Мария Шацкая
Семинар-практикум для педагогов: «Использование игр В. В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему:
«Использование игр В. В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми»
План:
1. Специфика развивающих игр В. В. Воскобовича
2. Использование адаптированных игр В. В. Воскобовича в разных направлениях коррекционно-развивающей работы.
3. Мастер-класс по работе с «квадратом Воскобовича»
1. Специфика развивающих игр Воскобовича
Публикация «Семинар-практикум для педагогов: „Использование игр В, В, Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Уважаемые коллеги! Использование развивающих игр в коррекционно - педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, позволяет решить проблемы мотивационного характера, способствует осуществлению качественной индивидуализации обучения детей.
(слайд1) Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая технология В. В. Воскобовича, способствующая интенсивному развитию интеллектуальных способностей у детей.
Воскобович Вячеслав Вадимович признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр, которые в игровой форме формируют творческий потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы, а также предлагают малышам увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок.
Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел прямого отношения к педагогике и психологии. Но помимо физики Вячеслав Вадимович всегда увлекался музыкой, был неравнодушен к поэзии, писал стихи, песни для детей и взрослых. Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. В начале 90-х годов во время перестройки,было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, речи, памяти, мышления. Поэтому, он решил сам придумать и смастерить игру. Бил и колотил все вручную. Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер – это был поиск какой - то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.
Вячеслав Вадимович самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее. «Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», — говорит В. В. Воскобович.
2. Использование адаптированных игр В. В. Воскобовича в разных направлениях коррекционно-развивающей работы.
(слайд2)К первым играм креативного направления можно отнести «Игровой квадрат», «Геоконт» и «Цветовые часы». В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направленная на всесторонне развитие ребенка. На данный момент можно ознакомиться с 50 развивающими играми Воскобовича и большим количеством пособий по раннему развитию малышей. Методика Воскобовича является актуальной темой на многих семинарах приуроченных творческому развитию детей. Также открыт центр ООО «Развивающие игры Воскобовича», который производит развивающие игры для детей и распространяет основные принципы данной методики. Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным.
Активное применение адаптированных игр и игровых пособий В. В. Воскобовича в коррекционном процессе является эффективным средством развития всех психических процессов, стимулирующих формирование основных компонентов речи.
Главная задача учителя-логопеда - адаптация игр и игровых упражнений к коррекционному направлению работы, включение логопедических задач в игровой процесс.
(слайд4.) В чем особенность игр В. В. Воскобовича при их применении в коррекционной работе?
1. Конструктивность элементов. Игры включают отдельные элементы, которые являются средствами конструирования. Все эти элементы могут использоваться в различных комбинациях на коррекционных занятиях.
2. Широкий диапазон участников игр. Одна и та же игра привлекательна для детей и трех, и семи лет, и даже для детей с низким уровнем интеллектуального и речевого развития. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и дошкольников с проблемами в развитии и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться родители, педагоги и воспитатели без дополнительного обучения.
4. Сказочная «огранка». Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного коррекционного обучения.
5. Вариативность.
6. Взаимосвязь развивающих пособий.
7. Поэтапность.
8. Творческий потенциал каждой игры.
9. Комфортность.
(слайд5) В связи с этим, первый принцип методики Воскобовича – интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Для родителей без специального образования данные методические разработки являются настоящей ценной находкой. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с малышом, выполняя различные творческие задания.
Вторым принципом методики Воскобовича является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, речь, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша.
Третий принцип авторской методики Воскобовича заключается в развитие у ребенка творческого начала. Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей.
Цель технологии В. В. Воскобовича построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
(слайд6) Особенности технологии
Широкий возрастной диапазон участников игр.
• Многофункциональность развивающих игр.
• Вариативность.
• Сказочность.
• Взаимосвязь развивающих пособий.
• Поэтапность.
• Широта использования.
• Творческий потенциал каждой игры.
• Комфортность.
• Технология с «открытым кодом»
(слайд 7)Развивающие игры Воскобовича направлены на решение задач пяти развивающих областей ФГОС ДО:
1. социально- коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
5. физическое развитие.
