Бурлака Екатерина Николаевна
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Цель: изучение организации поисковой – исследовательской деятельности с детьми и последующее применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- представить педагогам одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать интерес на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Детство - это пора исследований, открытий и изучения всего нового.
Теоретическая часть:
Российский учёный Н. Н. Подьяков писал -
«Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность,
тем больше новой информации получает ребенок,
тем быстрее и полноценнее он развивается».
Дадим определения опыт и эксперимент.
Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.
Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
Этапы в организации проведения опыта и эксперимента:
- Подготовка проблемы исследования.
- Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
- Наблюдение результатов эксперимента.
- Формулировка выводов.
Практическая часть:
На практике педагоги сталкиваются с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой ограниченность впечатлений, интереса. Дети иногда не в состоянии справиться с самым простым заданием, быстро его выполнив не имея интереса.
Поэтому работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов, предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Педагогам нашего детского сада были показаны несложные опыты, которые они могут проводить с детьми
Опыт 1 «Спасательный жилет».
Материалы: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз с водой.
Ход опыта : отгадайте, какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно — утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот же принцип можно увидеть, используя газированную воду и кусочек пластилина величиной с горошинку. Если бросить пластилин в стакан с газированной водой, он сначала утонет, а потом всплывет на поверхность, облепленный пузырьками воздуха. Эффект закончится, когда газ выдохнется, — пластилин утонет.
Опыт №2 «Надувающийся шарик».
Спросите детей, верят ли они в то, что воздушные шарики могут надуваться сами по себе. А затем докажите им, что очень просто! Для опыта вам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Теперь останется только наблюдать и удивляться. А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.
Завершить свой семинар я хочу стихотворением синквейн.
Синквейн- стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным
правилам.
1. Эксперимент
2. Увлекательный, познавательный
3. Открывает, подтверждает, доказывает
4. Жизнь без экспериментов скучна!
5. Исследование.
Спасибо за внимание!