Надежда Кузнецова
Семинар-практикум для педагогов по правовому воспитанию «Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК»
Автор-составитель:
воспитатель
Кузнецова Надежда Ильинична
пгт. Высокий
Цель:
- Изучение юридических документов, гарантирующих право ребенка на защиту от жестокого обращения;
- изучение и разъяснение идей Конвенции о правах ребенка;
План:
1. Юридические документы, гарантирующие право ребенка на защиту от жестокого обращения.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов по правовому воспитанию „Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
2. Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.
3. Деловая игра «Пойми меня».
4. Обучение педагогов оказанию помощи пострадавшим детям.
Игра - разминка «Аббревиатуры»
Ведущий (это может быть председатель Совета) предлагает всем участникам прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ: После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участникам предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию.
Данная игра помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.
1 задание (6-7 минут).
Каждый педагог вытаскивает из пачки билетов с вопросами один, на который отвечает письменно. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).
Вопросы следующего содержания:
• Напишите имена и отчества родителей детей, посещающих Вашу группу (сколько помните).
• Напишите структуру занятия по математике в подготовительной группе детского сада.
• Напишите имена и отчества всех педагогов, работающих в нашем детском саду.
• Напишите программное содержание физкультурного занятия в подготовительной группе детского сада.
• Напишите названия и авторов книг, которыми Вы пользовались в этом учебном году при подготовке к занятиям.
• Напишите расписание занятий группы, в которой Вы работаете.
• Перечислите художественные произведения и стихотворения об осени, которые Вы изучали с детьми своей группы в этом учебном году.
• Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского сада.
• Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.
• Напишите все учреждения науки и образования, с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.
• Напишите название эксперимента, который проходит в нашем ДОУ и его основные цели и задачи.
и т. п.
Изучение юридических документов, гарантирующих право ребенка на защиту от жестокого обращения
Рассмотрим, как осуществляется закрепление общепризнанных принципов и норм международного права в Конституции РФ, Семейным кодексом РФ, Законами РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка. Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, а затем выделить права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования. К ним относятся:
> ст. 19 - дает определение понятия "жестокое обращение" и определяет меры защиты;
> ст. 6 - обеспечение в максимально возможной степени здорового
развития ребенка;
> ст. 16 - защиту от произвольного или незаконного вмешательства
в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;
> ст. 24 - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;
> ст. 27 - признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного 'и социального развития;
> ст. 34 - защиту ребенка от сексуального совращения;
> ст. 37 - защиту ребенка от других форм жестокого обращения;
> ст. 39 -меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
> ст. 106-136 - за совершение физического и сексуального насилия, в
том числе и в отношении несовершеннолетних;
> ст. 150-157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Закон РФ «Об образовании» :
> ст. 5 - утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на "уважение их человеческого достоинства";
> ст. 56 - предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое "насилие над
личностью обучающегося или воспитанника" :
Семейный кодекс РФ:
> ст. 54 - право ребенка на уважение его человеческого достоинства;
> ст. 56 - право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;
> ст. 69 - меру "лишение родителей родительских прав", как меру за
щиты детей от жестокого обращения с ними в семье;
> ст. 77 - немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.
Закон РК «О защите прав детей» :
> ст. 14; «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены»,
Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку
Основные направления работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие :
1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по за
щите детей от жестокого обращения.
2. Профилактика жестокого обращения с детьми :
- Трансляция родителям положительного образа ребенка.
- Работа по коррекции детско-родительских отношений.
- Работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми
взрослыми.
1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают побои и телесные издевательства. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, реже -агрессивны.
Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может, предположить наличие насилия над ребенком. Подчеркиваем, что для этого: важен не какой-то один признак, а их сочетание.
Перечислим общие и конкретные признаки, которые должны привлечь внимание и насторожить педагога :
1. Ребенок плохо развивается : его психическое и физическое развитие не
соответствует возрасту.
2. Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет
или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет.
3. Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному, и наоборот. Такое поведение
часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
4. У ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатка во сне.
5. Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу,
вплоть до причинения себе телесных повреждений.
6. Он отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны на не
соответствующих местах.
7. Для него характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную
боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов.
8. Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу и т. д.) или матери.
9. Он проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
10. Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).
11. Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых;
уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
12. Он демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» по
ведение, рационален, интересуется вопросами секса.
13. Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах,
которые якобы произошли с другими детьми.
14. К выше перечисленным признакам могут также добавиться проблемы
со сном, боязнь темноты, энурез.
Каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.
Что делать, если, познакомившись с этими признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае обратите более пристальное внимание не только на него, но и на его родителей. Что важно определить, какие наиболее характерные особенности в их поведении должны подтвердить ваши худшие опасения? В беседе о ребенке они проявляют :
- настороженность или безразличие,
-чрезмерную озабоченность.
На жалобы по поводу поведения ребенка в детском саду они реагируют холодно, либо напротив, очень бурно и эмоционально. Также отметим, что такие родители часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что еще может предпринять педагог при подозрении в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, нужно постараться завоевать его доверие, наблюдать за поведением, обращая особое внимание на выделенные выше признаки. Для этого можно завести специальный дневник. Обратите внимание и на поведение родителей (опекунов, близких родственников) ребенка. Для этого можно побеседовать с ними, высказав свою озабоченность поведением их ребенка в детском саду. Побывайте у ребенка дома, посмотрите, в каких условиях он живет, постарайтесь установить социальные контакты семьи. Если у ребенка есть братья или сестры - постарайтесь также установить контакт и побеседовать с ними. При необходимости узнайте и свяжитесь с детским садом, который раньше посещал ребенок.
В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
- ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
- на некоторое время вы становитесь доверенным лицом для ребенка;
- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения
специалистов.
2. Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия (в том числе и сексуального?
Основой доверительных отношений являются проявления уважения, открытое общение между педагогом и детьми. Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, например, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. В этом случае педагогу необходимо иметь в виду следующее:
1) Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и :
поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имей
те в виду, что вы травмируете ребенка, проявляя сомнения в правдивости его
слов.
2) Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).
3) Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека, и
эмоционально к нему привязан.
4) Проявите понимание к возможным чувствам вины и стыда ребенка, но
не укрепляйте в нем этих чувств сами.
5) Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но отнеситесь с пониманием, если он попросит сохранить тайну.
6) Объясните, что существует возможность прекратить случаи насилия и
жестокости с помощью других людей и что это нужно сделать как в интересах
самого ребенка, так и того, о ком идет речь.
7) Может быть, допустимо и промежуточное решение, например:
«Давай вернемся к этому разговору через некоторое время, а пока он останется между нами».
8) Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что дальше ребенку в таком положении оставаться нельзя. В этом
случае его надо поставить в известность и предупредить, что вы хотите предпринять некоторые меры.
9) Имейте в виду, что Вы являетесь единственным взрослым, который
знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и если не в состоянии сами, то должны обратиться за помощью к другим, (медикам, психологам). Может так случиться, что ребенок расскажет о своей тайне не педагогу, а другим детям, тогда лучше всего занять следующую позицию:
а) реагировать как можно более нейтрально (не проявлять своих чувств, н
давать оценок случившемуся);
б) дать понять, что проблему ребенка поняли («Молодец, что ты рассказа
о таком событии, это очень важно»);
в) оградить ребенка от реакции других детей («Это сложная проблема и MI
постараемся ее решить вдвоем»);
г) уделить ему максимум внимания.
3. Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых?
Ребенок может стать жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого Тогда не только он сам, но и его родители нуждаются в помощи. Безусловно оказание такой помощи требует (особенно, если это сексуальное насилие специальной подготовки, медицинской экспертизы. Педагоги не могут и не должны брать на себя такую ответственность.
Если в трагедии, происшедшей с ребенком, родители не виноваты, то ОНИ сами пережили шок и находятся в растерянности. К тому же ситуация может быть очень деликатной и родители хотят сохранить все в секрете от соседей, родственников, других детей.
В случае, если ребенок стал жертвой насилия со стороны незнакомой взрослого, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагогу может потребоваться помощь и совет профессионалов и специальных служб и центров.
К кому обращаться за помощью
1. Психолог
2. Детский адвокат
3. Службы здравоохранения
4. Специальные службы защиты от насилия
5. Телефоны доверия
3. Обучение педагогов оказанию помощи пострадавшим детям
Вопросы для обсуждения:
вспомнить и рассказать друг другу о случаях жестокого или пренебрежительного обращения с детьми, с которыми кому-либо приходилось сталкиваться в своей практической работе;
какие признаки поведения ребенка или его родителей вас тогда насторожили;
-как вы себя вели, что чувствовали;
-что вы предприняли;
-что бы вы посоветовали: как нужно и как не нужно поступать в аналогичных случаях.
Предоставить в распоряжение каждого педагога. заранее подготовить специальные листы наблюдений за поведением детей.
