Екатерина Зубанева
Профилактика жестокого обращения с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. Каждый ребенок имеет право на жизнь без насилия и жестокости. Родители – самые близкие для ребенка люди – в первую очередь ответственны за его безопасность и защиту. Однако все чаще основными методами воспитания становятся телесные наказания, крики, оскорбления, унижения и запугивания. Ребенок имеет право на жизнь без насилия!
Публикация «Профилактика жестокого обращения с детьми» размещена в разделах
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
В диагностической работе мы используем:
1. Психодиагностический опросник А. Е. Личко, для определения типа акцентуаций характера и наличия психопатических проявлений.
2. Цветовой тест М. Люшера, для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик. Дети рисуют свои эмоциональные состояния, делятся страхами, грустью, рассказывают о своем гневе. Адаптированная методика В. Г. Щур «Лесенка»
3. Рисуночные тесты «Дом-Дерево-Человек», «Кинематический рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Неоконченные предложения» для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «эго» состояний жертвы насилия. Выявление уровня тревожности, определение акцентуации характера и самооценки, выявление агрессивности, с целью определения контингента обучающихся, склонных к суициду.
В коррекционно-профилактической работе мы используем: различные виды арт-терапии, так как метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение. Огромное преимущество, арт-терапии заключается в свободе проявлений, высказываний и действий, которые люди чаще всего не позволяют себе в жизни. Релаксационные упражнения, направленные на снижение уровня агрессии, на устранение внутренней тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, внутренних зажимов, снижение эмоционального возбуждения. Трудность при обследовании заключается в том, что ребенку тяжело выразить словами все то, что с ним произошло. Он точнее и легче выразит это своим поведением, действиями в игре. Поэтому, игровая терапия, способствует установлению эмоционального контакта, регулированию детско-родительских отношений. Чтобы понять детей, нужно найти подход к ним, взрослые должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать детей как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре.
Например: Игра с куклами. Дети, которые не испытали сексуального насилия, воспроизводят в игре свою повседневную жизнь. Дети, пережившие сексуальное насилие, часто ведут себя следующим образом : они раздевают кукол, разглядывают их между ног, делают сексуальные замечания, кладут их вместе в кровать, проигрывают сексуальные роли. Обе группы детей играют так, как это происходило и происходит с ними на самом деле. В игре мы часто используем сказочные сюжеты. Сказки, сочиненные истории всегда были эффективным способом общения с детьми. Сказки, передаваемые «из уст в уста», поднимают важные для детского мировосприятия проблемы. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Педагоги говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменяет своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит. Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски собственной жизни, они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Человек, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха. Взрослому, рассказывающему сказку или историю (истории тоже должны содержать элемент волшебства и фантазии, важно наделить героя или героиню характерными чертами самого ребенка, который сталкивается с теми же проблемами. В них главными героями могут быть принцы и принцессы, короли и королевы, а также и знакомые детям животные: волчишко, мишутка и т. д. По действующим лицам и сюжету сказки можно разделить на несколько групп: сказки о животных; сказки о взаимоотношениях людей и животных; сказки бытовые; сказки-притчи; сказки-страшилки, истории о нечисти; заветные сказки; волшебные сказки и др. Также на наших занятиях мы используем такие методы и технологии как аппликация, конструирование, изготовление коллажей, прослушивание музыки, аудио сказки, просматривание мультфильмов, беседы, которые направлены на развитие восприятия, активизацию творческих процессов и самовыражения, развитие системы саморегуляции, коммуникативных навыков.
Для родителей разработана программа, родительская школа. В которой мы привлекаем родителей к активному участию в учебно - воспитательном процессе, оказываем им помощь по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтных ситуаций. Проводим опрос и анкетирование родителей и детей с целью выявления случаев жестокого обращения, исследования проявления жестокости детско-родительских отношений: опросник для ребёнка и родителей Н. Ю. Синягина, опросник А. Е. Личко, Басса-Дарки. Таким образом, через игры, упражнения, помогаем детям пережить прощение обид, принять себя и свои недостатки, осознать свои взаимоотношения с окружающими людьми, знакомим с действиями в сложных жизненных ситуациях, способствуем формированию у детей умения любить окружающих, распознавать их эмоциональное состояние. Знакомим с видами насилия в семье, учим способам противостояния стрессам и другим психологическим нагрузкам, повышаем уверенность в себе. Снимаем психоэмоциональное напряжение, внутренние зажимы. Развиваем самоуважение у детей.
Сказка «Чудо-кактус».
Цель: гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция.
Техника, направленная на проработку психологических проблем у агрессивных детей. За счет работы с пластилином, сложного для ребенка процесса разминания блоков происходит переход внутреннего напряжения в материал. Получившийся кактус является контейнером эмоций ребенка. Колючки служат символом агрессивных реакций ребенка на окружающий мир, а момент прикрепления к этим колючкам цветов может нести в себе коррекционное действие.
Материалы: пластилин, зубочистки, шаблоны цветов.
Инструкция: На золотых песчаных просторах жил сердитый кактус. Он был таким мрачным и колючим, что вокруг него образовалась огромная невидимая преграда. И всякий, кто приближался к нему ближе, чем его колючки, каждый раз «ойкал» от неприятных уколов. Поэтому все в округе называли кактус «Дерущаяся злюка». Из всех углов только и слышалось «Ты не ходи этой дорогой, так «Дерущаяся злюка!» или «Дерущаяся злюка опять подрался!», «Дерущуюся злюку чаще нужно наказывать, вот тогда он перестанет вредничать». Но надо сказать, что после таких слов колючки у кактуса росли еще больше и становились намного острее, чем были. И в этот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце очень жарким, вдруг пошел дождь. Его капли были такими большими и свежими, что все обитатели песчаных просторов стали бегать под дождем, прыгать через лужи и громко смеяться. Спустя какое-то время дождь закончился. Выглянуло солнышко и стало щекотать своими лучами обитателей песчаных просторов…И тут один из участников такого веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые цветы. Тогда он подошел к Дерущейся злюке, стал смеяться и петь песни. Цветов на кактусе становилось все больше, а колючки становились все меньше. Увидев это, все жители стали петь песни и смеяться, встав как можно ближе к Дерущейся злюке. О чудо! Колючки исчезли совсем. Теперь на кактусе было много красивых ароматных цветов, а Дерущегося злюку все и стали называть Чудо-Кактус!
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, про кого эта сказка?
- Как вы думаете, о чем эта сказка?
- Кто помог главному герою?