Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов «Логические игры — блоки Дьенеша»

Екатерина Кормилицина
Семинар-практикум для педагогов «Логические игры — блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для педагогов

«Логические игрыблоки Дьенеша»

«Ум человеческий отмечается

такой ненасытной восприимчивостью к познанию,

что представляет собой как бы бездну…»

Я. А. Коменский.

Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образователь-ного процесса для детей дошкольного возраста является формирование универсальных предпосылок учебной деятельности.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Логические игры — блоки Дьенеша“» размещена в разделах

И, действительно, в современном обществе учебная деятельность стала «второй профессией» любого человека.

Она выполняется им на протяжении всей жизни и во многом определяет продвижение в основном избранном деле. На первый план выходят и оце-ниваются не столько сами знания, сколько средства, инструменты самосто-ятельного приобретения знаний, независимо от того, к какой предметной области они принадлежат (познавательной, речевой, художественно – эсте-тической или др.).

Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными каче-ствами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребёнок продви-гался вперёд своим темпом.

У каждого ребёнка существует круг дел, с которыми он справляется сам, за пределами этого круга - дела, которые доступны для него только при участии взрослого или недоступны вообще.

Л. С. Выготский показал, что по мере развития ребёнка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счёт тех дел, ко-торые он раньше выполнял вместе со взрослыми. Другими словами, зав-тра он будет делать сам то, что сегодня делал вместе с воспитателем, роди-телями.

По мнению Л. С. Выготского это есть «зона ближайшего развития» ре-бёнка.

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспита-ния для педагогов остаётся : Как вызвать устойчивый познавательный ин-терес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?

Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство ак-тивизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлечен-но работать.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сде-лать обучение занимательным.

Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожидан-ность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занима-тельном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догады-ваться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если де-ти в ходе его:

• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

• Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);

Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций и осуществляется в практической деятельности и неразрывно связана с ней. Любой вид деятельности, любой труд включает решение мыслитель-ных задач. Практика является источником мышления. Всё, чтобы ни по-знал человек посредством мышления (предметы, явления, их свойства, закономерные связи между ними, проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно ли он познал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет.

Однако практика показывает, что усвоение знаний на различных этапах обучения вызывает существенные затруднения у многих детей.

Обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на раз-витие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.

Интеллектуальный труд очень не легок, и, учитывая возрастные возмож-ности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить,что основ-ной метод развития – проблемно - поисковый, а главная форма организа-ции – игра.

В своей работе с детьми я использую современные педагогические техно-логии и методики организации образовательного процесса.

Одной из универсальных современных педагогических технологий явля-ется использование блоков Дьенеша.

Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель ав-торской методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш.

Дидактический материал основан на методе замещения предмета символа-ми и знаками (методе моделирования).

Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку, кубики, которую поместил в небольшую коробку.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.

Итак, логические блоки Дьенеша предназначены для детей от 2 до 8 лет. Как видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий от простого к сложному.

Основная цель использования дидактического материала научить до-школьников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Основное умение, необходимое для решения логических задач - это уме-ние выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Формы организации работы с логическими блоками.

1. НОД (комплексные, интегрированные, обеспечивающие нагляд-ность, системность и доступность, смену деятельности.

Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления геометри-ческих фигур, цвета, величины. Это замечательный дидактический мате-риал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т. д. Например, используя об-ручи, мы сажаем огород, собираем грибы и ягоды.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактиче-ские игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые иг-ры).

Для дидактических игр – это «Чудесный мешочек», «Найди клад», «Бу-сы», «Хоровод», «Найди пару», необходимы только логические блоки Дьенеша. Настольно – печатные игры можно взять из брошюры, а можно придумать самим. В подвижных играх можно использовать кодовые кар-точки – это ключи к гаражам, место в автобусе, ориентиры домиков и т. д. В сюжетно – ролевых играх «деньги» в игре «Магазин», письма и от-крытки в игре «Почта» и т. д.

Особенности структуры игр и упражнений позволяет по – разному варь-ировать возможность их использования на различных этапах обучения. Дидактические игры распределены по возрасту детей. Но каждую игру, возможно, использовать в любой возрастной группе (усложняя или упро-щая задания, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Речь детей

Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рас-суждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои выска-зывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охот-но вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный за-пас, пробуждается живой интерес к обучению.

По итогам диагностики уровень развития детей повысился благодаря ис-пользованию в работе с детьми блоков Дьенеша.

Взаимодействие с родителями

Начав работу с детьми по этой методике, мы познакомили своих родите-лей с этой занимательной игрой на практических семинарах. Отзывы у ро-дителей были самые положительные. Они считают эту логическую игру полезной и увлекательной, независимо от возраста детей. Родителям мы предложили использовать плоскостной логический материал. Изготовить его можно из цветного картона. Показали как легко, просто и интересно с ними играть.

Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпы-ваются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Главное, чтобы игры проводи-лись в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложно-му». Уяснение педагогом значимости включения данных игр в образова-тельную деятельность, поможет ему более рационально использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельно создавать ав-торские оригинальные дидактические игры. И тогда игра для его воспи-танников станет «школой мышления» - школой естественной, радостной и сосем не трудной

ПРЕИМУЩЕСТВА

Помимо гибкости и универсальности при проведении игровой и учебной деятельности, главные преимущества в том, что продукт долговечен (не имеет срока годности, разработан из экологически чистого материала (даже если ребёнок случайно откусит и проглотит кусочек, то ничего страшного не произойдёт, углы всех блоков сглажены (во избежание травм). Лёгкие объёмные блоки удобно умещаются в ладошке ребёнка, что важно при работе на занятиях (фигурки из бумаги рвутся, мнутся и их не-удобно держать в руках).

КАК РАБОТАТЬ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

Итак, откроем коробку.

По большому делу основной недостаток этого методического пособия только один: скупая информация по методике работы с блоками, нет пол-ного перечня игр (т. к. эти игры можно создавать буквально «с ходу»). За-глянув в коробку, мы увидим инструкцию в виде памятки, в которой есть описание игр для работы с детьми. В принципе их вполне хватит для раз-вития дошкольника, но.

Оказывается, в памятке мы найдём лишь малую долю игр, которые можно проводить при помощи блоков на занятиях в детском саду и дома. Вы представить себе не можете то, насколько мощный и действительно уни-версальный игровой и методический материал «подарил» нам всем Дье-неш!

1. Рассмотрите блоки. Потрогайте. Сравните блоки по цвету, форме, толщине, размеру.

2. Покажите квадрат. Показали квадраты разные по цвету, толщине и размеру. Но все выделили такой признак, как квадрат.

Покажите желтый круг. – Два признака.

Покажите синий большой треугольник – Три признака.

Покажите желтый маленький тонкий прямоугольник. – Четыре признака.

3. Познакомимся с кодовыми карточками.

(Демонстрационный)

Цвет – изображается пятном

Форма – контурами фигур

Толщина – условным обозначением человеческой фигуры

Величина – силуэтами домиков

Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. Цветом - красные, желтые, синие;

3. Размером - большие и маленькие;

4. Толщиной - толстые и тонкие.

И что?

Будем доставать фигуру из коробки и говорить: «Это большой красный треугольник, это маленький синий круг».

Просто и скучно? Да, согласна. Именно поэтому, было предложено огромное количество игр и занятий с блоками Дьенеша.

Неслучайно же, многие детские сады России занимаются с детьми по дан-ной методике. Я хочу показать, как это интересно.

Моя цель – заинтересовать Вас, а коль она будет достигнута, то я уверена, коробка с блоками пылиться на полках у вас не будет!

Я хочу поделиться опытом, как можно использовать эту замечательную игру в совместной деятельности с детьми и самостоятельной игре.

С чего же начать?

Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.

Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу предложить этапы работы. С чего начала я.

Предупреждаю, что строгое следование одного этапа за другим необяза-тельно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с бло-ками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или ис-ключать некоторые этапы.

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, я на первом этапе дала детям возможность познакомиться с блоками : самосто-ятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмот-рению. Воспитатели могут наблюдать за таким знакомством. А дети могут построить башенки, домики и т. д. В процессе манипуляций с блоками де-ти установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Отмечу, что на каждого ребенка дается комплект блоков (каждому своя коробка).

В комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры. Каждая из фи-гур характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

На этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т. е. без заданий, поучений со стороны воспитателя.

2 этап «Обследование»

На этом этапе дети проводили обследование блоков. При помощи воспри-ятия они познавали внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети подолгу, не отвлекаясь, упражнялись в преобра-зовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т. д.

В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное зна-чение для формирования операций сравнения, обобщения.

3 этап «Игровой»

А когда знакомство и обследование произошло, предложила детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого –то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т. д. Отмечу, что комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.

(показ брошюры из комплекта к блокам)

4 Этап «Сравнение»

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организован-ный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем по-хожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»

Например, перед детьми выкладывали блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Спрашивали: «Чем похожи эти фигу-ры?» Дети отвечали: «Это круг, и это круг, и это круг».

- «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный».

- «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечали: «Этот маленький, а этот большой».

«Правильно, и по величине они разные».

Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине. Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их обоб-щающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

5 этап «Поисковый»

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учились находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем че-тырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и пока-зать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находили только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляли поиск фигуры по одному заданному свойству, например, по форме.

Далее предлагалось найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагиро-ваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы, синего цвета. Дети находили четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).

После этого предлагалось найти блок по трем заданным свойствам, например - синий большой квадрат. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер).

И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем за-данным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирова-ние. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше за-данных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фи-гур можно найти, и наоборот.

6 этап «Знакомство с символами»

На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками.

Загадки без слов (кодирование). Объяснила детям, что угадать блоки нам помогут карточки.

Показывали 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета (предлагалась игра).

Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры (предлагалась игра).

Предложили рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фигуры.

И карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры.

Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изобра-жены схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим ав-тором дидактического материала.

Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок.

Пользуясь кодовыми карточками, ребята называли «имя» каждого блока, т. е. перечисляли его признаки.

Кодовые карточки имеются раздаточные – на каждого ребенка, демон-страционные – для показа.

(Показ карточек на альбоме с кольцами)

7 этап «Соревновательный»

Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удоволь-ствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и рисовали свою схему. Напомню, что в играх необхо-димо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рас-сели жильцов», «Этажи» и т. д. В игру с блоками включился соревнова-тельный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и пра-вильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

Подобные игры позволяют моделировать такое понятие, как кодирование и декодирование информации, важное не только в математике, но и в ин-форматике.

8 этап «Отрицание»

На следующем этапе игры с блоками значительно усложнились за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выра-жается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т. д.

Показ - карточек

Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Можно ввести в схему один знак отрезания – по од-ному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вво-дить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямо-угольник», «не красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые эта-пы.

Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы «Знакомство», «Обследование» можно объединить.

Из кодовых карточек можно составит кодовую схему.

А теперь игра «Украсим елку»

Дидактический материал – «Елочка» и кодовые карточки.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В пользу внедрения блоков говорит и тот факт, что всё больше и больше детских садов начинают использовать это пособие на занятиях в своих учреждениях. Буквально в каждом городе появляются специалисты, кото-рые уже получают на практике результаты работы. Не исключением яв-ляется и наш город.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Есть мнение, что раннее изучение объёмных геометрических фигур приве-дут в будущем к путанице при изучении геометрии. Безусловно, если ре-бёнку при изучении материала говорить вместо «ФИГУРА В ФОРМЕ КРУГА» слово «КРУГ», то вероятно в будущем ребёнок станет путать круг с цилиндром, треугольник - с призмой, прямоугольник с параллеле-пипедом и т. д. Однако отметим, что на практике круг, окружность и шар в школьном возрасте путают те, кто как раз то и не был знаком с блоками Дьенеша.

Т. е. попросту говоря нет смысла этого опасаться.

Но основываясь на философии «не навреди», этот момент можно обходить совершенно простым, безобидным и понятным для ребёнка способом, так как это применяется в отечественной и зарубежной педагогике : называть пособие с основой круга «ФИГУРА В ФОРМЕ КРУГА» или «ОБЪЁМНАЯ ФИГУРА В ФОРМЕ КРУГА».

Но, как правило, данное мнение о наличии проблемы бытует в кругах тех, кто не сталкивался в педагогической практике с этим методическим мате-риалом. На практике дело стоит совершенно иначе: дети раньше своих сверстников осваивают работу с геометрическими формами и лучше по-нимают объемные фигуры, причём происходит всё это спонтанно в игро-вой форме.

В программе 2100 в средней группе детского сада (к концу года) понятие «цилиндр» уже изучается. Поэтому если вы ввели блоки Дьенеша, то вполне можно заменять «ФИГУРА В ФОРМЕ КРУГА» на «ЦИЛИНДР» (по сути это тождественные понятия, не нарушающие принципов геомет-рии, т. к. и в обоих случаях основой объемной фигуры является круг) и за-креплять знания дальше.

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша»Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша» «Развивающие блоки Дьенеша»Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных.

Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша»Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша» В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах.

Родительское собрание «ФЭМП. Логические блоки Дьенеша» во второй младшей группеРодительское собрание «ФЭМП. Логические блоки Дьенеша» во второй младшей группе Цель: познакомить родителей с "Логическими блоками Дьенеша", использованием их, как игрового материала в работе с детьми дошкольного и.

Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организацийСеминар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций Цель. Информирование педагогов с эффективными методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса. Задачи. •.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Логические игры — блоки Дьенеша»
Опубликовано: 22 февраля 2024 в 14:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Логические игры — блоки Дьенеша»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Кормилицина (УИ 662250) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД