Юлия Пендюр
Семинар-практикум для педагогов «Безопасность на железнодорожном транспорте»
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность на железнодорожном транспорте
Цель: Повышения уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по безопасности на железнодорожном транспорте, через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности.
Ход семинара – практикума.
1. Теоретическая часть:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Безопасность на железнодорожном транспорте“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
Нет на свете прекрасней картины, чем видеть ребенка, уверенно идущего по дороге жизни, после того, как вы показали ему ее. (Конфуций)
Проблема безопасности на железной дороге признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.
Знание и соблюдение правил безопасности только тогда становятся естественными в поведении человека на железной дороге, когда они привиты с детства, которые нужно четко знать и выполнять. Поэтому цель такой работы научить дошкольников оберегать и защищать себя, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Актуальность формирования культуры безопасного поведения на железной дороге у детей обусловлена тем, что дети-дошкольники не могут реально оценить степень угрозы возникающей опасности и тем более своевременно предотвратить причины ее возникновения. Поэтому задача взрослых — подготовить ребенка к встрече с различными жизненными обстоятельствами, обучению адекватным, осознанным действиям в разных ситуациях.
Основным из наиболее перспективных методов усвоения правил безопасного поведения на железной дороге является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования. Так что же такое модель и моделирование? Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей, основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы, способствует запоминанию полученной информации, является обобщённым отражением знаний.
Под моделированием ситуации понимается процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели, с целью понять различные стратегии поведения в ней. Данный метод является связующим между содержанием знаний о правилах безопасности на железной дороге и организацией деятельности по их применению. Это важно для накопления опыта безопасного поведения н железной дороге.
Важно учитывать специальные условия для эффективного использования метода моделирования ситуации:
• отбор доступного детям содержания информации для усвоения знаний, умений и навыков безопасного поведения на железной дороге;
• применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка;
• осознание педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении, и ее осуществление при изменении характера взаимодействия с ребенком;
• организация развивающей среды, способствующей интеграции различных видов детской деятельности.
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности.
Основой непосредственно организованной деятельности с детьми является метод моделирования опасных и безопасных ситуаций на железной дороге, построенный на игровых сюжетах и игровых проблемных ситуациях.
Так же можно моделирование ситуаций на макетах. (например, разыгрываются ситуации «Правила безопасности на железной дороге».
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. Ребенку нужно помочь овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой через поисково-познавательную деятельность. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» В ходе опытнической деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности на железной дороге. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Тем самым у детей обобщаются и закрепляются знания о различных экстремальных ситуациях и правилах поведения при их возникновении. Огромное место в исследовательской деятельности имеет иллюстрированный материал по обеспечению основам безопасности жизнедеятельности. Это всевозможные соображалки, викторины где детям предоставляются на внимание, размышление различные ситуации. С помощью них у ребенка воспроизведение той или иной ситуации в действительности и поиска выхода из нее. Детям предоставляется возможность выбрать вариант и порассуждать вслух. В результате дети учатся мыслить, анализировать ситуации, а самое главное формируются правила безопасности, которые ребенок запомнит и будет их применять в жизни. Моделирование, проигрывание ситуаций, а также элементы поисково-исследовательской деятельности делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения на железной дороге. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации, позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.
2. Практическая часть:
Викторина по командам: «Безопасность на железной дороги»
Команда «Паровозики»
Вопрос № 1
Для чего нужна железная дорога?
Чтобы было где поиграть в прятки и покататься на роликах.
Чтобы граждане лазили по вагонам.
Чтобы перевозить пассажиров и грузы.
Команда «Вагончики»
Вопрос № 2
Где пассажиру нельзя дожидаться прибытия своего поезда?
В привокзальном кафе.
В зале ожидания.
На перроне.
На крыше стоящего поезда.
Команда «Паровозики»
Вопрос № 3
Потерявшись на вокзале к кому вы обратитесь за помощью?
Ни к кому не буду обращаться, помощь сама придёт.
К работнику вокзала или полицейскому.
К незнакомому человеку.
Команда «Вагончики»
Вопрос № 4
На какое минимальное расстояние от крайнего рельса стоит отойти при приближении поезда?
5 метров
2 метра
10 метров
Команда «Паровозики»
Вопрос № 5
Почему нельзя наступать на рельсы?
Можно поскользнуться, упасть и получить травму.
Это всё выдумки, на рельсы можно наступать.
Может ударить электрическим током.
