Элина Белова
Семинар — практикум для педагогов ДОУ «Интеграция двигательной деятельности иПознавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
сущность интегрированного подхода в образовательном процессе:
1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостного представления о предмете, объекте или явлении, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;
3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;
Публикация «Семинар — практикум для педагогов ДОУ „Интеграция двигательной деятельности иПознавательное развитие“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
5. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;
6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей. Перед нами была поставлена задача, продемонстрировать проект занятия с интеграцией двигательной деятельности, как основы Физической культуры и Познавательного развития (ФЭМП).
Этапы создания и реализации проекта:
1-е. Мы познакомились с методической разработкой «Технология интегрированного занятия в ДОУ» С. Д. Сажина.
2-е. Нашли «точки соприкосновения» «ФЭМП» и «ФК», т. е. Какое общее содержание в той и другой ОО предусматривает образовательная программа нашего ДОУ
Самой актуальной на наш взгляд оказалась общая тема «Ориентировка в пространстве»
3-е. Определились с тем, что из раздела «Ориентировка в пространстве» приемлемо для понимания детьми старшей группы второй половины учебного года, какие из пространственных представлений могут пригодиться детям в других видах деятельности и в жизненных ситуациях.
(тест - 3слайда для педагогов) «Посчитайте предметы»
Считать легче, когда установить определенный порядок отсчета. И быстрее можно посчитать, когда предметы расположены в ряд (особенно это характерно для детей старшей группы)
4-е. Предшествующие три этапа, позволили нам определиться с целью и задачами интегрированного занятия
Цель: «Познание» – Закрепление представлений о различных способах расположения предметов (объектов) в пространстве. совершенствование техники выполнения ОВД, соблюдение правил подвижных игр.
Математика –
Физическая культура-
Закрепление знаний о порядковом счете, геометрических формах, ориентировка в пространстве.
Закрепить: навыки ориентировки в пространстве (относительно своего тела) при выполнении движений, умение пользоваться условной меркой (руки, шаг, веревка и др., развивать глазомер, умение размещать предметы (атрибуты) для игр по заданному алгоритму (словесное указание или схема)
Речевое развитие- Активизация и обогащение словаря по данной теме; развитие грамматического строя речи (с наглядной опорой в виде графических схем и речевого образца педагога, отражающих последовательность расположения предметов.
Способствовать использованию в речи математических и пространственных терминов.
Чтение художественной литературы- Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
«Социально-коммуникативное» - Развитие коммуникативных навыков общения по поводу совместной деятельности друг с другом. ( Взаимосвязь: от внимательности, старания, дисциплины, взаимопомощи зависит итог игры) (Взаимопомощь, обращение за помощью к сверстникам и к взрослому)
-Труд (Расстановка и уборка оборудования)
«Физическая культура» - Развитие психических процессов, зрительно-слухового восприятия, мышления, памяти, саморегуляции; развитие всех органов и систем организма, развитие мелкой моторики….Использование игровых физических упражнение и подвижных игр, для решения задач образовательной области «Познавательное развитие» и совершенствования ОВД
«Формирование учебных навыков» - Работа по алгоритму (схема, умение действовать в связи с поставленной познавательной или двигательной задачей.
Художественно-эстетическое - Чувство ритма, слуховое восприятие.
«Формирование интегративных качеств» - Активность, планирование своей деятельности, настойчивость в достижении цели, самоконтроль и самоанализ действий, любознательность, внимательность, коммуникабельность, принятие и выполнение инструкции педагога.
Виды деятельности :
Двигательная · Подвижные дидактические игры
· Подвижные игры с правилами
· Игровые упражнения
· Соревнования
Игровая · Сюжетные игры
· Игры с правилами
Продуктивная
Коммуникативная · Беседа ситуативный разговор
· Речевая ситуация
· Составление отгадывание загадок
· Сюжетные игры
· Игры с правилами
Трудовая · Совместные действия
· Поручение
Познавательно-исследовательская · Наблюдение
· Решение проблемных ситуаций
· Экспериментирование
· Моделирование
· Игры с правилами
Музыкально-художественная · Исполнение
· Импровизация
Чтение художественной литературы · Обсуждение
5-е. Программное содержание подсказало форму, способы, средства и методы для реализации задач занятия.
Технология интегрированных занятий рекомендует объединять такие занятия одной сюжетной линией и проводить в форме игры – путешествия. Такая форма организации позволяет логично связать между собой все этапы занятия. Поэтому мы остановились на сюжете сказки «Волк и семеро козлят»
6-е. Естественно провести занятие объемное по содержанию и уложиться по времени (с учетом требований СанПин) без предварительной работы невозможно.
Двигательную часть занятия я проводила на знакомом детям двигательном материале, которая не требовала предварительной работы, а воспитатель Светлана Михайловна познакомит вас с тем, какую предварительную работу она провела:
Предварительная работа воспитателя:
1. Вспомнили (или прочитали) сказку:
Вопросы по содержанию:
…
Чем закончилась сказка? Придумайте другой конец сказки, чтобы он был более добрым по отношению к волку.
Предложить послушать аудиозапись сказки или посмотреть мультфильм «Волк и семеро козлят на новый лад».
2. Организация развивающих игр (настольно – печатных, дидактических, подвижных, игры с использование схем).
Цель организации игр: Развивать ориентировку на плоскости и в пространстве, развивать способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами, научиться определять расположение предметов по отношению к себе и другим объектам, использовать в речи пространственную терминологию. Игры и упражнения
на развитие ориентировки в пространстве
Игры с предметами
Игры с одеждой и её моделями
Игра «Определи по следу»
Игра «Найди предмет похожий на фигуру»
Игра «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)»
Игра «Глубокая – мелкая»
Игра «Магазин»
Игры со звуковыми ориентирами
«С какой стороны звук?»
«Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»
Игры по словесной инструкции
Игра «Вверху - внизу»
Игра «Части тела»
Игра «Пары предметов»
Игра «Лицом друг к другу»
Игры «Куда я спрятался», «Найди и промолчи»
Игра «Наоборот» (назвать противоположное понятие)
Игра «Транспорт»
Игры с использование схем
Упражнение «Найди спрятанную игрушку по схеме»
Игра «Где спрятан клад?»
Игра «Верёвочка»
3. Изготовление наглядного и дидактического материала по теме предстоящего занятия для самостоятельной и совместной деятельности, к НОД и для родителей подготовила папку - раскладушку «Ориентирование в пространстве (теория для мамы и папы)»
Теория для мамы и папы.
Одной из самых важных категорий - категорией пространства. Когда ваш малыш учится ходить, он начинает познавать пространство. Двухлетний ребенок уже наверняка хорошо ориентируется в собственной квартире и может представить себе предметы, которые не видит: телевизор в соседней комнате или холодильник на кухне.
Способность ориентироваться у малыша развивается постепенно. Сначала кроха учится воспринимать собственное тело и определять его границы. По мере взросления, когда ребенок пробует ползать, а затем и ходить, он начинает взаимодействовать с окружающими предметами, осознает, что у пространства есть верх и низ, что предметы могут быть далеко и близко.
С 2-3 лет у малыша начинает формироваться представление о правой и левой стороне своего тела, а завершается этот процесс к шести годам. Очень важно именно в этом возрасте помочь малышу разобраться, что к чему. Ведь умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи. Плохо или неточно сформированные пространственные представления влияют на уровень интеллектуального развития ребенка. У него могут возникать сложности с конструированием, проблемы со счетом и письмом.
Играем вместе
Игры 1, 2 и 3 – для самых маленьких
игры 4, 5 – для дошколят,
игра 6 – для девочек и мальчиков от 2 до 102 лет
игра 7 – можно добавить к утренней зарядке
ИГРА 1
Попросите ребенка показать правую ручку, ножку, правое плечо, правую коленку, правый локоть и т. д.
Можно чередовать просьбы показать что-нибудь "правое" и что-нибудь "левое". Если ребенок легко справляется с этими заданиями, можно перейти к просьбам что-нибудь сделать правой или левой рукой (сжать кулачок, поднять руку вверх, подмигнуть правым (левым) глазом, пожать правым (левым) плечом, согнуть правую (левую) коленку и т. д. Далее можно просить правой рукой коснуться левого плеча, левого уха, левой ноги, а левой рукой, наоборот, дотронуться до правого уха, правой ноги и т. д. С увеличением темпа словесных инструкций повышается сложность игры.
ИГРА 2
Вам необходимо приготовить картинку на развитие пространственной ориентации. Возможно, у Вас уже есть подходящий плакат. Как вариант - этот картинка.
Покажите ребенку картинку и попросите ответить на вопросы:
• Что находится между диваном и фортепиано?
• Что стоит справа от стола?
• Что стоит слева от стола?
• Что стоит за спиной у девочки?
• А что впереди?
Покажите другие интересные картинки и
поиграйте с ребенком!
Спросите:
• Что находится впереди мальчика, сзади,
справа от него, слева?
