Людмила Курочкина
Семинар-практикум для педагогов детского сада «С мячом играй, речь развивай!»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1 «С мячом играй, речь развивай!».
«Теперь дети не играют, а учатся.
Они всё учатся, учатся и никогда не начнут жить»
А. Грин
Ежегодно проводя мониторинг речевого развития дошкольников, пришла к выводу, что количество детей, нуждающихся в коррекционно-речевой помощи, с каждым годом увеличивается. В большинстве случаев основной речевой диагноз осложняется дизартрическим компонентом.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов детского сада „С мячом играй, речь развивай!“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мяч, мячик
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Слайд № 2. У детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических процессов, отставание в лексико-грамматическом развитии и связной речи. Из-за бедности словаря дети не владеют развёрнутой, грамматически правильно оформленной фразой. Им трудно пересказать даже короткие тексты. Ещё больше проблем возникает у детей при составлении рассказа. Ребята подвижны, с неустойчивым вниманием, у них повышенная утомляемость. Страдает общая и мелкая моторика. «Какие выбрать методы и приёмы, чтобы пополнить словарный запас детей и сделать обучение не только эффективным, но и увлекательным?» Конечно через игры с мячом.
Слайд № 3. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка. Движения рук способствует также развитию речи. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность.
Слайд № 4. Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко и непринуждённо. Дети играют в речевые игры с мячом с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые знания и речевые навыки. А так же учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний.
Речевые игры с мячом являются дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей.
Слайд № 5. Значение игр с мячом в развитии детей :
1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.
2. Освобождают детей от утомительной неподвижности на непосредственно-образовательной деятельности;
3. Помогают разнообразить деятельность детей, включая в работу различные уровни регуляции;
4. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
5. Могут развивать просодические компонентов речи.
6. Регулируют силу и точность движения.
7. Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
8. Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
9. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
10. Развивают коммуникативные навыки, снижающие проявление робости и застенчивости.
11. Развивают внимание, память и восприятие.
12. Игры с мячом можно использовать как в индивидуальной работе, так и с подгруппой детей.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Слайд № 6. Существуют различные виды мячей, которые отличаются не только размером, но и текстурой – резиновые, пластмассовые, текстильные, шарики для настольного тенниса, шарики от сломанных погремушек, шарики из скомканной бумаги и многие другие. В своей работе я использую массажные мячи-ёжики, которые исполняют роль не только игрового предмета, но и стимулируют точки на ладошках, оказывая мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга. А для гиперактивных детей использую мячик - антистресс.
Слайд № 7. Возможные варианты игр с мячом :
- перебрасывание мяча друг другу двумя руками или одной рукой;
- прокатывание мяча-ёжика, сидя на ковре, по столу или по панно с дорожками.
- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками или одной рукой;
- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;
Слайд № 8. Речевые игры с мячом обеспечат не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное творческое участие ребёнка. Их можно использовать для обобщения и расширения словарного запаса, развития грамматического строя и связной речи.
В обогащении речи ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими понятиями, привитии ребёнку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые логопедом, воспитателями и родителями.
Слайд №9. Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи.
В игре можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей в зависимости от лексической темы:
• «Мяч бросай, животных (транспорт, фрукты, мебель и т. д.) называй»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов.
Вариант 1. Взрослый – Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Взрослый – Дети: Огурец, помидор – Овощи.
Слайд №10. Хорошим материалом для развития устной речи детей является тема «Животные» :
• Игра «Животные и их детёныши»
«В нашей группе дети, знают всех зверят на свете»
Цель: закрепление навыков словообразования.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок и др.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок и др.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок и др.
• Игра : «Кто где живёт?» или «Чей домик»
«Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Вариант 1. Взрослый – Дети
Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Вариант 2. Взрослый – Дети
Где живёт медведь? – В берлоге.
Где живёт волк? – В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
Слайд №11. Другой способ увеличения в словаре ребёнка имён существительных – это добавление суффиксов. Существительные для этой игры лучше сгруппировать по сходству окончаний.
Игра «Скажи ласково»
«Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Голова – головка, картина – картинка.
Слайд №12. Профессор Г. А. Волкова указывает, что глагольный (предикативный) словарь является основой фразы и основой внутренней речи. Логопед-практик Л. Н. Ефименкова подчё ркивает: «Глагол – основа предложения»
Глагольный словарь закрепляется в следующих играх с мячом :
• Игра : «Кто как разговаривает»
«Мяч лови, да поскорей назови язык зверей
Пример: Корова - мычит. Тигр - рычит. Змея - шипит.
• Игра : «Подскажи словечко»
«Мяч бросай, давай ответ. Знаешь это или нет?»
Пример: - Сова летает, а кролик? Ворона каркает, а сорока?
• Игра : «Что происходит в природе»
«Человек легко находит, что в природе происходит» (Игру желательно проводить по лексическим темам)
Пример: Солнце – что делает? – Светит, греет.
• Игра «Кто может совершать эти действия?»
«Мяч лови и говори, что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи»
Пример: Собака – стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.
• Игра «Кто как передвигается?»
«Кто летает, кто плывёт сейчас Дима (Петя, Оля) назовёт»
Пример: Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь…
• Игра «Я, ВЫ, ОНИ»
«Мяч лови, стишок сочини»
«Прошуршал цветок цветочкам: - Я цвету, и вы - (цветёте,
Прошептала рыбка рыбкам: - Я плыву, и вы -… (плывёте) и т. д.»
И другие.
Слайд №13. Часто детям с большим трудом даётся подбор слов с противоположным значением (антонимов, образование относительных и притяжательных прилагательных. Игры с мячом на данную тему проводятся после предварительной работы с картинками.
• Игра «Горячий – холодный»
«Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка слов-антонимов.
• Игра «Из чего сделано?»
«Вот предмет, а из чего люди сделали его?»
Цель: закрепление в речи детей относительных прилагательных
• Игра «Лови да бросай – цвета называй»
«Что у нас какого цвета - Вова (Дима,) скажет нам об этом»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Пример: Красный – мак, огонь, флаг. Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа. И др.
• Игра «Четвёртый лишний» или «Третий лишний»
«Назови скорей сейчас, что же лишнее у нас»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах.
Пример: Голубой, красный, зелёный, спелый. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
• Игра «Чей хвост, чья голова, чьи уши?»
«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова»
• Игра «Что бывает круглым?»
«Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает»
Слайд №14.
Для упражнения в образовании форм множественного числа используется
• Игра «Один – много»
«Мы волшебники немного: был один, а станет много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Пример: Стол – столы. Стул – стулья. Гора – горы. Лист – листья. И др.
Согласования существительных с числительным отрабатывается в
• Игре «Весёлый счет»
Пример: Один стол – пять столов. Один слон – пять слонов. Один журавль – семь журавлей.
Слайд №15.
Для развития речи, внимания и мышления хорошо использовать в игре с мячом загадки-обманки, которые учат детей умению сомневаться и доказывать свою правоту.
Игра : «Весёлая компания, удвой своё внимание»
«Раньше рифма помогала, а теперь коварной стала.
Ты, дружок не торопись, на крючок не попадись!»
Пример: «Летом по лесу бродил, ел малину… (не крокодил, а медведь)
Знает даже и малыш, что Матроскин – это… (не мышь, а кот)
В огороде, в старом баке, громко квакают… (не собаки, а лягушки)
Так в роду их повелось: спит зимой в берлоге (не лось, а медведь)
Мяч может исполнять роль «сигнала» - переход хода при пересказе текста, составлении рассказа или при пересказе стихотворения. На начальном этапе можно использовать мнемотаблицу, как план описательного рассказа или рассказа по лексической теме.
«Мяч забирай, рассказ продолжай»
«Мы расскажем всем стишок, будь внимательней дружок»
Дети передают мяч друг другу, рассказывая по одной фразе из стихотворения.
«Мячик озорной лови, и рассказ нам расскажи»
Слайд №16.
Хотелось бы обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
Играйте с детьми! Играйте искренне! Когда мы вместе с ними бегаем, гоняем мяч, катаемся с горки, дети начинают верить, что и мы не всегда были взрослыми. Тогда взрослые и дети становятся ближе друг к другу.
Спасибо за внимание!
Слайд №17.
Литература:
1. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И.
Мяч и речь : игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб. : КАРО, 2003. – (Популярная логопедия)
2. Чистякова И. А.
33 игры для развития глагольного словаря дошкольников: Книга для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб. : КАРО, 2005. – (Серия «Коррекционная педагогика»).
3. Агеева И. Д.
Весёлые загадки-складки и загадки-обманки для всех школьных праздников. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
Источник: https://bebygarden.ru/igryi-s-myachom-dlya-razvitiya-rechi/ © bebygarden.ru