Также одну задачу можно решить с помощью разных игр. Например, требования ФГОС дошкольного образования обусловливают отказ от превалирования фронтальной формы работы с детьми. В этом случае можно предложить одному ребенку выполнять задание на «Коврографе Ларчик, нескольким на «МиниЛарчиках», оставшимся – на графическом тренажере «Игровизоре».
(слайд 8) Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:
1. универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
2. предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;
3. конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.
Игры разработаны для детей разного возраста: ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст и для детей с ОВЗ.
Соответствие игровых универсальных комплексов ФГОС ДО
Введение нового ФГОС ДО связано с необходимостью стандартизации содержания дошкольного образования, которая призвана обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Во главу угла ставится индивидуальный подход к ребенку и игра, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: это больше не руководство взрослого, но совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка как наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Данный подход как нельзя лучше отражен в использовании игровых универсальных средств В. В. Воскобовича, они раскрывают каждую из образовательных областей ФГОС ДО.
Например, игровой комплекс «Коврограф Ларчик» развивает мышление, воображение, знакомит детей с меркой, помогает овладеть разными способами владения ею (познавательное развитие, развивает интеллектуальные и творческие способности дошкольников, учит играть, общаясь друг с другом (социально-коммуникативное развитие, составлять диковинные картины и узоры из веревочек и кружков (художественно-эстетическое развитие). Путешествуя по игровому полю вместе со сказочными персонажами, ребенок словно описывает свой путь и ищет решения возникающих проблемных ситуаций (речевое развитие, развивает мелкую моторику руки и зрительную память (физическое развитие).
Таким образом, только в одном игровом комплексе происходит органическая интеграция всех образовательных областей. Играть ребенок может как со взрослым, так и самостоятельно. Аналогичная интеграция прослеживается и при работе с игровым комплектом «МиниЛарчик».
Использование «Коврографа Ларчик» и «МиниЛарчика» в работе с детьми с ОВЗ
Инклюзивные тенденции в Российском образовании ставят перед педагогами и администрацией образовательных организаций сложную задачу: организовать предметно развивающую среду таким образом, чтобы способствовала развитию детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья.
(слайд 9) Многие детские учреждения успешно апробировали методику Воскобовича и были приятно удивлены полученным результатам. Малыши, с которыми систематически играли в развивающие игры Воскобовича, умели быстро анализировать и сравнивать полученную информацию. Дети также отлично ориентировались на плоскости, легко считали, имели навыки чтения, умели различать геометрические фигуры и цвета. Кроме этого, ребята, обучавшиеся по методике Воскобовича, умели долго концентрировать свое внимание на выполнение поставленных задач, всегда доводили дело до логического конца и обладали высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи. Все задания ребята выполняли с интересом и большим желанием. К минусам методики Воскобовича можно отнести лишь то, что не все авторские игры можно сделать самостоятельно.
(слайд 10). Активное применение адаптированных игр и игровых пособий В. В. Воскобовича в коррекционном процессе является эффективным средством развития всех психических процессов, стимулирующих формирование основных компонентов речи.
Главная задача - адаптация игр и игровых упражнений к коррекционному направлению работы, включение логопедических и педагогических задач в игровой процесс.
(слайд11)«Шнур – грамотей» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).
Цель: Развивать мелкую моторику, координацию «глаз – рука». Закрепить навык звукобуквенного анализа и синтеза слов, чтения. Совершенствовать память, способность ориентироваться на плоскости. Развивать гибкость мышления, сообразительность.
Содержание: Участникам предлагается несколько пособий: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик». Даются задания:
- составьте слова из 2 – 3 -4 букв не используя звёздочку.
-составьте слова, используя звёздочку в начале слова, в середине, в конце.
- составьте имена.
-составьте родственные слова.
Игра-шнуровка «Парусник»
Состав игры:
Игровое поле, кнопки, 2 шнурка.
