Лена Лютикова
Семинар-практикум «Дела семейные»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное
дошкольное учреждение -детский сад '' Ласточка '' г. Аркадак
Воспитатель: Лютикова Л. Ю.
Цель: обозначить актуальность проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в детском саду через разнообразные формы сотрудничества.
Задачи: расширять педагогические мировоззрение педагогов о разнообразии типологии семей и внутрисемейных отношениях.
Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
1. Вступительная часть приветствие
Публикация «Семинар-практикум „Дела семейные“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Здравствуйте, я рада приветствовать вас на семинаре- практикуме. И сегодня нашу первую встречу я предлагаю начать со слов «Я сюда пришла потому что.»
2. Тему нашего семинара я предлагаю определить совместно расшифровать ребус. (семья)
-Что по нашему означает это слово?
Чтение стихотворения
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам :
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родил мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила «Я».
Кто платье сошьёт, постирает бельё .
Меня приласкает,украсит жильё?
Ответь на вопрос подруга моя. ?
-«Я,я,я» -Ева молвила-«Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
О семье народ сложил много пословиц и поговорок,которые предают нам его вековую мудрость, попробуйте и вы вспомнить их.
Дерево держит корнями,
Вся семья вместе,
В семье согласно,
В семью, где лад,
В хорошей семье
В семье разлад,
В семье, где нет согласия,
Родители трудолюбивы
Семья в кучу, так и душа на месте.
а человек семьёй.
хорошие дети растут.
добра не бывает.
так и дому не рад.
- и так и дети не ленивы.
не страшна и туча.
так идёт дело прекрасно.
счастье дорогу не забывает.
Дерево держит корнями, а человек семьёй.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В семье разлад, так и дому не рад.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
Родители трудолюбивы - и так и дети не ленивы.
Семья в кучу, не страшна и туча.
Вы спросите почему именно эту тему я выбрала для нашего семинара. Найти ответ на этот вопрос я предлагаю совместно. Для этого предлагаю вам назвать ассоциации к слову «семья», каждая буква обозначает вашу ассоциацию.
С - сила
Е - единство
М — мир, мощь
Ь
Я — ядро
Действительно, семья- это сила, единство, мощь и конечно, же ядро нашего общества. Ведь, каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской семье, потом в своей собственной, затем, возможно в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности,
заботы. Но именно в семье люди становиться личностями особенными и неповторимыми.
Какой же вы представляете себе семью.
Игровые упражнение «Семья — какая она?»
Предложить разделиться на две группы, вручается набор журналов,
бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить одной подгруппе совместную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций, а другой идеальную семью, написав тезисы, определяющие особенности семей. Через 10 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.
В современном мире идеальные семьи являются исключением. Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в сою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают что нужно ребё нку:одежда, еда, образование, любовь. Всё это родители стараются дать ребёнку, при этом погрузившись полностью в работу,уделяя минимальное количество времени своему ребёнку.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Поэтому прежде чем начать работу с семьёй необходимо выявить тип семьи.
Какие же бывают семьи, я предлагаю вам определить совместно:
Типы семей в зависимости от структуры родственных связей:
нуклеарная (простая, состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
расширенная (сложная, представленная двумя и более поколениями семей.
Типы семей в зависимости от местожительства супругов:
патрилокальные — молодые живут в семье мужа;
матрилокальные — в семье родителей жены;
неолокальные — поселяются отдельно от родителей.
Типы семей в зависимости от критерия семейной власти :
матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
патриархат — во главе стоит мужчина;
демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространённой в настоящей).
Типы семей в зависимости от наличия обоих супругов:
полную семью, в состав которой входят оба супруга;
неполную семью, в которой один из супругов отсутствует.
Типы семей в зависимости от количества детей:
бездетная, или инфертильная семья;
однодетная семья;
среднедетная семья;
многодетная семья.
Таким образом, прежде чем начинать работу с семьями, необходимо выявить тип семьи.
Для плодотворной работы с родителями дошкольников необходимо не только выявить тип семьи, но и, учитывать её социальный статус (дифференцированный подход).
Попробуем совместно раскрыть компоненты социальной адаптации семьи.
1-й компонент социальной адаптации семьи — материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, её жилищные условия, предметное окружение.
2-й компонент социальной адаптации семьи — её психологический климат, т. е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом. Неблагоприятный климат в семье является в том случае, когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение.
3-й компонент — социокультурная адаптация. Высокий уровень культуры семьи: семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями. Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребёнка и поддерживает здоровый образ жизни.
В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведёт аморальный образ жизни.
4-й компонент — ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребёнку в семье. В случае конструктивного отношения к ребёнку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем её социально-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребёнку присутствует акцентуация на его проблемах — средний. В случае игнорирования проблем ребёнка и негативном отношении к нем — низкий.
Мы видим, что семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том. Как сотрудничать с той или иной семьёй. Но при этом мы должны быть уверены в одном, что детский сад только совместно с семьёй смогут создавать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психологические перегрузки, т. к. не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. Чтобы вы это прочувствовали я вам предлагаю игру «Карандаши».
Описание: Суть упражнения состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70 — 90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Даё тся задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперёд-назад. После выполнения подготовительного задания группа встаёт в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см, карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не опуская карандашей, синхронно выполняет задания (звучит медленная музыка) :
1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение;
2. Вытянуть руки в перёд, отвести назад;
3. Сделать шаг вперёд, два шага назад, шаг вперёд (сужение и расширение круга);
4. Присесть, встать.
Обсуждение: какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не подали? На что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научится «чувствовать» другого человека?
Вывод: карандаши как наши воспитанники, которые будут набираться опыта, не падая вниз если мы педагоги будем действовать совместно с семьёй.
Задачи воспитания и развития малышей будут решаться успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление отстранения родителей от детского сада позволят повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.