татьяна сивиринова
Выявление жестокого обращения с детьми (консультация для педагогов)
▼ Скачать + Заказать документы
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Выделяют четыре основные формы жестокого обращения с детьми :
• Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
• Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Публикация «Выявление жестокого обращения с детьми (консультация для педагогов)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Темочки
• Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
• Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
По юридическому определению, ребенок, подвергающийся физической жестокости, - это ребенок, не достигший 18-летнего возраста, родители которого или другие лица, их заменяющие, либо ответственные за их воспитание,
Наносят или позволяют нанести ребенку физические повреждения (за исключением повреждений случайного характера, которые приводят к смерти, или серьезному, или длительному нарушению целостности кожных покровов, или их припуханию, или длительному нарушению физического здоровья ребенка, или длительной потере или нарушению функций какого-либо органа, или нарушению психического здоровья и отставанию в развитии;
Создают или позволяют создавать риск нанесения ребенку физических повреждений, приводящих к нарушению физического, психического здоровья или отставанию в развитии.
Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.
Внешний вид ребенка и характер травм:
Множественные повреждения : Синяки и ссадины неизвестного происхождения; возможно, различной давности (свежие или заживающие, или располагающиеся группами, или образующие необычный рисунок, или на нескольких участках тела.
- Ожоги неизвестного происхождения; могут быть в виде следа от сигареты, веревки, утюга, или, вследствие погружения в горячую жидкость, в виде перчатки, или носка.
- Разрывы и порезы неизвестного происхождения во рту, на губах, руках, ногах или туловище.
- Повреждение костей, припухлость и болезненность суставов, множественные и спиральные переломы неизвестного происхождения.
- Выбитые или расшатанные зубы.
- Следы человеческих укусов.
- Участки облысения.
- Порезы неизвестного происхождения.
Появление повреждений чаще всего бывает после пропуска посещения детского сада, выходных, праздничных дней.
Задержка физического развития (отставание в весе и росте).
Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Психическое состояние и поведение ребенка:
Возраст 1,5 – 3 года
Боязнь взрослых;
Редкие проявления радости, плаксивость;
Реакция испуга на плач других детей;
Крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
Возраст 3 года – 7 лет
Примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
Пассивная реакция на боль;
Болезненное отношение к замечаниям, критике;
Заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
Псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
Негативизм, агрессивность, замкнутость;
Жестокое отношение к животным; лживость; воровство; склонность к поджогам;
Плохо развиты навыки общения;
Трудности в обучении: плохо усваивает программу, не способен сосредоточиться, отстает в речевом развитии;
Дает своим повреждениям невероятные объяснения; прикрывает тело одеждой, даже когда в ней нет необходимости;
Жалуется на болезненность при передвижении или неловко передвигается;
Боится идти домой.
Поведение родителей или попечителей:
Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;
Несвоевременное обращение за медицинской помощью;
Инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
Обвинение в травмах самого ребенка;
Неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
Рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявления патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и т. д.).
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности ребенка.
К этой форме насилия относятся:
Открытое неприятие или постоянная критика ребенка;
Оскорбление и унижение его достоинства;
Угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
Предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям ребенка;
Ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
Однократное, грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия.
Психическое состояние и физическое развитие ребенка:
Задержка физического и умственного развития;
Нервный тик;
Энурез;
Печальный вид;
Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, различные кожные заболевания, аллергическая патология).
Поведение ребенка:
Беспокойство или тревожность;
Нарушение сна;
Длительно сохраняющееся подавленное состояние;
Агрессивность;
Склонность к уединению;
Чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
Угрозы или попытки самоубийства;
Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
Плохая успеваемость;
Низкая самооценка;
Нарушение аппетита.
Поведение взрослых:
Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
Постоянное, чрезмерно критичное отношение к нему;
Негативная характеристика ребенка;
Отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;
Перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребё нка относятся:
Отсутствие адекватного его возрасту и потребностям питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения со стороны взрослого;
Отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
Нанесение ему телесных повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков.
Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным: вследствие болезни, бедности, неопытности, невежества родителей или стихийных бедствий и социальных потрясений.
Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном обеспечении.
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
Утомленный, сонный вид, опухшие веки;
Санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);
Задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
Мастурбация;
Частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;
Многократная госпитализация в отделение неотложной скорой помощи;
Повторные случайные травмы или отравления;
Постоянный голод и (или) жажда;
Кража пищи;
Стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
Требование ласки и внимания;
Подавленное настроение, апатия;
Агрессивность и импульсивность;
Деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
Неумение общаться с людьми, дружить;
Неразборчивое дружелюбие;
Регрессивное поведение;
Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
Низкая самооценка.
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19, а также устанавливает:
• обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6)
• защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16)
• обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24)
• признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27)
• защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст. 34)
• защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст. 37)
• меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
• за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136)
• за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
• право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54)
• право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст. 56)
• лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69)
• немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77)
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст. 56)