Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования в виде психологического тренинга «Продуктивное общение»

Марина Дмитриева
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования в виде психологического тренинга «Продуктивное общение»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

закрепление и развитие базовых умений в реализации коммуникативной компетенции.

Задачи:

Проведение самооценки педагогов для выявления своих коммуникативных умений

Обобщение практического и методического материала для развития умений продуктивного общения

Проведение практических упражнений для дальнейшего развития коммуникативных умений

Публикация «Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования в виде психологического тренинга „Продуктивное общение“» размещена в разделах

Создание комфортной атмосферы на тренинге для активизации потенциала педагогов

Для достижения успеха семинара применять различные виды деятельности

Материал:

ватман – 2 (на одном ватмане написано – «Продуктивное общение», на втором ватмане перечень умений продуктивного общения, фломастеры по количеству участников семинара, группы, красные флажки по количеству умений x на количество участников семинара, 4(5) белых листа бумаги А4 (с неоконченными предложениями, 4(5) набранных на бумагу (формат А4) – цитаты об общении, цветные карточки (по 3 штуки каждого выбранного цвета, 4(5) карточки с закрытыми вопросами, большое мягкое сердце.

В течение всего тренинга звучит релаксационная музыка.

Ход мероприятия:

В начале занятия участникам семинара предлагается оценить наличие своих коммуникативных умений, прикрепив флажок напротив выбранной способности (1 участник может выбрать от 1 до 3х способностей, но при этом хорошо развитых).

Все рассаживаются по местам.

Психолог : добрый день, уважаемые коллеги! Желаю вам продуктивной работы в ходе проведения семинара, а также хорошего настроения на весь последующий день.

Начнем проведение семинара с разминки :

Участники передают сердце и высказывают пожелания на сегодняшний день друг другу. Пожелания должны быть короткими, важно не пропустить ни одного человека.

Психолог : а сейчас мы с вами подведем итоги экспресс – методики.

Подсчитывается количество флажков каждой способности, и выбирается одна способность, отмеченная самым большим количеством флажков.

Подводятся итоги.

Психолог : Данные нашей диагностики показывают:

Наиболее развита у наших педагогов способность ….

Затруднение вызывает - … способность, только … человек отметили высокий уровень ее развития.

Психолог : По результатам нашей экспресс – методики, можно с уверенностью сказать, что выбранная тема нашего семинара – практикума не случайна. Каким бы общительным человеком каждый из нас не был, всегда есть чему поучиться. И тема нашего семинара выбрана не случайно - «Продуктивное общение», а как еще можно сказать? Подберите несколько синонимов к названию нашего семинара - практикума (можно подобрать синонимы : эффективное, действенное, результативное).

Так что же такое «Общение» (раскрытие понятия)

Психолог : Это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми - это межличностное общение, и группами – это межгрупповое общение, который порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, т. е. обмен информацией, обмен действиями, а также восприятие и понимание партнера. Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Психолог : а теперь я предлагаю вам немного отвлечься и поиграть в «Цвета». Для этого я предлагаю вам встать в круг. Я раздаю вам цветные карточки, своим соседям не показывайте цвет вашей карточки. Но знайте, что вы не одни, и еще есть люди, у которых есть такой же цвет карточки. Я перечисляю вам овощи, фрукты, цветы, и каждый раз, когда ваш цвет карточки совпадет с названием перечисляемого, вы поднимаете (и опускаете) вверх руку. По ходу выполнения этого задания внимательно следите за остальными. Вам необходимо вычислить тех, кто имеет карточку такого же цвета и объединится в группу одного цвета. Необходимо сделать это как можно быстрее, и без лишнего шума. Кто закончил задание, необходимо поднять все карточки одного цвета.

Спасибо, а теперь займите свои места за столами.

Психолог : Наша сегодняшняя тема «Продуктивное общение», как вы думаете, что вложено в это понятие? Предлагаю вам подумать и записать свои мысли на листке бумаги.

Самостоятельная работа.

Участники самостоятельно записывают свои мысли на листочках бумаги, в это время на доску вывешивается ватман с надписью «Продуктивное общение», все готовые и прокомментированные высказывания участников приклеиваются на ватман, и зачитывается сборное понятие.

Действительно, продуктивное общение зависит от многих факторов, которые вы отметили в нашем сборном понятии. Это и комфорт на рабочем месте, умение устанавливать контакты, позитивный настрой на работу и творчество в труде, психологический комфорт на рабочем месте и многое другое.

Психолог : Есть много высказываний и цитат великих и знаменитых людей об общении, я подобрала несколько из них.

Итак, я предлагаю поработать вам в команде. За 5 минут необходимо обсудить и прокомментировать полученную вами цитату. От каждой группы выступает 1 педагог.

1. Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент Экзюпери

2. Чем совершеннее техника общения (интернет, электронная почта, мобильный телефон и т. д., тем меньше есть что сказать друг другу. В. Зубков

3. Надо обладать железными нервами, чтобы быть приветливым каждый день с одним и тем же человеком. Б. Дизраэли

4. Наслаждаться общением - главный признак дружбы. Аристотель

5. В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями. Пифагор

6. Сегодня стоит подойти к двери, как она автоматически открывается; стоит подойти к человеку, как он автоматически закрывается. Пер Хальворсен.

Каждая команда комментирует предложенное высказывание или цитату.

Психолог : есть несколько методов, которые помогают налаживать эффективное общение при взаимодействии.

Психолог : Да, и один из таких методов – умение слушать и слышать.

Для человека очень важно быть услышанным, понятым, и если мы сможем быть хорошими слушателями, то успех в общении обеспечен. Во время общения решается несколько задач, одна из которых – уловить эмоциональное состояние собеседника, и немаловажная задача – правильно воспринять содержание сообщения. А как вы думаете, эффективность общения зависит от того, насколько правильно был поставлен вопрос?

Психолог : да. При этом вопросы бывают «Открытые» (помогают вам решать возникшую проблему) и закрытые (которые подразумевают ответы лишь «да» и «нет»)

Открытые вопросы побуждают респондента (т. е. меня) к ведению или продолжению беседы (уточните, расскажите, опишите, какие действия, подскажите и т. д.) или как еще говорится – дать свою версию ответа, а закрытые вопросы предполагают односложные ответы. И сейчас мы проверим, как наши педагоги умеют справляться с поставленной задачей. Вам предстоит из закрытого вопроса создать как минимум 3 открытых вопроса и зачитать их.

(раздать карточки с закрытыми вопросами. Работа в группах по 4 - 5 человек)

Психолог : еще один метод налаживания эффективного общения, это умение быть наблюдательным и внимательным ко всем участникам группы. Вот сейчас мы посмотрим, как эта способность помогает нам устанавливать эффективное общение…

Упражнение «деление группы (подгруппы) по признаку» (вы выбираете участника, который на определенное время выйдет за дверь, а в это время остальные будут делиться на группы по какому – либо выбранному признаку. Группы разделены пространственно. Вернувшийся участник должен угадать, по какому признаку группа разделена на подгруппы).

Психолог : умение формировать благоприятное мнение о себе у других людей, то есть «подать» себя в выгодном свете, очень важно для нас в жизни. В разной степени мы управляем впечатлениями, которые мы о себе создаем. Человек всегда играет перед аудиторией: произвести приятное впечатление, испугать собеседника, показаться беспомощным или испуганным… В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий. А в незнакомых - мы точно должны знать, как мы выглядим, и какое впечатление мы производим.

Самопрезентация – это стремление представить желаемый образ, как для других людей, так и для себя.

Упражнение «Визитная карточка»

4 (5) карточек на каждый из рабочих столов (по количеству столов – 1 карточка на рабочий стол) :

1. «Речь педагога»

2. «Мимика и пантомимика»

3. «Шутка и юмор»

4. «Искусство»

5. «Гибкость в общении»

Каждая группа педагогов оформляет свою визитную карточку по предложенной теме. На каждой визитной карточке должна быть изображенная эмблема, которая характеризует данную тему.

Время исполнения 10 – 15 минут.

Затем команды представляют свои визитки.

На каждом столе предложена план – схема представления визитной карточки.

1. Что изображено на вашей визитной карточке?

2. Сложно ли было прийти к единому мнению?

3. Практическая значимость и содержание информации.

4. Как определился человек, представляющий итог работы вашей группы.

Психолог : процесс общения очень сложен. Мы, приходя на работу, каждый день взаимодействуем друг с другом, идет непрерывный процесс обмена информацией, общаемся. Часто не задумываясь о том, как и где применять определенные приемы общения, которые повышают эффективность методов коммуникативного общения. Сегодня мы на практике познакомились с основными методами продуктивного общения, однако совершенствование навыков должно происходить постоянно. А это значит, что тема продуктивного общения остается актуальной на всех этапах.

Психолог : Итак, наша встреча подошла к концу. Надеюсь, что у вас поднялось настроение, вы узнали много полезной информации, а также зарядились положительными эмоциями.

Упражнение «Автобусная остановка»

По периметру зала вывешиваются листы с незаконченными предложениями

1. С этого момента я буду….

2. Спасибо, мне …

3. Тренинг дал мне …

4. Я считаю, что сегодня …

5. Мне было …

Затем, собираем листы и выставляем на магнитную доску.

Все члены тренинга образуют круг и по очереди, вытянув руку, ладонью вниз, произносят пожелание группе, и по очереди кладут, сверху руки ведущего, свою руку. Закончив говорить пожелания, на счет «три», вскидываем руки вверх

Пожелание психолога :

Желаем вам чтобы сегодня, и последующие дни было:

Здоровье – хорошим,

Любой день – погожим,

Жилище – уютным,

А ветер – попутным,

Удача – привычной,

Мечта – необычной,

Улыбка – беспечной,

Любовь бесконечной.

Аплодисменты всей группе за проделанную работу.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями?» Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи:.

Проблемный семинар «Профессиональное сотрудничество педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования» Форма работы: проблемные группы Метод работы: кейс-стади (решение ситуаций – проблем) Вступление. В связи с повышением качества образования.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» Семинар-практикум. Тема : «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: Повышать профессиональную компетенцию педагогов в вопросах.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» семинар-практикум для педагогов ДОУТема: Педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. или Не мелкие вопросы.

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» 1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Педагог-психолог: Я очень рада всех вас приветствовать и.

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение» в форме психологического тренинга Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 г. о. Чапаевск Самарской области Структурное подразделение.

Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями» 1. Психологическая разминка “Очень я собой горжусь!” Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими.

Семинар-практикум «Планирование образовательного процесса в рамках введения ФГОС дошкольного образования» План-конспект Семинар-практикум «Планирование образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО" Асауленко Г. В., старший воспитатель,.

Семинар-практикум по саморазвитию и самосовершенствованию с элементами тренинга для воспитателей Семинар - практикум с элементами тренинга для воспитателей по саморазвитию и самосовершенствованию Каждый человек — творец собственного.

Семинар с элементами тренинга «Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов» Цель: обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья. Задачи: 1. Дать представление о «синдроме эмоционального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования в виде психологического тренинга «Продуктивное общение»
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 14:50
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования в виде психологического тренинга «Продуктивное общение»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дмитриева (УИ 165814) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД