Елена Пономаренко
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Оркестр — это интересно!»
▼ Скачать + Заказать документы
ОРКЕСТР - ЭТО ИНТЕРЕСНО
Оркестр - как вид и метод развития творческих способностей и музыкально-ритмического слуха у детей дошкольного возраста
рассмотрим оркестр в нескольких его значениях
• что такое оркестр? Его виды и инструменты.
• Какие музыкальные инструменты используются для детского оркестра?
• Виды и методы развития творческих и музыкально-ритмических
способностей с использованием детского оркестра
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Оркестр — это интересно!“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оркестр для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
4 СЛАЙД Что и как рассказать ребенку, понятным
для него языком про оркестр?
Оркестр в современном значении – это группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. Каждый музыкант играет свою партию по нотам, которые называется партитура.
Партитуры стоят на специальных подставках – пультах. Чтобы оркестр звучал слаженно, гармонично – им управляет дирижер.
Он стоит лицом к музыкантам. Перед дирижером лежат толстые-толстые ноты, в которых расписаны партии всех музыкантов. Называются такие ноты – клавир.
6 СЛАЙД Существуют разные виды оркестров:
• симфонический
• духовой,
• струнный,
• народный (камерный,
эстрадный,
джазовый.
Они различаются по составу инструментов и по количеству музыкантов.
Количество музыкантов может различным.
Самый большой конечно Симфонический оркестр.
В симфоническом оркестре, в среднем, около 60-70 человек, но бывает, что состав достигает 100 и более участников.
7 СЛАЙДМетоды развития музыкальных навыков
и музыкально-ритмического слуха детей с использованием музыкальных инструментов.
• Восприятие
• Музицирование
• Игровая деятельность
• Музыкально-дидактические игры
Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
8 СЛАЙД
"Музыкальные инструменты в развитии слухового воспритятия у детей старшего дошкольного возраста"
В современных условиях возрастают задачи эстетического воспитания дошкольников. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, притягательные предметы. Музыкальный инструмент для ребёнка – символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки.
Все музыкальные инструменты можно сгруппировать по видам. 8, 9, 10, 11 слайд
12, 13, 14, 15. СЛАЙД
В развитии музыкально-ритмических способностей. Самым доступным для детей является «Шумовой оркестр»
Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро, без особой индивидуальной работы, приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики.
Музыкальная игра является важным видом детской деятельности. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире». (В. А. Сухомлинский).
Научить ребенка слушать музыкальный звук – воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и продолжительность помогают музыкально-дидактические игры.
Музыкально-дидактические игры организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма, общую моторику ребенка и главное – музыкальный слух.
Уже в первой младшей группе происходит знакомство с барабаном, треугольником, колокольчиком, ложками, шумовыми мешочками.
В каждой возрастной группе обогащается опыт тембрового восприятия детей (ксилофон, металлофон, флейта). В средней – игра на металлофоне правильным звукоизвлечением на попевках на 1-м звуке («Андрей – воробей», «Небо синее»). В старшем дошкольном возрасте происходит знакомство с триолой, аккордеоном, игра индивидуально и в ансамбле.
Благодаря применению музыкально-дидактических игр у дошкольников активнее развиваются музыкально-сенсорные способности (ладовый и высотный слух, чувство ритма, возникает интерес к музыке.
Музыкальные задания, выполненные с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивает самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.
16 -17 СЛАЙД
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ И САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ• металлофон ксилофон
• деревянные ложки
• барабан
• бубен
• трещотка
• дудочки (индивидуально)
• маленькие тарелочки
• коробочка (деревянная)
• погремушка/маракасы
• бубенчики или колокольчик
• треугольник
• колокольчик
• Ксилофон- ударный, звуковысотный инструмент. Состоит из набора хроматически настроенных деревянных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по брусочку. Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно
• Металлофон – подобен ксилофону, но пластины из металла.
Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя таким этапам:
• умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара)
• овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо)
• Бубенцы (браслет на руку)
Инструмент состоит либо из тканевого браслета и закрепленных на нем четырех бубенчиках. Либо из деревянной или пластиковой дуги, с бубенцами по кругу. Надев браслеты на руки, легко потряхивая ими, чередуйте быстрые, и медленные движения, меняя силу звука, вы сможете создать особый колорит, придать разнообразие привычному звучанию различных мелодий песен и танцев. Играть на музыкальных браслетах достаточно легко, для этого предложите ребенку встряхивать кистями рук в медленном или быстром темпе. Музыкальные браслеты можно использовать и при исполнении различных танцев. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику.
