Оксана Лавриненко
Семинар-практикум для педагогов «Дидактические игры для изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель МАДОУ МО «Сказка» сп 145 Лавриненко О. А.
Краснодар 2021
Игра – самая увлекательная и захватывающая для дошкольника деятельность. Когда он играет, он живет в созданной им, воображаемой ситуации, а реальная обстановка комнаты отступает на задний план. Стулья превращаются в корабль, красная кофта становится флагом, разбросанные вещи - волнами, а СА он капитаном.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Дидактические игры для изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Что дает ребенку игра? Она является средством познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но, в то же время, приятная для ребенка деятельность, доставляющая ему удовольствие. Даже препятствия, которые в ней приходится преодолевать, не угнетают ребенка.
Детские игры отличаются большим разнообразием: это подвижные, строительные, творческие, игры-драматизации, дидактические игры.
О дидактических играх в изобразительной деятельности. Именно изобразительная деятельность является наиболее эффективность средством для развития у детей творческих способностей, всестороннего развития ребенка – а это одна из важных задач педагогики.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что- то не получилось. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться их осознанно использовать. Еще в древности заметили, что рисование способствует разностороннему развитию ребенка.
Важнейшим условием творчества является развитие восприятия у детей, формирование разнообразного сенсорного опята. Знания и представления об окружающем педагог формирует целенаправленно. Это специальные наблюдения и рассматривание предмета в ходе дидактических игр. Педагог направляет восприятие ребенка на те, или иные свойства и качества предметов (явлений). Это можно сделать, используя дидактические игры.
В игре педагог может :
Научить ребенка различать геометрические фигуры по форме: «нарисуем фрукты» (банан, яблоко, сливу и т. д.)
В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть их оттенки, закрепляют и развивают знания и представления о цвете, у них формируется чувство цвета:
«Покажи такого же цвета» (колечко, фломастер, шарик, кубик и т. д.)
«рисуем море» (подбор оттенков от более светлого к более темному цвету)
«Собери гусеницу» (одна из холодных стран –холодные тона, другая из теплых – теплые тона)
Ребенок учится различать предметы по величине, длине, высоте, ширине, толщине (в изображении деревьев, кустов, используя такие практические действия, как наложение, прикладывание, ощупывание, измерение, группировка предметов по признаку (используются игры-вкладыши с геометрическими фигурами и предметными фигурками).
Благодаря дидактическим играм в повседневности дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне, через движение тела, конечностей, поворотов головы и глаз, через изменение местоположения предмета. (Пейзаж – рассматривание картин).
Дети учатся воспринимать временные характеристики.
Воспринимать позы и движения тела, головы, конечностей. «Фигура замри» (мимика). Рисуем настроение. Какого цвета счастье?
Узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.
В дидактических играх ребенок учится видеть, понимать окружающий мир, переносить увиденное, услышанное в свое творчество, и, наоборот, новые знания и умения переносить в игру. В этом и состоит главная связь между дидактической игрой и изобретательностью.
Дидактическая игра – это иногда «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда – «поиск и открытие», и всегда – РАДОСТЬ.
Практикум для педагогов
1.«Подбери цвет к предмету»
Цель: упражнять детей в умении выбирать цвет, свойственный предмету. Игровая задача: найти каждому предмету нужный цвет.
Количество играющих: 3-4
2. «Составь изображение из частей»
Цель: формировать у детей умение составлять изображение из частей, сверяясь с образцом.
Игровая задача: собрать картинку из частей по образцу.
Количество играющих: 5-6
3. «Составь узор по образцу»
Цель: формировать умение составлять узор по образцу, принимая во внимание пространственные отношения между элементами.
Игровая задача: разместить нужные элементы на салфетке (коврике, шарфе, сверяясь с образцом (по своему замыслу, по указанию воспитателя). Количество играющих: 2-3
4. «Подбери чашки к блюдцам»
Цель: формировать умение детей находить предмет с идентичными признаками.
Игровая задача: подобрать к блюдцу чашку с одинаковым узором.
Количество играющих: 5-6
5. «Солнышко и снеговичок»
Цель: формировать у детей умение различать теплые и холодные цвета, употреблять в речи обобщающие слова «теплые», «холодные» (цвета).
Игровая задача: разместить вокруг изображений снеговика и солнца круги теплых (вокруг солнца) или холодных (вокруг снеговика) оттенков.
Количество играющих: 4-6
6. «Веселые гусенички»
Цель: упражнять детей в различении теплых и холодных цветов, в подборе разных оттенков одного цвета.
Игровая задача: составить из предложенных кружочков двух гусениц – из теплых оттенков и из холодных.
Количество играющих: 4-6
7. «Найди пару»
Цель: упражнять в умении находить предметы с идентичными признаками; находить предмет по описанию.
Игровая задача: найти из множества цветочных горшков такой же; вариант: «посадить» цветок в горщок, который описывает воспитатель.
Количество играющих: 3-4
8. «Художники»
Цель: формировать у детей начальные композиционные умения.
Игровая задача: «нарисовать картину» (разместить предложенные картинки на «лужайке»); вариант: поместить картинки на конкретное место по предложению воспитателя.
Количество играющих: 1-2
9. «Из каких цветов предмет»
Цель: формировать умение вычленять отдельные цвета на разноцветном изображении, находить цветовую схему, соответствующую изображению.
Игровая задача: найти из нескольких схем ту, которая подходит заданной картинке по сочетанию цветов.
Количество играющих: 5-6