МААМ-картинки

Семинар-практикум «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Наталья Кузнецова
Семинар-практикум «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум

«Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.

Задачи:

• 1. Познакомить педагогов с разными видами ар-терапии.

• 2. Мотивировать педагогов на использовании арт-терапии в своей работе.

• 3. Применить полученные знания на практике.

• 4. Создать положительный эмоциональный настрой в группе участников.

Материал: Материалы и приспособления: ноутбук, видеопроектор,колонки, презентация на тему «Арт-терапии», фломастеры, бусы,песок, салфетки столы для пескографии, влажные салфетки, раскраски, чистые листы бумаги, простые карандаши и цветные карандаши.

Ход работы:

Организационная часть.

Педагог-психолог: Здравствуйте коллеги. Сегодня мы с вами погрузимся в волшебный мир арт-искусства. Предлагаю всем встать в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.

Рисуют друг другу рисунок. Участники должны отгадать, что им нарисовали и поделиться своими ощущениями.

Педагог-психолог:А сейчас я познакомлю вас с презентацией «Арт-терапия»

Просмотр презентации.

Арт-терапия (англ. – art, искусство,буквально: лечение искусством)

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Сегодня мы познакомимся с разными видами арт-терапии:

• Изотерапия — рисование красками, цветным песком, пластилином на бумаге;

• Цветотерапия — воздействие цветовой гаммы на эмоциональное состояние с целью улучшения самочувствия;

• Песочная терапия — составление картины счастливого собственного мира из песка и т. д.

Арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Изотерапия является одним из самых популярных и эффективных методов арт-терапии. Мы с вами будем применять бусографию, как одну из техник изотерапии. Работа с бусами помогает снять эмоциональное и физическое напряжение, позволяет проявить своё творчество и фантазию.

Педагог-психолог: сейчас мы с вами поучимся работать с бусами. Начнем с самых простых элементов.

Выполняем упражнения «Змейка», «Улитка», «Цветок», «Бабочка».

Педагог-психолог: Расскажите,какие у вас были ощущения, когда вы работали бусами.

Педагоги делятся своими ощущениями.

Педагог-психолог:Сейчас мы познакомимся техникой «Рисование с помощью ладоней». Руки будут использоваться в качестве трафаретов и мы будем рисовать, используя наши ладони.

Эта методика позволяет снять тревожность, напряжение, повысить самооценку ребёнка, развивает творческие способности у ребёнка. Я думаю, что многие уже использовали эту методики или знакомы с ней.

Я вам продемонстрирую, как можно рисовать предметы используя данную технику и одну из картин вы нарисуете сами. «Дельфин»,»Павлин», «Птичка», Сова», «Котёнок», «Петушок», «Бабочка».

Педагог-психолог: Понравилось вам работать в данной технике?

Ответы участников.

Педагог-психолог:Песочная терапия – это один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира

Игры с песком (sand-play) – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психолого-педагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми дошкольного возраста.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Игра с песком полезна для развития мелкой моторики рук, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, навыков самоконтроля и саморегуляции у детей.

Песочную терапию можно использовать, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. В условиях детского сада не только педагог-психолог может использовать песочницу, но и воспитатели.

Педагог-психолог :.

Сначала мы разомнем наши ладошки и поработаем с пластичным песком. Упражнение «Чувствительные ладошки»

Давайте познакомимся с песком. Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Возьмите в ладошки песок и пересыпайте его из одной руки в другую, понаблюдайте за движением песчинок. Разровняйте песок.

Педагог-психолог:Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было?

Ответы участников.

Педагог-психолог:Общение с песком это своеобразный медитативный процесс, позволяющий расслабиться.

Педагог-психолог: сначала мы познакомимся с картинами, которые можно сделать из песка, а потом одну из картин вы сделаете сами.

Просмотр презентации и видео фрагмента.

Педагог-психолог:Сейчас мы с вами нарисуем картину «Кот на окне» с помощью песка.

Рисуем картину по образцу.

Педагог-психолог: Попрошу вас поделиться своими впечатлениями о работы с песком.

Ответы участников.

Педагог-психолог:У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.

