МААМ-картинки

В мяч играй — речь развивай!

Анастасия Козлова
В мяч играй — речь развивай!
▼ Скачать + Заказать документы

Е. Ю. Матвеева, А. Ф. Козлова

В мяч играй – речь развивай!

Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек всех стран и народов. В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и. уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит (по мнению греков) обладал его волшебной силой.

Публикация «В мяч играй — речь развивай!» размещена в разделах

В разных странах для изготовления мячей использовали различные материалы: мячи шили из шкур животных, плели из тростника, скручивали из тряпок, вырезали из дерева. Мяч из резины пришел в Европу из Центральной Америки. Местные индейцы делали его из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев и называли «каучу» (от слов «каа» — дерево и «о-чу»«плакать»).

Не даром мяч является незаменимой игрушкой, способствующей развитию эмоционально - волевой сферы, физическому и интеллектуальному развитию.

Ребенок с раннего возраста увлеченно играет с мячом. Игры с мячом способствуют развитию глазомера, координации, внимания, способствуют развитию общей моторики тела. Ребенок, играя с мячом, производит с ним разнообразные действия: берет, переносит, кладет, бросает, катает, перебрасывает, передает.

Игры с мячом играют важную роль в развитии крупной и мелкой моторики рук ребенка. В свою очередь движения рук способствуют развитию речи ребенка. Ученые (Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Область коры головного мозга, отвечающая за речь, и область коры головного мозга, отвечающая за развитие мелкой моторики, расположены очень близко друг к другу. Соответственно, если мы развиваем мелкую моторику, то активизируем не только область коры головного мозга, отвечающую за развитие мелкой моторики, но и рядом расположенные зоны, в том числе и речевую.

В данной статье мы хотим представить вам игры с мячом, которые направлены не только на развитие координации, крупной и мелкой моторики, эмоционально – волевой сферы, высших психических функций, но и на формирование:

1. правильного звукопроизношения;

2. фонематического восприятия;

3. лексико-грамматической стороны речи;

4. связной речи.

Представленные ниже игры могут использовать логопеды, дефектологи, воспитатели, родители, а также те, кому интересна эта тема.

Игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения.

1. Игра с мячом «Перевертыши»

Назову тебе я слог, поменяй его, дружок.

Цель: автоматизация звука.

Ход игры: взрослый бросает мяч ребенку, называет слоги с автоматизируемым звуком, а ребенок должен поменять звуки в слоге местами. Взрослый говорит: «СА». А ребенок возвращает мяч и отвечает: «АС» и т. д. Возможные игровые действия с мячом: перекидывание из рук в руки.

2. Игра с мячом «Сочинялки»

Я словечки начинаю, ну а ты их продолжаешь.

Цель: автоматизация звука, слоговой анализ и синтез.

Ход игры: взрослый бросает мяч ребенку, называет начало слова, а ребенок добавляет окончание с автоматизируемым звуком. Взрослый: «ЛИ – …». Ребенок возвращает мяч и называет: «СА» и т. д. Если ребенку сложно, то можно заранее договориться, что ребенок добавляет слог, например, СА.

3. Игра с мячом «Что получится?»

Первый звук ты поменяй, и новое слово называй.

Цель: автоматизация звука, развитие фонематического восприятия.

Ход игры: взрослый бросает мяч ребенку, называет слово, а ребенок должен поменять первый звук в слове на автоматизируемый звук, чтобы получилось новое слово. Взрослый: «Сейчас я назову слово, а ты поменяй первый звук в этом слове на звук С. ТОК». Ребенок возвращает мяч и называет: «СОК».

4. Игра с мячом «Отгадай загадку»

Мы с мячом с тобой сыграем и загадку отгадаем.

Цель: автоматизация звука, развитие мышления.

Ход игры: взрослый загадывает загадку со словом, в котором есть автоматизируемый звук, и бросает мяч ребенку. Например, взрослый: «Рыжая, пушистая, хитрая, живет в лесу». Ребенок возвращает мяч и называет: «Лиса».

5. Игра с мячом «Посмотри и назови»

Посмотри скорей вокруг, найдешь ты в слове нужный звук.

Цель: автоматизация звука, развитие внимания

Ход игры: взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и найти предмет, в названии которого есть автоматизируемый звук или вспомнить, бросает мяч ребенку. Например, взрослый: «Посмотри вокруг, найди предмет, в названии которого есть звук С». Ребенок возвращает мяч и называет: «Стол».

