Нефёдова
Семинар-практикум для педагогов «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Проблемы, поиск решений»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Проблемы, поиск решений.
(семинар- практикум для педагогов).
Разработала: педагог- психолог МКДОУ детский сад№1 "Радуга" Нефёдова Ольга Александровна.
Цели:
-произвести анализ проблемных ситуаций, возникающих при адаптации ребёнка к условиям доу;
-научить различным техникам снятия психоэмоционального напряжения;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, Проблемы, поиск решений“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
-дать понятие "адаптационный период", рассказать о разных уровнях адаптации и их особенностях;
-научить, как подобрать игру в соответствии с темпераментом ребёнка.
План.
1. Важный период в жизни ребёнка.
2. Проблемы и трудности в адаптационный период.
3. Семейная адаптационная группа.
4. Степени тяжести адаптации.
5. Игровая деятельность.
Период адаптации к ДОУ является важным этапом в жизни не только детей, но и родителей. Он является основной причиной стресса родителей и детей. Ребёнок до 3-х лет остро переживает разлуку с мамой. Это возраст, когда мама и ребёнок неотделимы друг от друга. В разговоре родители всегда употребляют местоимение «мы» вместо «он».Это происходит до известного всем кризиса 3-х лет, когда ребёнок становится более самостоятельным и отделяет уже себя от взрослого. До этого момента ребёнок и мама- одно целое. Причём, мальчики гораздо тяжелее переживают эту разлуку, нежели девочки.
В связи со всем вышеизложенным, нужно так организовать этот период,чтобы как можно меньше травмировать малыша. Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Какие же проблемы и трудности предстоит решить в этот период:
- отсутствие необходимых для современной семьи разнообразных знаний: медицинских, педагогических,психологических. Чаще всего у родителей поверхностные представления о жизни ребёнка в детском саду, о созданных там условиях воспитания и обучения;
- расхождения в требования взрослых и стилях взаимодействия между ребёнком и взрослым в детском саду и дома (в доу одни требования, дома- другие;
- социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Воспитательные функции семьи отодвинуты на 2-е, на 3-е места.
Чтобы помочь родителям в воспитании и адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, создаётся семейная адаптационная группа. Она помогает решить многие проблемы, возникающие в период адаптации малыша к новым условиям. Основные цели создания такой группы:
-помочь ребёнку освоиться в непривычной для него среде;
-развитие игровой предметной деятельности;
-развитие коммуникативных способностей малыша.
Немаловажным аспектом здесь является также взаимодействие самих родителей друг с другом, а также с педагогами дошкольного учреждения.
Чтобы наладить и дальше продолжать сотрудничество с родителями, можно использовать такие формы взаимодействия, как тренинги, игровые упражнения, мастер- классы с применением ИКТ, онлайн- рассылки рекомендаций и важной информации.
Кроме того, существует масса других форм и методов работы с родителями ясельных групп.
Это, в первую очередь, механизмы правильного взаимодействия с ребёнком и формы избавления от стрессовых ситуаций. Например, упражнение "Вхождение в картину", упражнения на дыхание, упражнения на расслабление мышц шеи, плеч, спины. Очень помогают здесь различные тренинги по снятию психоэмоционального напряжения. Например, физические упражнения с элементами аутотренинга: "Очень я собой горжусь"," Я достойна самого лучшего" и др.
Адаптация- это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае- это привыкание малыша к детскому саду.
Различают 4 степени адаптации :
-лёгкая адаптация (до 20-ти дней);
-адаптация средней тяжести(1-2 месяца);
-тяжёлая адаптация (до 6-ти месяцев);
-сверхтяжёлая адаптация (от 6-ти месяцев и более).
Игровое упражнение «Продолжи фразу».
«Проблемы, осложняющие процесс адаптации малыша- это…»
«Чтобы обеспечить успешную адаптацию,нужно…»
Основной вид деятельности малыша в это период -предметная игра. Психологи выявили закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием ребёнка к дошкольному учреждению. Игры, подобранные по темпераменту ребёнка- залог более успешной адаптации.
Игровое упражнение «Подберите игру по темпераменту».
Сангвиники-0
Флегматики-Y
Меланхолики- +
Холерики- .
1. Игры- потешки.
2. Подвижные игры.
3. Игра в мяч.
4. Раскрашивание картинок.
5. Весёлые подвижные игры.
6. Танцы под весёлую музыку.
7. Хороводы.
8. Игры с водой и песком.
9. Пазлы.
10. Игры с кеглями.
11. Конструкторы.
12. Мозаика.
13. Лепка.
14. Рассматривание иллюстраций и настольные игры.
15. Экспериментирование с красками.
16. Ритмичные танцы.