Лист для наблюдений за поведением детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Показатели поведения Очень часто Часто Очень редко Редко
1. Стремится к контакту со мной
2. Ищет близости со мной
3. Постоянно нуждается в одобрении
4. Подражает моему поведению
5. Оказывает мне сопротивление
6. Мешает режиму дня
7. За ним необходим постоянный присмотр
8. Следует указаниям
9. Стремится к контактам с другими детьми
10. Агрессивен по отношению к другим детям
11. Дружелюбен по отношению к другим
12. Помогает другим
13. Проявляет черты лидерства
14. Делится с другими
15. Терпим к индивидуальным особенностям других детей
16. Чувствует себя в группе свободно
17. Берет на себя инициативу
18. Колеблется, прежде чем что-то потребовать сделать
19.
Быстро сдается
20. Доводит дело до конца (игру, задания)
21. Гордится своими результатами
22. Долго думает, прежде чем примет решение
23. Может быть некоторое время поглощен каким-либо делом (игрой, занятием)
24. Может очень короткое время концентрировать внимание
25. Много рассказывает о доме
26. Задает вопросы
27. Теоретически и разными способами использует материалы
28. Стремится к новым, более сложным делам (заданиям, ситуациям).
Признаки жестокого обращения с детьми
1. Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка :
> боязнь физического контакта со взрослыми;
> стремление скрыть причину травм;
> плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
> негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
> суицидальные попытки.
2. Сексуальное насилие (или развращение) можно заподозрить при
следующих особенностях состояния и поведения ребенка :
> ночные кошмары, страхи;
> несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
> стремление полностью закрыть свое тело;
> депрессия, низкая самооценка.
> 3. Психическое (эмоциональное) насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка :
> постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
> различные соматические заболевания;
> беспокойство, тревожность, нарушения сна;
> агрессивность;
> склонность к уединению, неумение общаться;
> плохая успеваемость;
> задержка физического и умственного развития ребенка;
> нервный тик, энурез.
4. Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка :
> задержка речевого и моторного развития;
> постоянный голод;
> кража пищи;
> требования ласки и внимания;
> низкая самооценка, низкая успеваемость;
> агрессивность и импульсивность;
> утомленный, сонный вид;
> санитарно-гигиеническая запущенность;
> отставание в физическом развитии;
> частая вялотекущая заболеваемость;
> антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.
Игра «ПОЙМИ МЕНЯ»
2 команды. Все игроки, кроме капитанов, надевают наушники. Ведущий называет капитанам по одному правовому термину (право, свобода, закон, ответственность,Конституция, Конвенция). Капитан просит игрока своей команды, стоящего первым, снять наушники. Описательно объясняет термин, не называя его, не используя не жестов, не рисунков. Игрок должен назвать термин, а затем просит следующего игрока снять наушники, «рассказывает» ему о термине другими словами, не повторяясь. На передачу задания от первого игрока до последнего дается 10 минут.
Если вся команда назвала термин правильно и уложилась в указанное время, каждому игроку присуждается по 1 баллу (затем баллы суммируются). Если команда уложилась в срок, но не все отгадали термин, присуждается столько баллов, сколько игроков ответили правильно. Если термин не отгадан, команда не получает ни одного балла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Права ребенка : Основные международные документы. — М. : Дом, 1992.
2. Конвенция о правах ребенка// Дидакт,декабрь 1993 — март 1994 — №2-3
3. Защита прав и достоинства маленького ребенка : координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работни ков дошкольных образовательных учреждений/ Отв. редактор Л. Е. Курнешова. — М. : Центр «Школьная книга», 2002.
4. Шабелъник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права : Кн. Для учащихся начальных классов. — М. : Вита-Пресс, 1995.
5. Шабелъник Е. С., Каширцева Е. Г. Права на всякий случай. — М. : Вита Пресс, 1995.
6. Права ребенка : Сборник документов и статей. — М. ,1992.
7. Права человека : Сборник универсальных и региональных
международных документов/ Сост. Л. Н. Шестаков. — М. ,1990.
8. Росс Кемпбелл. Как на самом деле любить детей. — М. ,1992.
9. Суслова Э. К., Ботнаръ В. Д. Игры-драматизации — основа знакомства с культурой других народов// Дошкольное воспитание, 1994. — № 3.
10. Усачев А, Всеобщая декларация права человека для детей и взрослых. — М., 1992.
11. Яковлев Ю. Ваши права, дети. — М., 1992.