Зоя Сергеевна
Семинар-практикум «Использование речевых игр и зрительной символики в работе с детьми с проблемами речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование речевых игр и зрительной символики в работе с детьми с проблемами речевого развития»
Цель: Формировать мотивацию у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по коррекции фонематического недоразвития и речевых дефектов через использование игр, игровых упражнений и зрительных символов.
Задачи:
• отметить роль развития фонематического восприятия в коррекции звукопроизношения;
Публикация «Семинар-практикум „Использование речевых игр и зрительной символики в работе с детьми с проблемами речевого развития“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Семинар, практикум
- Темочки
• познакомить с речевыми играми с использованием зрительной символики их целями и ходом проведения.
I. «Развитие фонематического восприятия и формирование правильного звукопроизношения – основные направления работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития».
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, которая состоит перед педагогами дошкольного учреждения.
Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи.
Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, чёткой и внятной.
В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.
Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с определенным символом («З» - песенка комара, «Р» - работа мотора самолёта, «Ш» - из лопнувшего шара выходит воздух).
Такие вспомогательные средства помогают эффективно готовить детей с проблемами речевого развития к усвоению письма и чтения.
Полезны детям игры, разработанные с символами, в которых автоматизируются и дифференцируются звуки. Кроме этого, зрительные символы развивают память, внимание, воображение.
II. «Практическая часть: Знакомство воспитателей с речевыми играми с символами».
«Найди место для своей картинки».
Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинку, где изображен комар. Педагог говорит: «Как комар звенит? Слышно: з-з-з… Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен насос, и напоминает, как шар сдувается: с-с-с. Эту картинку я составлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать, и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет, звук З и С. Если услышите звук С, то её надо положить справа. Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочерёдно детей, которые называют показываемые картинки.
Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию.
«Будь внимательным»
Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук С, вы должны поднять символ звука С». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук С встречается в начале, середине и конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком С. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную работу можно повторить с другими звуками).
«Звенит-жужжит»
Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. Вернувшись, водящий подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит звук З, то он говорит: «Звенит», и показывает символ, если слышит звук Ж, то говорит: «Жужжит» и показывает символ. Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.
«Слова перевёртыши»
Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово и выкладывают его с помощью символов, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол, мод (дом, зако (коза, сако (коса) и другие. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.
Можно предложить детям и другие варианты: загадать одному, а разгадывать всей группе, кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.
«Добавляй звук»
«Я буду называть слова, но в каждом слове не договорю один последний звук, А ты мне подскажешь, какой звук я не произнесла при помощи символов : Витя славный мальчи…» - «К», - показывает ребенок. «В лесу из веток построили шала…» - «Ш».
«Белочка спрятала орешки в дупл…» - «О».
Если ребенок повторяет слово целиком, то надо ему объяснить, что добавлять следует лишь один последний звук. Этот звук должен звучать отчётливо.
Итог.