Педагог-психолог: А в заключении я предлагаю каждому нарисовать своё настроение. Для этого мы будем ракрашивать мандалы.. Мандала «Цветочная поляна». Раскрашивание мандалы способствует снятию эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, развитию творческого потенциала.

Правила

1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость.

2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать выбор мандалы.

3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.

4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет.

5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.

Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой.

Самое важное — соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.

Педагоги закрашивают под релаксирующую музыку.

Педагог-психолог. Посмотрите, пожалуйста. Какие цвета доминируют у вас. Сейчас я буду давать интерпретацию каждому цвету

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.

Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.

Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие.

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию.

Коричныевый цвет говорит о нехватке жизненной энергии.

Серый -это нейтральный цвет он не несёт никакой информации и не имеет энергетической ценности.

Черный цвет не имеет цветового потока, он поглощает световые потоки. Может выражать сильные негативные эмоции тревогу, депрессию

Заключительны этап.

Рефлексия

Педагог-психолог: Семинар подошел к концу, хочется попросить вас проанализировать сегодняшнюю работу. Что показалось наиболее интересным, полезным для вашей работы? Что показалось трудным?

Ответы участников.

Педагог-психолог:Если вы считаете, что сегодняшний семинар был результативным - Похлопайте в ладоши, кто считает, что он сегодня хорошо потрудился – погладьте себя по головке;

Педагог-психолог:Применение в работе арт-терапии повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.

Самоанализ семинара-практикума для педагогов

«Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.

Задачи:

• 1. Познакомить педагогов с разными видами ар-терапии.

• 2. Мотивировать педагогов на использовании арт-терапии в своей работе.

• 3. Применить полученные знания на практике.

• 4. Создать положительный эмоциональный настрой в группе участников.

Мастер класс проводился с педагогами МБОУ СОШ № 30, дошкольное отделение «Пчёлка».

Считаю, что поставленная цель была достигнута. Задачи в ходе поставленный на мастер- классе были выполнены. При разработке семинара-практикума использовались методические рекомендации М. И. Родиной «Бусоград или волшебные игры феи Бусинки», программы Л. Д. Постоевой, Г. А. Лукиной «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников»,программа Е. В. Белинской «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками», методика О. а. Ореховой «Цветовая диагностика эмоций».

Методы, используемые в работе: просмотр презентации и видео фрагмента,беседа, ,психогимнастика, игры с бусами, тактильные игры, рисование с помощью ладошек, лепка из пластичного песка, рисование картины из песка, раскрашивание мандалы и интерпретация, самоанализ.

Формы работы: групповые, индивидуальные.

Организационный этап. Знакомство с темой семинара практикума, целями и задачами. Просмотр-презентации «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста», игра «Нарисуй предмет»

Практический этап. Знакомство с техникой бусоград и применение её на практик, направлена на снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики, творчества, повышение уверенности в себе.

На этом этапе педагоги познакомились с техникой «Рисование ладошкой», направленной на развитие мелкой моторики, улучшение межполушарного взаимодействия, восприятия, повышение самооценки, снятия тревожности и страхов. Игры с пластичным песком снимают мышечное и эмоциональное напряжение, развивают творчество и фантазию,мелкую моторику. Рисование песком снимат мышечноеи эмоциональное напряжение, развивает творчество, память,восприятие, повышает уверенность в себе. После каждой игры проводился анализ. Педагоги должны были сказать о свои ощущениях при работе, на что эти игры направлены, с какой целью их можно использовать и как применять в своей деятельности.

Рефлексивный этап. В заключении педагогам было предложено изобразить свое настроение, использую методику «Раскрашивание мандалы». Данная методика направлена на снятие эмоционального напряжения, релаксацию,гармонизацию своего эмоцинального фона. После раскрашивания была дана интерпретация эмоции и цвета. Была дана оценка семинара-практикума. Педагоги оценивали и говорили о том, что они смогут использовать в своей деятельности.

На семинаре-практикуме была создана позитивная, доброжелательная, рабочая атмосфера. Большая часть семинара-практикума проходила в форме практикума. Педагоги были активны,заинтересованы и достаточно раскрепощены. Активно работали в течении всего времени.

В целом, проведённый семинар-практикум отвечает, поставленным целям и задачам.

Публикации по теме:

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 октября 2024 в 23:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД