тем громче они кричат.
- А вы обращали внимание на то, как говорят влюбленные? Два влюбленных человека не кричат, а наоборот, чаще всего говорят очень тихо. Это потому, что расстояние между их сердцами очень маленькое. И чем сильнее любовь, тем больше она их сближает, тем лучше люди понимают друг друга. Может наступить момент, когда им даже перешептывание становится не нужно, так как они понимают друг друга без слов.
- Поэтому, — продолжил Учитель, — когда спорите, не кричите, не произносите слов, которые могут отдалить вас друг от друга. Обидные слова, сказанные в гневе, увеличивают расстояние между вашими сердцами. Ведь шаг за шагом… и может наступить день, когда расстояние между вами станет так велико, что обратного пути уже не будет.
Презентация
«Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе»
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека. Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.
Так, что же такое конфликт?
Конфликт – это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого; это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это разногласия между людьми, отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений».
В любом коллективе, даже самом дружном и сплоченном, рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации. Педагогический коллектив, в силу специфики его трудового процесса, порождающего множество причин для конфликтов, не является исключением (зарплата, распределение стимулирующих выплат, отпусков).
Участниками конфликта могут быть :
Администрация,
Педагоги,
Родители.
Наиболее часто встречающиеся конфликты в учреждении и причины их возникновения:
1. Педагог-педагог :
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.
2. Педагог-методист :
Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование педагогом предложений методиста, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия методист-педагог.
3. Директор – зам. директора:
Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
4. Администрация – педагог :
Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности педагога ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
5. Педагог — родитель :
Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка на занятиях. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.
6. Родитель — Администрация:
Недостаточная осведомленность родителя о деятельности, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.
Любой из перечисленных конфликтов может оказать как положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива, так и спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.
Причин, вызывающих конфликты в учреждении образования, множество. Наиболее распространенными являются те, которые препятствуют достижению работниками основной цели трудовой деятельности – получению морального и материального удовлетворения от педагогического труда.
Типы конфликтов в школе :
Для того чтобы правильно определить причину возникшей неприятной ситуации (а значит, и наметить пути ее разрешения, необходимо определить социально-психологический тип конфликта.
Выделяют следующие типы конфликтов :
• представляющие собой реакцию на препятствия при достижении основных целей трудовой деятельности (например, сложности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т. п.);
• возникающие как реакция на препятствия при достижении личных целей педагогических работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся «выгодными» или «невыгодными», недовольство предложенным графиком отпусков и т. п.);
• порожденные поведением педагога как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт по поводу нарушения трудовой дисциплины);
• сугубо личные конфликты между работниками и обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик: резкими различиями интересов, ценностных ориентаций, потребностей, уровня культуры в целом, симпатия-антипатия.
Типы конфликтной личности
Каждый человек в конфликтной ситуации ведет себя по-разному. Таким образом, можно выделить типы конфликтной личности и стили ее поведения.
Существуют следующие типы личности:
Демонстративный конфликтный тип – резко выражена демонстративная акцентуация, хочет быть постоянно в центре внимания, стремится хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к взрослым и детям определяется взаимной оценкой, очень зависим от оценки окружающих.
Неуправляемый тип – импульсивный, плохо контролируемый, с трудно предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно, игнорирует общепризнанные нормы поведения, страдает завышенной неадекватной самооценкой, требует подтверждения своей значимости, в конфликтах и своих неудачах виновными считает других (внешнее окружение). Плохо социализируемая, конфликтная личность, не умеет планировать свою деятельность, не извлекает уроков из ситуаций, плохо поддается воспитательным воздействиям.
Целенаправленный конфликтный тип – использует конфликт как средство достижения своих целей, выступает в нем активной стороной. Склонен к манипуляциям и играм, очень рационально ведет себя в конфликтной ситуации, просчитывает варианты по типу: «если я так, то…», знает слабые и сильные стороны соперника, в споре пытается доказать свою правоту, напорист в достижении чего-либо, подавляет более слабых.
В коллективе работают совершенно разные люди.