• Бубен
Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.
• Тамбурин
Детский ударный музыкальный инструмент. Сравним с бубном. Инструмент так же состоит из деревянного обруча, но на одну сторону которого натянута тканевая перепонка, в прорези обруча вставлены металлические пластинки. Музыкальный инструмент употребляется для ритмического сопровождения танцев, плясок, игр, а так же используется в оркестрах и ансамблях. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику руки.
• Колокольчики, погремушки
Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство ритма, фантазию.
• Маракасы
Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Движение инструментом может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное - дает более громкий, сильный звук, горизонтальное движение дает тихое шуршащие звучание. Маракасы используют и как парный инструмент, играют на них, потряхивая поочередно каждой рукой, либо выполняя движение одновременно двумя руками, при этом руки находятся на высоте плеч. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки.
• Трещотка
Русский шумовой музыкальный инструмент представляет собой комплект из дубовых, кленовых или ореховых планок, нанизанных на два ремешка или шнурка. Планки соприкасаются неплотно благодаря вставленным между ними в верхней части деревянным прокладкам. Концы ремешков трещотки беру в обе руки (как гармошку, резким (или плавным) движение ударяют планки свободными концами одну о другую и получают щёлкающие звуки. При вращении планки с силой перескакивают с одного ребра на другое, издавая оглушительный звук, напоминающий пулемётную пальбу.
• Треугольник
Представляет собой стальной прут диаметром 8-10 мм, согнутый в форме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. При игре исполнитель держит треугольник на жильной струне в левой руке, ударяет по различным частям треугольника (для получения звука различной степени громкости характера) специальной стальной палочкой без рукоятки. Звук треугольника без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, который может заглушаться прикосновением свободной руки.
• Кастаньеты
Ударный музыкальный инструмент, распространённый в Испании, Южной Италии и странах Латинской Америки. Кастаньеты состоят из двух пар деревянных (или пластмассовых пластинок, выдолбленных в форме раковин. Каждая пара соединяется петлёй из шнурка. Большой палец просовывается под шнурок, натягивая его так, что основания кастаньет соединяются, а свободные концы немного расходятся. Звук извлекают постукивая по кастаньетам остальными пальцами.
19 СЛАЙД Оркестр и музицирование на музыкальных занятиях
• Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста. Сделайте соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
• Решите и, при необходимости, укажите в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём звукоизвлечения, громкость, продолжительность
•. Решите, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнокуже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.
Взаимодействие взрослого и ребенка
• Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
Благодаря использованию инструментов история будет более интересной и яркой.
Если нет необходимых музыкальных инструментов,
подберите для игры подходящие звучащие предметы.
Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей детей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или сигналом.
Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но, в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
Возможно также музицирование детей без помощи взрослых. На диске даны фонограммы сказок с паузами для музицирования.
Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.
20 СЛАЙДДля изготовления самодельных инструментов подходит все что угодно:
бумага (целлофан, пергамент, газета и пр.)
Деревянные кубики, карандаши, катушки, брусочки
Коробочки из разных материалов (баночки от йогурта, ячейки)
Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.
Желуди, каштаны, шишки, орехи, крупа, камешки, ракушки.
Ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.
Металлические банки разных размеров.
Пуговицы, шарики, резиночки, расчески.
И многое другое, из чего можно извлечь звуки!
Пустые флаконы от шампуней, баночки от чистящего порошка, пустые пол-литровые бутылочки питьевого йогурта превращаем в «шумелки» и «гремелки» (в зависимости от наполнителей). Для «шумелок» используется крупа (рис, гречка, пшеница и др., и звук получается мягким и шуршащим. А когда засыпаем крупные бусины или фасолины, то звук получается громкий, звонкий – это «гремелки».
Такие инструменты можно использовать в средней группе для творческого музицирования и самостоятельной музыкальной деятельности, для обыгрывания образов (бегут мышки, скачут зайчики, идет веселая лошадка, грустная и т. д.) и озвучивания стихов.
Если нужна будет ссылка на весь материал, пишите в сообщения, либо на почту dyuna@list.ru -. скину. Правила публикации не позволяют загружать активные ссылки.