• Что ближе к мальчику?
• Что дальше от него?
• Что у мальчика в правой руке, что - в левой руке?
К следующему рисунку могут быть такие вопросы:
• Что находится на стуле, в кресле, под столом, над диваном?
• Расскажи, где расположены ваза, чашка, картина?
• Что висит на стене слева?
• Какой предмет находится ближе, а какой дальше?
• Назови предметы, которые находятся справа от стола
ИГРА 3.
Проведите тест:
• Может ли ваш малыш, по просьбе, подать предмет, находящийся над (за, под, перед) столом?
• Может ли он пройти в заданном направлении (вперед, назад, вправо, влево?
• Может ли найти на картинке предмет, расположенный справа (слева) от заданного (перед ним, за ним, определить, какое из яблок на картинке висит выше, а какое ниже всех?
Все это - элементарные представления о пространстве, которыми ваш ребенок наверняка уже владеет.
ИГРА 4.
Поставьте малыша перед собой (в руках мягкая игрушка) и попросите повторить движение, сопровождая его словесным указанием. Например, вытягиваете вперед руку и говорите: "Правая". "Обезьянка" должна повторить движение той рукой, которую Вы назвали. Если малыш легко справился с этой задачей - усложните: покажите движение неверной рукой (ногой, плечом, а ребенок должен не сбиваться, следуя словесной инструкции.
ИГРА 5.
Возьмите квадратный или прямоугольный коврик, прикрепите к нему неширокую тесьму так, чтобы она разделила коврик на четыре квадрата. Попросите ребенка принести его любимую игрушку, потом сядьте вместе с ним по одну сторону коврика и покажите, где правая часть, а где левая. Попросите малыша посадить игрушку на правую часть коврика, а потом на левую. Потом покажите, где находится правый верхний угол коврика, а где левый верхний. Пусть попробует сам догадаться, где правый нижний угол, и поместит игрушку туда. Если видите, что пока ребенку трудно освоиться с новыми понятиями, помогите ему. Попросите его показать по очереди сначала правую руку, потом правую часть коврика, потом правый верхний угол. Задание можно разнообразить: малыш может не только перемещать игрушки, следуя вашим указаниям, но и помещать их по своему усмотрению в любой из квадратов. Но тогда просите его рассказать, где находятся его игрушки.
Малыш без труда находит предметы, размещенные справа и слева от него? Теперь можно от коврика с настоящими игрушками перейти к картонной табличке из четырех квадратов с яркой картинкой в каждом из них. Попросите ребенка, чтобы он положил правую ладошку на правую часть таблички и рассказал, что нарисовано на правой стороне таблички. То же с левой ладошкой. Теперь пусть попробует сказать, что он видит, допустим, в правом верхнем углу таблички. Если ребенок уверенно справляется с заданиями, попробуйте "ошибиться" : "Я вижу, что в левом нижнем углу нарисовано яблоко. А ты как думаешь?"
ИГРА 6.
В продаже есть готовая игра «Твист», она не только позволит всей семье повеселиться, но и хорошо отрабатывает понятия лево-право, а еще повторяет основные цвета.
Если не удалось приобрести готовую игру, легко сделать подобную самим. Игра состоит из коврика (он хорошо виден на фотографии) и круга, раскрашенного в разные цвета, с крутящейся стрелкой. Круг со стрелкой можно заменить выбросом 2 кубиков – первый покажет нужный цвет, второй – что ставить на коврик - левую ручку или правую ножку.
ИГРА 7.
А можно и веселый танец буги-вуги станцевать:
Ручку правую вперед,
А потом ее назад.
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!
Дальше слова меняются так: ручку левую вперед, ножку правую вперед, ушко левое вперед, плечо правое вперед и т. д. Песенку поем на любой подходящий мотив, делая нужные движения.
Дидактические настольно-печатные игры, изготовленные для предварительной работы:
«Логические таблицы»
«Пройди по тропинке»
«Поиграем, посчитаем»
«Подбери ключик»
7-е. После сообщения Светлана Михайловна представит вам переход от самостоятельной деятельности к НОД.
1. Организация НОД (непосредственной образовательной деятельности) после самостоятельной игровой деятельности детей.
Воспитатель: - Ребята, я для вас приготовила, что- то очень интересное и находится этот сюрприз в этой замечательной коробочке. А открою я её только тогда, когда вы наведете порядок в группе. Я просто уверена, что вы быстро всё сможете убрать по местам, потому что вы знаете, что и где у нас находится в группе.
Коля, где у нас находится строительный материал?
Катя, на какой полке (на верхней или на нижней) стоят у нас карандаши?
Лиза, подскажи Алине на какую полку положить настольную игру, в которую она играла.
Вот видите, как быстро мы навели порядок, потому что знаем, где должны находиться игрушки и вещи в группе, а главное дружно их убрали по местам.
Ну, что же, друзья, вы любите сказки? А я то, как люблю сказки! Поэтому хочу пригласить вас в сказку. В этой коробочке, которую вам показывала находятся картинки героев сказки. С героями какой сказки нам предстоит встретится, вы сейчас догадаетесь, как только я надену сказочный костюм (маска козы, фартук, корзинка и т. п.).
Дети называют сказку.
Правильно это сказка «Волк и семеро козлят». (Открывает коробку)
В сказке семеро козлят, а нас в группе больше, поэтому сначала со мной в сказку попадут семеро из вас, кто первым найдет в группе предмет похожий на объёмную геометрическую фигуру.
Вот эта фигура.. Кто назовет эту фигуру тот может не искать предмет(8-й участник занятия).
Итак, игра «Найди предмет» начинается. Считаем: «Раз, два, три!»
Кто нашел цилиндрические предметы, поставьте стульчики перед доской, так удобнее будет рассмотреть героев сказки. Отсчитайте от доски 5-ть шагов поставьте стульчики и присядьте, подождите меня маму Козу.
Остальные ребята отправятся в путешествие через несколько минут, а пока поиграют в игру «Логические таблицы» за столами, потому что она так и называется настольно-печатная. Если, что - то будет не понятно, то обращайтесь к Алёше, он уже играл со мной в эту игру и знает правила игры.
Алеша, я думаю, ты согласишься помочь ребятам, ведь ты уже опытный игрок?
8. Предлагаю вам, уважаемые коллеги, сделать динамическую паузу стать детьми старшей группы и поучаствовать в первой части интегрированного занятия, целью которого является: организовать детей на познавательную деятельность, закрепление имеющихся представлений по теме.
1 этап занятия (проводит воспитатель с педагогами в форме деловой игры).
( Цель: организовать (смотивировать) на познавательную деятельность, закрепление имеющихся представлений по теме)
- А вот и я! Отправляемся в сказку. Доставайте из коробочки картинки и крепите их на доске.
Теперь, чтобы было удобно рассмотреть картинки, присядем.
Что же у нас получилось? Какая - то «куча – мала». Козлята разлетелись. И вообще семеро ли здесь козлят? Что бы это проверить, что надо сделать, (Лиза? Правильно посчитать.
Чтобы легче было посчитать, мы козлят построим друг за другом в одну линию, вот на этой тропинке (начертить мелом линию на доске).
Артем, подойди и построй козлят на тропинке. Ребята, подскажите, как правильно располагают предметы в ряд слева направо или справа налево? Про себя (молча) посчитайте козлят. Катя, сколько у тебя получилось козлят? А у тебя, Коля, столько же козлят получилось при подсчете?
Сейчас я предлагаю вам поиграть с нашими козлятами в прятки, но сначала надо поставить козлят перед домиком, вот в таком порядке, как показано на схеме.
Козленок с квадратным оранжевым пятнышком будет у нас первым по счету.
Карина, найди и поставь козленка, который будет у нас 2-м по счету.
Максим, на какое место по счету ты поставишь козленка с коричневым пятнышком? Иди, поставь и назови форму пятнышка 3-го по счету козленка.
Ваня, иди и поставь остальных козлят по схеме. А Алина тебе поможет.
Аня, в форме чего пятнышко у последнего козленка?
Вадим, последний козленок который по счету?
Дидактическая игра «Прятки»
Закройте глаза ладошками, а я спрячу козленка?
Открывайте глаза. Кто расскажет мне, какого козленка нет, и на каком по счету месте он стоял, тот будет прятать другого козленка.
Молодец, рассказал, какой козленок спрятался. Теперь прячешь ты. (Спрятать 2-3 козленка).
Ребята, никто не обратил внимание на этот конверт. Давайте посмотрим, что в нем. Конечно же, письмо. Это письмо от волка. Ребята, вы помните, чем закончилась для волка сказка, которую мы читали? А в мультфильме «Волк и семеро козлят на новый лад» волк не пострадал, и сказка закончилась хорошо. Почему?
Так вот этот самый добрый волк приглашает нас к себе в гости. Принимаем приглашение?
Снимайте с доски по одному козленку, а тот, кому не досталось, построит вас для путешествия к волку в лес.
(Вася) расставь козлят – ребят по этой же схеме, только называй козлят именем ребят. Например, первой по счету встанет Катя (у неё в руке козленок с квадратным пятнышком) …
Молодцы, построились. Запомните свои места, и поиграем в игру «Быстро по местам». Для этого отложите картинки на стол и превратитесь в козлят, нарисуйте себе рожки перед зеркалом (детский крем для лица, а как только я скажу «Быстро по местам» вы должны встать в том порядке как вас построил (Вася).
Вперед в гости к Волку! (дети идут в спортивный зал или на прогулку)
9. Основная часть интегрированного занятия с детьми будет представлена вам в видеозаписи.
Ход занятия в зале:
(проводит инструктор по физической культуре)
I часть:
Ходьба и бег колонной по одному друг за другом с выполнением заданий по сигналам. «Волк знакомит детей-козлят с лесом»
1. Ходьба (обычным, коротким и широким шагом) и бег (обычный, выбрасывая ноги вперед и с захлёстом ног назад) колонной друг за другом, выполняя задания (по сигналам).
II часть:
1. ОРУ в игровой форме: «Шла коза по лесу» (Потом шла по опушке, нашла там погремушку)»
(выполняют упражнения столько раз, сколько услышат звуков)
2. Ритмический танец «Буги – Вуги»
3. Перестроение в 2 колонны (разомкнуться на вытянутые руки вперед - шаги в сторону)
(Посчитать количество в колонне) (Количество и счет; сравнение множеств; соотношение порядкового числа - номера с цифрой)
(Найти номерок по порядковому месту в колонне)
3. Игра «Вызов номеров»
Основные виды движений:
1.«По извилистой тропинке» (Расставить препятствия по форме – силуэту напоминающими коробку, лужу, дерево и т. п.)
Подвижная игры:
1. Игра – эстафета «Сделай запасы» (собрать столько предметов, сколько обозначено цифрой на пакете)
(подготовка препятствий и атрибутов с детьми) ( Использование мерки: лента (шаги); счет в пределах 10: отсчитать предметы).
Подведение итогов игры- эстафеты (Проверка правильности сбора яблок (Счет и сравнение множеств)
2. Подвижная игра «Волк во рву» - прыжки в длину одной ногой вперед с разбега
(Перед игрой уточнить размер (ширину) рва и длину прыжка или сделать ров самим используя мерку)
3. Подвижная игра «Ловишка с хвостиками» (разомкнуться на вытянутые руки в стороны)
(Перед игрой учить складывать ленту-«хвост» в 2 и 4 раза - деление целого на части) ( В речи: длинный, самый длинный, короткий, короче, самый короткий)
III часть:
Ходьба обычная. Игра «Наоборот»
3 этап. Рефлексия. (Проводит воспитатель в группе)
Опрос детей «Впечатления о путешествии» :
Что понравилось? Когда было трудно? Почему?
Что надо знать и уметь, чтобы справится с такими трудностями? (Порядок расположения предметов (детей, соблюдение правил)
Напишем об этом Волку
10. Занятия в детском саду не отменяются. Но в занятие следует вкладывать иной смысл: занятие - это занимательное дело, которое помогает полученные ЗУНы, использовать в других видах детской деятельности, особенно самостоятельной.
Эффективнее всего организовать занимательное дело, для ребенка, можно посредством интеграции различных видов деятельности в ОО-ти.
Попросим вас проанализировать представленный проект интегрированного занятия.
Анализ интегрированного занятия
Критерии оценки интегрированного занятия
0 баллов – критерий не выявлен
1 балл – критерий раскрыт не достаточно
2 балла – критерий раскрыт полностью
Занятие построено на основе принципа интеграции образовательных областей
Занятие построено на адекватных возрасту, программном содержании, формах, методах и приемах работы с детьми
Занятие построено на основе совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей
Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала (содержания) интегрируемых предметов на каждом этапе занятия
Наличие в занятии приемов, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли
На занятии используются различные виды детской деятельности, поддерживающие включённость детей в образовательный процесс
Возможность в процессе занятия наблюдать рефлексию (применение полученных навыков в проблемной (новой) для ребенка ситуации)
Возможность использования занятия в вашей практике
Оценка – отзыв
по проведению семинара – практикума
«Интеграция двигательной деятельности в образовательную область «Познание» :
Критерии оценки семинара – практикума Своими словами
По форме организации
По содержанию
По практической ценности (значимости)
Общие выводы и предложения