Команда «Вагончики»
Вопрос № 6
Какое напряжение в проводах контактной сети на железной дороге?
10 тысяч вольт.
27 тысяч вольт.
220 вольт.
500 вольт.
Команда «Паровозики»
Вопрос № 7
Почему нельзя приближаться к железной дороге в наушниках?
Это не правда, в наушниках можно подходить к железной дороге.
Можно запутаться в проводах наушников и упасть.
Можно не услышать приближение поезда.
Команда «Вагончики»
Вопрос № 8
Когда можно перелазить через автосцепные устройства между вагонами поезда?
Когда очень торопишься.
Когда видишь что так делают другие.
Когда позовут друзья.
Никогда нельзя перелазить.
Команда «Паровозики»
Вопрос № 9
Чего нельзя делать на вокзале в ожидании поезда?
Спокойно стоять.
Читать газету или книгу.
Изучать информацию на стендах.
Играть в подвижные игры.
Играть в планшет или телефон.
Команда «Вагончики»
Вопрос № 10
Обязательно ли перед посадкой в поезд приобретать билет?
Нет, не обязательно.
Да, обязательно.
Команда «Паровозики»
Вопрос № 11
Что можно делать следуя в электропоезде?
Рисовать в заранее прихваченном альбоме.
Рисовать на сидении электропоезда.
Бегать.
Громко слушать музыку.
Команда «Вагончики»
Вопрос № 12
Для чего нужны окна в вагоне поезда?
Для того, чтобы выбрасывать мусор.
Для проветривания вагона.
Для того, чтобы высовывать голову и руки, когда жарко.
Команда «Паровозики»
Вопрос № 13
Где можно купить билет на поезд?
В супермаркете.
В трамвае.
В билетной кассе.
Команда «Вагончики»
Вопрос № 14
Переходя железнодорожные пути по пешеходному настилу, вы увидели, что приближается поезд, который может перегородить вам дорогу. Ваши действия.
Посмотрите на окружающих и сделаете так как они.
Поторопитесь перебежать через пути.
Замедлите ход, отойдёте на безопасное расстояние, подождёте, когда поезд пройдет и только потом станете переходить.
Команда «Паровозики»
Вопрос № 15
Вы приехали на маленький остановочный пункт, где нет пешеходного настила, виадука и подземного перехода. Вам нужно пересечь железнодорожные пути. Как вы будете это делать?
Пройти по насыпи вдоль железнодорожных путей до удобного на мой взгдяд места и там пересеку железную дорогу.
Пересеку железнодорожные пути под прямым углом и отправлюсь дальше.
Выкопаю подземный переход.
Команда «Вагончики»
Вопрос № 16
Вы видите, что незнакомый человек, переходя железную дорогу, рискует жизнью, вы:
Промолчите, делая вид, что не обратили внимание.
Составите ему компанию, ведь "риск - благородное дело». Сделаете замечание.
Команда «Паровозики»
Вопрос № 17
На вокзале вы заметили плачущего ребенка рядом, с которым нет взрослых, вы:
Угостите малыша конфетой.
Дадите поиграть своим телефоном.
Обратитесь за помощью к работникам вокзала или полицейским.
Встанете рядом с ребёнком чтобы ему не было одиноко.
Команда «Вагончики»
Вопрос № 18
Проходя по виадуку, вы заметили, что за провода контактной сети зацепился посторонний предмет. Что вы будете делать?
Попытаюсь снять этот предмет самостоятельно.
Попытаюсь снять этот предмет, обкидывая его камнями.
Сообщу об этом железнодорожникам или полицейским.
3. Игра – инсценировка по ролям «Котенок и паровоз».
Автор. Паровоз по рельсам мчится
На пути котенок спит
Паровоз остановился
И котенку говорит:
Паровоз: ты котенок убирайся,
Очищай машине путь».
Автор: а котенок рассердился
Поцарапал паровоз.
Паровоз лежит в больнице
Ему делают укол
А котенок спит на крыше
С перевязанным хвостом.
Сидит кошка на окошке,
Зашивает коту хвост
А сама его ругает
Чтоб не лез под паровоз:
Кошка: ты котенок, ты котенок
Не ложись под паровоз!
Повезут тебя в больницу
И положат под наркоз!
4. Моделирование из бумаги из бросового материала «Поезд» по командам. Поиско-исследовательская работа с модулированной ситуации и самостоятельному поиску, выхода из сложно ситуации по командам.