Аяна Ондар
Семинар для педагогов на тему: «Сохраним тебя, русская речь!» Цикл «Ваш успех — ваша речь!» Ноябрь-2013
▼ Скачать + Заказать документы
Сохраним тебя, русская речь! Цикл Ваш успех — ваша речь!
Миссия – повышение качества образования в целом, повышение имиджа среди ДОУ.
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;
совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
Публикация «Семинар для педагогов на тему: „Сохраним тебя, русская речь!“ Цикл „Ваш успех — ваша речь!“ Ноябрь-2013» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
План проведения семинара :
Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».
Практикум «Проверьте свою грамотность».
Рефлексия.
Ведущий: воспитатель Ондар А. А.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение русским литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми русским языком является подражание.
М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Такие исследователи, как А. И. Максаков, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся :
качество языкового оформления речи;
ценностно-личностные установки педагога;
коммуникативная компетентность;
четкий отбор информации для создания высказывания;
ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Основные требования к речи педагога ДОУ :
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка : орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
1. Экскурс в школьные знания:
Сколько родов в русском языке? (мужской- человек, женский-земля, средний- окно, общий-умница);
Имя существительное- это… (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО-ЧТО);
Сколько падежей в русском языке : 6 падежей-И-кто, что, Р-кого, чего, Д-кому, чему, В-кого, что, Т-кем, чем, П-о ком, о чем.
2. Синонимия. Объяснить значения слов. С каждым из слов составить предложения.
Старый Давний Старинный Ветхий Древний.
Приведя этот ряд синонимов-прилагательных, писатель Д. И. Фонвизин так объяснял смысловое различие между ними: «Старо то, что давно было ново; старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленнейших веках». Для иллюстрации этих значений Д. И. Фонвизин дает такое продолжение: «Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много ветхого. Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в древние времена».
3. Образовать форму повелительного наклонения глаголов:
Ехать – ; бежать – ; махать –, сесть – ; лечь – .
4. Загадки о буквах:
1. В небе есть,
В земле нет,
В бабе две,
В мужике ни одной нет. (Б).
2. чего нет в России,
найдется в Москве,
нет в Петербурге,
а видно в Неве? (В)
3. Что находится между горой и долиной? (И)
4. В дряхлой избушке
жили Просто и Ничего;
избушка стала рушиться,
Просто вышло в двери,
а Ничего в окно;
Кого задавило в избушке? (И)
5. Что среди Волги стоит? (Л)
7. У человека одно,
у ворона два,
у медведя нет ни одного. (О)
8. Что находится посередине Киева? (Е)
5. Продолжи пословицу.
1. Грамота не болезнь – годы не уносит.
2. Грамоте учиться – всегда пригодится.
3. Без языка и колокол нем.
4. В добрый час молвить, в худой промолчать.
5. В закрытый рот муха не залетит.
6. Выпустил словечко – не догонишь на крылечке.
7. Доброе слово лучше мягкого пирога.
8. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
6. Словесная карусель.
Необходимо подобрать синонимы:
Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.
Жадный – скупой, прижимистый, алчный.
Большой – огромный, колоссальный, громадный.
Дискуссия – спор, диспут, прения.
Грусть – тоска, печаль, кручина.
Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.
7. Антонимы:
Маленький – большой.
Сладкий – горький.
Легкий – тяжелый.
Узкий – широкий.
Высокий – низкий.
Темный – светлый.
Твердый – мягкий.
Теплый – холодный.
Быстрый – медленный.
Громкий – тихий.
8. Изменить по падежам:
И. п голос пятьдесят два
Р. п
Д. п
В. п
Т. п
П. п
Заключение:
Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Мы делаем это потому, что речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех других представителей живого мира. Общаясь с близкими знакомыми, даже не задумываясь над тем, о чем и как мы говорим, человек реализует себя как личность. Конечно, говоря о человеке, как личности составляют мнение не только по словам. Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть слово, маленькая часть речи. Речь самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.
Вопросы: Какой должна быть речь педагога? (грамотной, эмоционально насыщенной, образной, и т. д.)
Цитаты:
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А. Ф. Кони).
Скажи мне слово – и я скажу, кто ты! Сократ.
Есть люди, говорящие красиво, но пишущие далеко не так. Это происходит потому, что место, слушатель и прочее разгорячают их и извлекают из их ума больше, чем они могли бы дать без этого тепла. Б. Паскаль
Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, - не научились понимать самих себя. М. Монтень
Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» (А. П. Чехов).
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. Из «Книги притчей Соломоновых»
Анкета
Ф. И. О___
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…___
___
Выполнять задания мне помогало…___
___
В ходе семинара мне было…___
___
Я оцениваю семинар …___
___