Описание игры:
звездочка - является символом заменителем любой буквы;
кнопка - шнурок может продеваться в кнопку, огибать ее или закручиваться вокруг нее;
начало слова парусник - на рисунке показан пример написания слова шнурком;
узелок - обозначает начало слова.
Игра развивает внимание, память, логическое и творческое мышление, воображение, расширяет словарный запас, готовит руку к письму, способствует освоению содержания слов, подготавливает к обучению чтения, тренирует мелкую моторику рук.
1 этап игры - знакомимся с буквами;
знакомимся со слогами;
2 этап - составляем слова;
3 этап - играем со словами;
4 этап - игры - соревнования (самое длинное слово, кто больше, кто быстрее, найди слово с закрытыми глазами).
Более 200 слов можно написать с помощью шнурка.
Игра-шнуровка "Снеговик"
Данная игра из серии игр Воскобовича "Шнур-грамотей" предназначена для детей 3-8 лет.
Как в нее играют: шнурок ребенок продевает в отверстие, затем закручивает его вокруг последующих букв, и таким образом составляет различные слова. Символ "звездочки" означает любую букву.
В инструкции даны примеры заданий.
Описание игры:
Звездочка - является заменителем любой буквы.
Кнопка - шнурок может продеваться в кнопку, огибать или закручиваться вокруг нее.
Шнурок - на рисунке показан пример написания шнурком слова КИНО. Узелок на конце шнурка обозначает начало слова.
Игра - шнуровка "Яблонька"
продолжает серию игр Воскобовича "Шнур-грамотей". Предназначена для детей в возрасте 3-8 лет.
Ребенок продевает шнурок в отверстие, затем закручивает его вокруг последующих букв, и таким образом составляет различные слова. Символ "звездочки" означает любую букву.
Начало слова Яблонька. Яблоко с буквой Я больше других яблок.
Более 200 слов можно написать с помощью шнурка.
Игра "Ромашка" из серии игр Воскобовича "Шнур-грамотей" предназначена для детей 3-8 лет.
Как в нее играют: шнурок ребенок продевает в отверстие, затем закручивает его вокруг последующих букв, и таким образом составляет различные слова. Символ "звездочки" означает любую букву. С помощью данной игры можно составить около 200 слов.
2-3 летние малыши просто продевают шнурок сквозь отверстия, закручивают его вокруг кнопки, знакомятся с буквами и запоминают их.
Более взрослые дети читают придуманные и написанные взрослым слова, придумывают слова сами, самостоятельно пишут, пишут закрытыми глазами.
(слайд 12) «Читайка на шариках» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте). «Читайка» поможет прочесть слова, которые ребенок сам же и сконструирует. Начнет он с простых слов, состоящих из двух-трех букв, а закончит уже словами из шести букв!
Цель игры:
-Формирование интереса к чтению; различие звонких, глухих согласных звуков; звуковой анализ слов; деление слов на слоги и произвольные части; слоговое чтение; конструирование и чтение слов;
-Развитие психических процессов;
-Развитие внимания;
-Развитие памяти;
-Расширение словарного запаса;
-Развитие речи;
-Словотворчество.
Состав игры:
Четыре цветных листа; инструкция.
Подготовка:
Каждый лист «Читайки» необходимо вырезать по контуру, уголки согнуть по белым пунктирным линиям.
Правила игры:
-Возьмите «Читайку» с желтыми шариками и найдите под рисунком кота в области чтения слово БРИЗ.
-Согните левый уголок, прочитайте слово ПРИЗ.
-Разогните левый уголок, согните правый, прочитайте БРАВО.
-Не разгибая правый уголок, согните левый, прочитайте слово ПРАВО.
-На остальных листах во всех областях чтения слова конструируются аналогично.
-Звезды на шариках голубой «Читайки» заменяют сразу несколько букв.
Варианты игр:
"Что общего?"
"Замени звук"
"Подбери пару"
"Аукцион слов"
"Придумай слово" и многое другое.
Содержание: Участникам предлагаются модели читаек. Педагоги, сгибая уголки в разных направлениях составляют слова.
(слайд 13) «Складушки»
Как правило, родителей и удивляет, и радует, когда в 3-4 года их дети уже знают все буквы. Такие родители полагают, что их дети готовы к чтению. Пособие песенки-складушки поможет ребенку правильно произносить слоги и все слово вместе.
Каждая страница содержит рисунок, смысловой стишок, который заканчивается песенкой слияния.
Пропевая и проговаривая песенки слияния, одновременно показывайте их ребенку сначала сами, а потом пальчиком самого ребенка.
1 этап - буквенный.
2 этап - песенный.
3 этап - слоговый.
(слайд 14) Игровой графический тренажер. «Игровизор»
Для детей 2 -12 лет
Развивает у детей моторику рук, координацию "глаз-рука", сенсорное развитие, мышление, математическое развитие, воображение.
Графический тренажер "Игровизор" позволяет ребенку рисовать любые фигуры, буквы, цифры, переносить изображения по клеточкам, выполнять графические диктанты на ориентировку в пространстве листа.
"Игровизор" значительно повышает функциональность и результативность выполнения заданий, так как есть возможность исправить свои ошибки.
«Лабиринты Букв» выпуск 1.
Для детей 3-8 лет.
Развитие интеллекта. Подготовка руки к письму. Подготовка к обучению чтению. Развитие навыков чтения.
Варианты заданий:
-Колесим по лабиринтам в книжке: чистое прохождение к Арлекину, прохождение через свою букву - бусинку, чистое прохождение к картинкам, собираем слова из бусино;
-Путешествуем по теремку : находим буквы, строим слова, тир и другие задания
«Лабиринты Букв» выпуск 2.
Для детей 4-8 лет
Развитие интеллекта. Подготовка руки к письму. Подготовка к обучению чтению. Развитие навыков чтения.
Колесим по лабиринтам в книжке.
Каждый лабиринт содержит много прохождений, и все они начинаются с домика стрелочки.
Альбом содержит варианты заданий для игр с "Игровизором", такие как: образы геометрических фигур, букв, цифр, знаков- всё это увлекательно и полезно отрабатывать.
(слайд 15) Теремки Воскобовича Учиться с увлечением! Играть без принуждения!
Звуки, буквы, слоги, слова, предложения.
Как сложно научиться ребенку буквы соединять в слоги, а слова в предложения.
Кубики Воскобовича - это прекрасная учебная модель для подготовки детей к раннему чтению.
Уникальная конструкция, оптимальный набор букв, наглядность и образность, простота трансформации слов превращают игру в долгоиграющий восторг.
Первый этап.
Знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Второй этап.
Знакомство со слогами. Слияние букв.
Третий этап.
Слоговое чтение. Чтение простых слов.
В играх с "Кубиками Воскобовича" совершенствуются процессы внимания, памяти и мышления. Расширяется словарный запас. Ребенок узнает значение незнакомых слов. Постигает алгоритм словообразования. Незаметно готовится к настоящему чтению.
После того, как ребенок научился слитно читать слоги, можно переходить к составлению слов.
Кубики дают прекрасную возможность превратить этот процесс в серию игр: вагончики, заменялки, переставлялки, паровоз, перевертыши и другие.
(слайд 16) «Конструктор букв -1»
Обучающее пособие предназначено для развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (с 2 до 12 лет). Пособие облегчает коррекционно-логопедическую работу с детьми.
Развивает мелкую моторику, тактильно-осязательные анализаторы, ориентирование на плоскости; логическое и творчески-креативное мышление, навыки систематизации и конструирования; память; внимание. Стимулирует познавательную активность ребенка. Формирует представления о буквах, слогах, навыки начертания букв.
Пособие состоит из плоских элементов разной конфигурации (15 шт.). В комплект входит игровое поле, которое имеет специальный эластичный крепеж, позволяющий конструировать буквы и демонстрировать их в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Пособие снабжено методическими рекомендациями с поэтапным описанием сюжетно-ролевого занятия с детьми.
Материалы пособия позволяют проводить тактильный и оптический анализ букв, составлять и читать слоги (слова, организовывая работу в форме индивидуального и группового занятия. Методический потенциал пособия не исчерпывается предлагаемыми рекомендациями. Интерактивное взаимодействие взрослого и коллектива детей может способствовать разработке и внедрению в педагогический процесс новых методик обучения (в том числе в сфере коррекционного обучения).
(слайд 17) «Мини Ларчик»
Детям 3 - 10 лет.
Данный комплект включает в себя:
- Ковролиновое покрытие + Волшебный сундучок МиниЛарчик (методические рекомендации, разноцветные квадраты, круговерт и стрелочка, разноцветные веревочки 1, игровое поле, забавные цифры, разноцветные кружки 1, слон и слоник, забавные буквы, пространственные карточки, разноцветные гномы).
Данное методическое пособие раскрывает специфику использования универсальных средств - игрового комплекса коврограф МиниЛарчик, разработанных Воскобовичем, в практике дошкольного образования,в том числе с детьми с ОВЗ, разработано с требованиями ФГОС.
Данный комплект игр способствует речевому развитию, познавательному развитию, социально - коммуникативному, физическому и художественно - эстетическому.
Сказочные герои понравятся ребенку любого возраста и он с удовольствием будет возвращаться в игре вновь.
Цель технологии - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально - творческому развитию детей в игре.
С одной и той же игрой могут заниматься дети младшего возраста, семи лет, а иногда ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
3. Мастер-класс по работе с «квадратом Воскобовича»
Чем же интересна игра «Квадрат Воскобовича»?
Квадрат Воскобовича" или "Игровой квадрат" бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет).
"Квадрат Воскобовича 2-х цветный + Сказка"
"Квадрат" сам по себе интересен, а вместе со сказкой он погружает ребенка в мир приключений, где вместе с героями они придумывают, складывают фигуры, открывая новые и новые стороны этого мира. Рекомендуемый возраст 2-5 лет. Следует отметить, что развивающая игра Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями.
Состав
• На квадратную основу из ткани (140х140 мм) на некотором расстоянии друг от друга наклеены треугольники из плотного картона. Одна сторона «Квадрата» - зеленого и желтого цвета, другая – синего и красного.
Описание
Этот «Игровой квадрат» - головоломка. Ребенку или взрослому придется подумать, чтобы получить, на первый взгляд, легкую фигурку. Для этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях до получения нарисованных в книжке «Квадратные забавы» фигур.
Алгоритм складывания любой фигуры
1. дети выполняют складывание формы вместе с воспитателем по показу;
2. педагог знакомит их со схемой поэтапного сложения;
3. самостоятельное складывание формы с использованием индивидуальной схемы;
4. проговаривание детьми действий во время складывания;
5. самостоятельное складывание формы по памяти.
А теперь мы с вами изготовим квадрат, а потом поиграем с ним.
Изготовление квадрата В. Воскобовича. Уважаемые коллеги! Обратите внимание перед вами лежит квадратная основа из ткани. Из самоклеющейся плёнки заранее заготовленные квадраты зелёного и красного цвета по 4 штуки, квадраты делятся по диагонали. Образуются 16 треугольников 2 стороны которого равны 4, 3 см, а основание 6 см; вырезаем треугольники и начинаем прикладывать. Треугольники из самоклеющейся пленки прикладываются к основной заготовке так, чтобы были видны зазоры для сгибания. Приложили треугольники на основу, а теперь на каждом треугольнике отделяется защитный слой бумаги, треугольник наклеивается на основу. Аналогичным образом наклеиваются треугольники красного цвета, (наклеиваются треугольники красного цвета).Коллеги сейчас мы с вами сделаем фигуры из квадрата, который мы уже сделали.
Складываем форму «Мышка»: Положите квадрат зелёной стороной вверх, соедините верхнюю и нижнюю стороны. Какая фигура у вас получилась? Правый верхний угол прямоугольника загните внутрь. Вот у Вас получилась сказочная фигурка мышки и др.
А теперь с любой, выложенной вами фигуркой, предлагаю сочинить свою сказку.
(слайд 18)На этом я хочу закончить наш семинар и пожелать вам творческих успехов в использовании развивающих игр.