Упражнение «Все мы разные»
У каждого из нас свой характер, свои особенности, взгляды, интересы, ценности. И, тем не менее, нас объединяют единые педагогические задачи, эффективность и качество решения которых зависит во многом от того, насколько будет едина и дружна наша педагогическая команда, каким будет психологический климат в нашем образовательном учреждении.
- Какие, на ваш взгляд, существуют наиболее эффективные способы профилактики конфликтов в педагогическом коллективе?
* создание благоприятной атмосферы;
* хорошего эмоционально-психологического климата;
* повышение психологической культуры администрации и педагогов;
* овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении;
* не доводить ситуацию до конфликта, а предупреждать его возникновение.
- Назовите объективные обстоятельства, способствующие профилактике деструктивных конфликтов.
Это:
• Создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации;
• справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе;
• разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций;
• успокаивающая материальная среда, окружающая человека.
- Что способствует сплочению коллектива?
* совместные мероприятия;
* мобилизация сил членов коллектива на решение проблем;
* тренинги;
* упражнения на групповую сплоченность;
* упражнения, способствующие профилактике и разрешению конфликтов;
* ролевые и деловые игры, использование метода игрового моделирования проблемных ситуаций;
* уважительное отношение друг к другу и т. д.
С целью профилактики возникновения конфликтов в педагогическом коллективе необходимо проводить его изучение, т. е. осуществлять диагностику психологического климата, личностных качеств педагогов, определение «слабых» и «сильных» сторон и т. д.
Диагностический тест: «Конфликтный ли Вы человек»
(Раздать педагогам для самодиагностики)
Тест «Конфликтный ли вы человек?»
Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете.
1. Я обычно спокойно переношу самодовольных людей, даже когда они бахвалятся:
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить;
2. Я подозреваю людей, которые проявляют чрезмерное дружелюбие, в коварстве:
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить;
3. Если кто-либо на меня сердится, я:
а) постараюсь успокоиться; б) рассержусь сам; в) затрудняюсь ответить.
4. Я считаю, что нет совсем плохих людей. Нужно постараться каждого понять, и он ответит добром: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
5. Когда мною командуют, я нарочно поступаю наоборот:
а) именно так; б) так не бывает; в) затрудняюсь ответить.
6. Если руководство меня в чём-то упрекает, то, как правило, только за дело:
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
7. Иногда я выдаю шутку (даже глупость, чтобы людей удивить и посмотреть, как они будут реагировать: а) случается; б) никогда; в) затрудняюсь ответить.
8. Я тщательно продумываю, как повлиять на товарищей, чтобы они помогли достигнуть моей цели: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
9. Если моё удачное замечание осталось незамеченным, я:
а) не повторяю; б) повторяю его снова; в) затрудняюсь ответить.
10. Меня огорчает, если обо мне говорят дурно без всяких оснований:
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Обработка результатов.
Два балла присуждается за ответы «а» в вопросах 2, 5, 7, 8, 10 и ответы «б» в вопросах 1, 3, 4, 6, 9. 3а ответы «в» присуждается один балл. (посчитайте сумму баллов и послушайте результаты)
От 6 до 12 баллов – человек достаточно гибок, но меняет отношения с трудом, скорее в лучшую сторону. Открыт для компромиссов, но прежде, чем установить дружеские отношения, изучает партнёра.
От 13 до 19 баллов – осторожен, подозрителен. Всегда ожидает конфликта, умеет управлять окружающими, но плохо ориентируется в психологии.
От 20 баллов и выше – человеку очень трудно ладить с людьми, для него конфликт – это образ жизни.
Упражнение «Кто прав?»
Объект «А» говорит, что это цифра «6», а объект «Б» доказывает, что это цифра «9».
Кто прав? Каков выход из данной конфликтной ситуации?
(учитывать мнение другого человека и встать на его место).
Закончить наш семинар мне хотелось бы притчей
«О храме с тысячью зеркал».
Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.
Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.
Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.
Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди смотрели на мир светло и радостно, и всегда были готовы к общению и сотрудничеству.