Игры с мячом, направленные на развитие фонематических процессов

1. Игра с мячом «Повтори звук»

Слушай ты внимательно, мяч кидай старательно.

Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков.

Ход игры: взрослый называет цепочки из звуков, а дети, если услышат заданный звук, то ударяют мячом об пол.

2. Игра с мячом «Раздели слово»

Мяч бросай и слова ты разделяй.

Цель: развитие умения делить слова на звуки.

Ход игры: дети выстраиваются в цепочку. Взрослый задаёт слово и кидает мяч ребёнку. А дети по порядку называют звуки, передавая мяч. Когда слово заканчивается мяч возвращается взрослому и т. д.

3. Игра с мячом «Соедини звуки в слово»

Мяч бросай, звуки соединяй и слово получай.

Цель: развитие умения соединять звуки в слова.

Ход игры: дети стоят свободно у каждого мяч. Взрослый задаёт слово, дети проговаривают звуки и полученное слово выкрикивают, подбрасывая мяч над собой и хлопая в ладоши.

4. Игра с мячом «Составь цепочку»

Составляй цепочку слов, мяч передавай вперёд.

Цель: развитие фонематического восприятия, активизация словаря.

Ход игры: дети становятся в круг. Взрослый в центре, задаёт слово и кидает мяч ребёнку. Ребёнок называет слово на конечный звук предыдущего слово и передаёт мяч следующему и т. д. Например: стол – лист – телефон – нога и т. д.

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

1. Игра с мячом «Назови лишнее слово»

Мяч лови, передавай, а слово лишнее называть не забывай.

Цель: закрепление обобщающих понятий

Ход игры:

1 вариант: дети стоят в кругу, взрослый называет ряд слов, кидает мяч ребёнку, а он называет лишнее слово и отдаёт мяч взрослому;

2 вариант: можно передавать мяч по кругу через каждое слово, а ребенок, которому попадётся «лишнее» слово бросает мяч на пол и называет обобщающее слово;

3 вариант: взрослый называет обобщающее слово, а дети по кругу передают мяч и называют слова, пока не ошибутся. При ошибке мяч ударяют об пол.

• Кукла, песок, юла, ведёрко, мяч (песок);

• Барабан, матрёшка, лук, машинка (лук);

• Кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги) и т. д.

«Мяч лови, передавай, а слово лишнее называть не забывай!»

2. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы

Ход игры: дети становятся в круг, взрослый в центре круга называет слово и кидает мяч ребёнку, ребёнок называет противоположное слово, бросает мяч через кольцо, сделанного из рук соседнего ребёнка и ловит этот мяч. Затем взрослый называет следующее слово.

• Кабачок большой, а огурец – маленький;

• Картофель крупный, а редис – (мелкий);

• Перец внутри пустой, а морковь – (полная);

• Помидор мягкий, а огурец – (твёрдый) и т. д.

3. Игра с мячом «Посчитай»

Цель: учить изменять существительные множественного числа в именительный и родительный падеж.

Ход игры: дети выстраиваются в три колонны (1,2,3). Взрослый называет четверостишие «Раз, два, три, четыре, пять – Всё умеем мы считать!» и слово, затем кидает мяч первому ребёнку. Ребёнок повторяет четверостишие и склоняет заданное слово, передаёт мяч первому игроку второй колонки – склоняет с цифрой 2 и передаёт мяч первому игроку третей колонки, затем мяч возвращается взрослому, а первые игроки становятся в конец соседней колонки. Взрослый называет слово и т. д.

• Одна школа – две школы – пять школ;

• Одна новая школа – две новые школы – пять новых школ;

• Один пенал – два пенала – пять пеналов;

• Один деревянный пенал – два деревянных пенала – пять деревянных пеналов и т. д.

4. Игра с мячом «Назови ласково»

Цель: учить изменять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры: дети в кругу, взрослый в центре круга. Взрослый называет четверостишие и слово, передаёт мяч ребёнку. Ребёнок изменяет слово подкидывает мяч вверх и хлопает в ладоши, повторяет четверостишие с новым словом и передаёт мяч и т. д.

«Мяч поймай и не зевай,

Ласково предмет ты называй!»

