Людмила Абдурашитова
Семинар-практикум «Сплочение коллектива»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг командообразования
Подготовила
педагог-психолог
Абдурашитова Л. И.
Цель семинара - практикума : сплочение коллектива и формирование навыков командной работы.
Задачи:
— формирование и усиление общего командного духа путем сплочения коллектива;
— развитие навыков сотрудничества, ситуативного лидерства;
— формирование доверительного отношения участников группы друг к другу;
— развитие ответственности за свой вклад в командную работу;
— снятие стресса и усталости, психологических и социальных «зажимов».
Публикация «Семинар-практикум „Сплочение коллектива“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В основной части проигрываются упражнения. Цель обговаривается после упражнения, проводится рефлексия чувств участников.
Количество участников: 12–16 человек (оптимально, но число может быть неограниченным. Идеальный вариант — объединить участников мероприятия в две команды (по 6–10 человек).
ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ,
НАСТРОЙ НА РАБОТУ
— Здравствуйте! Сегодня вы поучаствуете в необычном тренинге, цель которого — сплочение коллектива и формирование навыков командной работы. Сплочение — это возможность стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, и как важно понимать друг друга даже без слов.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из самых энергоемких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
1. Упражнение «Что за зверь?»
Цель: сплочение, улучшение взаимопонимания участников.
Все берутся за руки, стоя в кругу, и начинают запутываться. Когда запутались все и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находится его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?» — спрашивает ведущий.) Когда «зверь» сориентировался, где у него право, а где лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом «зверь» должен пробежаться и, может быть, даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть», или собрать шарики, разбросанные по залу.
Обсуждение:
Какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?
2. Упражнение «Коврик»
Цель: выработка общего решения и умения достичь результата всей командой.
Шесть–десять человек встают на коврик.
Задача — перевернуть коврик, не касаясь земли, можно молча. Если хоть один участник касается земли, все начинают упражнение сначала.
Обсуждение:
Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения?
Как происходил процесс выработки и принятия решения?
Если бы упражнение повторилось, как бы действовала команда?
3. Упражнение «Держим круг»
Цель: почувствовать соседа по команде, сотрудничество.
Каждый участник берет гимнастическую палку и встает в круг, палку ставит перед собой и придерживает ее раскрытой ладонью. По сигналу ведущего все участники должны переместиться по часовой стрелке, оставив свою палку на месте, общая задача — не уронить палки. Упражнение выполнять труднее, если расстояние между участниками больше 50 см.
Обсуждение:
Падала ли ваша палка в ходе упражнения? Почему?
4. Упражнение «Цветное королевство».
Цель: развитие у участников умений и навыков социальной перцепции при использовании невербальных средств общения.
В сказочном мире существовали два королевства – Синее и Зеленое. Эти королевства были добрыми соседями, в столице каждого из них стоял дворец, в каждом дворце находились король и королева, принц и принцесса, главный министр, фрейлина, начальник стражи, повар, садовник, астролог.
Легко догадаться, что в синем королевстве у всех жителей костюмы были синего цвета, а в Зеленом – зеленые, да и другие вещи в этих королевствах были соответствующих цветов в остальном же никаких различий. Даже внешне король синего королевства был похож на короля Зеленого королевства. Однажды злая волшебница наслала на оба королевства ужасный ураган. Он был такой силы, что всех жителей, словно легкие перышки, разметало по сказочному миру, когда ураган наконец затих, жители не могли понять, в каком они из королевств – Синем или Зеленом – они оказались. Волшебный ураган не только все перемешал, но и лишил людей возможности различать цвета, поскольку все оказалось покрыто толстым слоем пыли. страшнейший грохот, сопровождавший ураган, на время оглушил жителей, и они ничего не слышали, однако всем жителям очень хотелось вернуться к своим привычным обязанностям, ведь каждый из них помнил, кто он и в каком королевстве он жил, но понятия не имел, кто находится рядом с ним.
Представьте себе, что вы оказались на месте жителей этих королевств, давайте попробуем разрешить возникшую перед ними проблему, каким образом мы будем это делать? сейчас вы по очереди вытяните карточку и узнаете, какая роль досталась вам в вашей игре – повара, или скажем главного министра, цвет надписи на карточке подскажет, к какому королевству вы относитесь. важнейшее условие - никому не показывайте свою карточку! посмотреть карточки можно только по моей команде.
Теперь, когда карточки находятся у вас, приготовьтесь, одновременно поднимите карточки, посмотрите, что у вас там написано и сразу снова положите их «рубашкой» вверх, слева от меня будет располагаться одно королевство, а справа другое. я не знаю, какое из них окажется - Синим, а какое – Зеленым. ваша задача навести порядок в королевствах. вам нужно выстроиться в одну шеренгу – каждому в соответствии с выпавшей ему ролью и в нужном королевстве. Порядок расположения указан на доске.
Какие вы молодцы! Сегодня мы увидели, как наш коллектив может на невербальном уровне почувствовать и понять друг друга, а для этого просто необходимо вслушиваться и стараться услышать окружающих себя людей.
5. Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения
Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Обсуждение в общем кругу:
Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?
6. Упражнение «Построимся»
Цель: демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.
Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения
7. Упражнение «Мое настроение»
Цель: сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
Участники делятся на группы по 5-6 человек. Ведущий предлагает каждому из участников нарисовать в разных участках ватмана свое настроение, как он себе представляет. Всем раздается бумага, фломастеры, гуашь. Дальше участникам предлагается придумать название своей работы и презентовать ее (стихи, песня).
Обсуждение: предлагается запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, что в слаженной работе, рождаются шедевры.
8. Упражнение «Лабиринт»
Цель : систематизировать и закрепить основные командные умения: слышать друг друга, говорить только по существу, максимально сосредотачиваться на результате.
На земле линиями обозначены контуры лабиринта. В лабиринте есть вход и выход — пункты А и Б соответственно.
одного участника через лабиринт.
Участник, проходящий лабиринт, идет с закрытыми глазами, в полном молчании. Он не может наступать на контуры лабиринта или переступать через них. Другие участники, находящиеся за пределами лабиринта, руководят его действиями следующим образом: каждый участник произносит только одно слово в порядке очередности, очередность остается постоянной. Участники не могут касаться участника, проходящего лабиринт.
9. Игра «Сотворчество»
Цели: способствовать мобилизации внимания и творческой фантазии участников в ходе решения групповой задачи;
интегрировать группу за счет осознания коллективной ответственности и включенности в совместную командную деятельность.
Ресурсы: доска и маркеры; одинаковый набор для каждой команды: клей, куски картона и цветной бумаги, проволока, 2-3 куска пластилина разных цветов, ножницы, 2 воздушных шарика, коробка спичек, 5 трубочек для коктейля.
Ход игры
Каждая команда усаживается за стол, на котором разложены необходимые материалы. Объявляется задача: через 30 минут группа должна представить товарищам из других групп плод своего коллективного творчества. Что за произведение будет выставлено на вернисаже – решать группе. Важно лишь, чтобы в этом творческом акте участвовала вся команда, решение принималось коллегиально, и в работе были использованы все выложенные на стол материалы! Дать название полученному произведению – дополнительная задача, стоящая перед коллективом творцов.
Через 30 минут все группы выносят работы на установленные в центре комнаты столы, и участники команд могут посмотреть и оценить творчество товарищей.
Обсуждение: какие работы представляют, на ваш взгляд, наибольший интерес? Что вы думаете по поводу названий произведений коллективного творчества? Как происходила групповая работа? (Обсуждение ролей, взятых на себя или навязанных группой. Стиль работы лидера и группы. Механизм принятия коллективного решения). В чем, на ваш взгляд, это задание проявило «плюсы» и «минусы» коллективного решения и совместного творчества?
10. Упражнение «Самоанализ».
Психолог: - Возьмите, пожалуйста, листочки. Нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас. Данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если вы выбрали красный, зеленый, желтый цвет, ну а если отдали предпочтение
синему, черному, коричневому цвету, очень жаль.
Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.
Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.
Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
Психолог: - И в заключении я бы хотела вам рассказать притчу «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно.
Берегите себя для себя! Спасибо за внимание!