«Мяч пойма и не зевай, ласково окно ты называй!» (окошко, окошечко);

«Мяч поймай и не зевай, ласково стул ты называй!» (стульчик);

• Дерево – деревце;

• Гриб – грибочек;

• Комната – комнатка;

• Стена – стеночка;

• Лестница – лесенка и т. д.

5. Игра с мячом «Назови, какой, какая!»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные

Ход игры: дети выстраиваются в круг, взрослый в центре. Взрослый называет словосочетание и передаёт мяч ребёнку, ударяя его об пол. Ребёнок изменяет слово и так же передаёт мяч обратно взрослому и т. д.

«Назови, какая и какой,

Мячик, ударяя ты об пол!»

• Сок из помидоров – томатный;

• Сок из огурцов – огуречный;

• Сок из моркови – морковный;

• Сок из капусты – капустный;

• Сок из свеклы – свекольный;

• Грядка с огурцами – огуречная;

• Грядка с морковью – морковная;

• Грядка с картофелем – картофельная;

• Грядка с кабачками – кабачковая;

• Грядка с тыквой – тыквенная.

Игры с мячом, направленные на развитие связной речи

1. Игра мячом «Составляем рассказ»

Цель: учить составлять логически правильный рассказ по заданию.

Ход игры: дети в кругу, взрослый в центре. Мяч у взрослого и у одного ребёнка. Взрослый начинает предложение, ребёнок с мячом продолжает и бросает мяч любому из детей, тот, кто ловит мяч, продолжает текст.

2. Игра с мячом «Исправь ошибку»

Цель: учить составлять предложения

Ход игры: Взрослый называет несколько слов, кидает мяч ребёнку. Ребёнок исправляет все ошибки, ударяет мячом об пол и передаёт мяч следующему и т. д.

• Лена сок купила малиновый;

• Была книга интересная очень;

• Утром растаял рано снег и т. д.

Представленные игры с мячом позволяют процесс развития речи сделать более живым, интересным и эмоциональным.

Публикации по теме:

Альбом «Развивай-ка» для развития мелкой моторики рук и сенсорики (первая младшая группа)Альбом «Развивай-ка» для развития мелкой моторики рук и сенсорики (первая младшая группа) Я хочу с вами поделиться альбомом из ткани "Развивай-ка", который я сделала для развития сенсорики и мелкой моторики рук для детей первой.

Дидактическая игра по развитию зрительной памяти, внимания «Развивай-ка»Дидактическая игра по развитию зрительной памяти, внимания «Развивай-ка» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РАЗВИВАЙ-КА» ЦЕЛЬ: Развитие зрительной памяти, внимания. ОБОРУДОВАНИЕ: пустой контейнер (для заморозки льда, 8 ячеек,.

Играй — учисьИграй — учись 1) Зачем нужны правила поведения? Правила поведения в обществе устанавливались на протяжении многих веков. Их появление было обусловлено.

Перспективный план работы кружка «Развивай-ка» МДОУ «Детский сад № 120» Перспективный план работы кружка «Развивай-ка» Разработала: Мокроусова А. В., старший воспитатель.

Рабочая программа кружка «Развивай-ка» МДОУ «Детский сад № 120» Рабочая программа по познавательному развитию «Развивай-ка» Руководитель кружка: Мокроусова А. В..

Сценарий физкультурного развлечения для детей средней и старшей группы «Играй, играй, в игре умения добывай» Дети под марш входят в зал. Ведущая: ребята, у нас сегодня необычное физкультурное занятие. Оно называется: «Играй, играй, в игре умения.

Сенсорное пособие «Развивай-ка»Сенсорное пособие «Развивай-ка» Ни для кого не секрет, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит.

Сенсорный уголок «Развивай-ка»Сенсорный уголок «Развивай-ка» Просматривая как то в своем архиве свои работы, наткнулась на ту, что может быть актуальной и сегодня и решила представить её на ваш суд.

Стенгазета «Не играй с огнём»Стенгазета «Не играй с огнём» В нашем детском саду в рамках проекта по пожарной безопасности с детьми второй младшей группы мы сделали стенгазету-коллаж для оформления.

Весёлые старты в «Играй-городе» 1. Здравствуй, утро золотое – Солнца яркий свет! Все ребята – дошколята Лету шлют … (привет) все 2. Что такое лето? Это много света, Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
В мяч играй — речь развивай!
Опубликовано: 17 февраля 2016 в 21:17
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «В мяч играй — речь развивай!» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Козлова (УИ 388501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД